Выставка входит в цикл сменных экспозиций «Художник и время», который демонстрируется в залах графики в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники». Она продолжит знакомить зрителей с русским рисунком XIX – начала ХХ века. На выставке будет показано около 200 произведений корифеев русской графики — В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, Н.Н. Ге, И.Е. Репина, В.А. Серова, В.И. Сурикова. Каждый из представленных мастеров поднял искусство рисунка и акварели в России на неведомые ранее высоты. Творчество каждого из них будет демонстрироваться монографически — лучшими и характерными работами в отдельном зале.
Персональная выставка Игоря Поносова «Разрезая стены» обобщает многолетний опыт работы и взаимодействия художника с объектами городской среды. Вдохновляясь брутальными архитектурными формами и несуразным сочетанием материалов на улицах (рекламные баннеры, фальшфасады), Игорь Поносов осмысляет рутинную повседневность города посредством своих мимикрий и интервенций, имеющих ярко выраженный перформативный характер. В экспозицию включены фото- и видеодокументации взаимодействий с городской средой, а также графика, коллажи и фотографии, отражающие осмысление городских контекстов России, Германии и Эстонии. Представленные на выставке работы выполнены автором в период с 2015 по 2020 годы и объединены общей темой поглощения человека современной урбанизированной средой.
В марте 2020 года в Галерее ГУМ-Red-Line состоится персональная выставка Семена Файбисовича. Экспозиция «Новый мир» впервые развернуто представит работы художника 2016–2019 годов, реализованные в технологии высокой печати на холстах. Несколько работ из серии «Метаморфозы» были созданы Семеном Файбисовичем в сотрудничестве с ГУМ-Red-Line специально для выставки «Одна семья» весной 2019 года. Спустя год художник показывает, как развиваются темы, заявленные в этом проекте. Подразделы выставки: «Гравюры», «Живопись» и «Сюжеты», раскрывают фактурные и жанровые приемы и продолжают исследования природы людей и городского устройства. Всего на выставке будет показано 20 новых работ Семена Файбисовича.
Wish List — это выставка-проект, тотальная инсталляция произведений живописи, графики, прикладного искусства разных эпох и разных стран, в основе которой — работы из собрания московского коллекционера Максима Боксера. Увлекаясь различными направлениями в искусстве, он оказывается тем самым мечтателем, который предлагает зрителям погрузиться в таинственный лабиринт и попробовать вместе разобраться в темах и типах старых и современных коллекций.
На предыдущей выставке Александра Повзнера в XL («Рисунки на полях», 2018) небольшие по размеру работы были разложены прямо на полу зала. На новой же экспозиции под полушутливым названием «кусство», напротив, будут представлены масштабные произведения Повзнера: серия изображений примерно 3/3 метра, выполненных гуашью на крафтовой бумаге, а также гипсовая скульптура «Художник».
На выставке будут представлены произведения 32-х мастеров разных поколений, демонстрирующих широкий спектр художественных направлений и творческих поисков в этом динамично развивающемся в Корее виде искусства. Авторы работ в основном уже именитые художники-графики, но большинство из них представят свои работы в России впервые. В экспозиции собраны произведения, созданные в различных техниках печатной графики: здесь и традиционная для Кореи ксилография, и линогравюра, литография, офорт, меццо-тинто, акватинта, шелкография и коллаграфия, а также проскальзывает работа с цифровыми технологиями.
В советское время Умнов входил в широкий круг художников: среди них были те, кого сейчас называют «нонконформистами», и те, кто мог существовать в системе Союза художников, занимая отстраненную позицию к системе. Проделав путь от фигуративных, «наивных» работ 1960-х, наибольшую известность он приобрел в 1990-е годы, когда для соединения текста и образного решения начал использовать кровельное железо. На выставке представлены работы трех периодов: геометрическая абстракция 1980-1990-х годов из цикла «Противоположности», работы на жести 1990-2000-х и графика последних лет.
Выставка объединит произведения десяти авторов, как современных художников преимущественно молодого поколения, так и классиков неомодернизма. Поле зрения кураторов не ограничено рамками формального понимания графики, как техники на бумаге или картоне. Открывая новые стороны этого медиа, Светлана Баскова и Егор Софронов размышляют над взаимосвязью выбранной авторами техники с сюжетом произведения. Одна из целей проекта — стремление показать эксперименты новых художников, в чьих произведениях прослеживается стремление к наброску текущего времени.
В момент, когда коронавирус и самоизоляция в стране и мире постепенно уходят в прошлое или становятся частью новой реальности, фотолетопись, созданная Сергеем Пономаревым из 45 черно-белых панорамных снимков Москвы, призвана запечатлеть в памяти современников и будущих поколений беспрецедентную для современного человека ситуацию. Автору удалось увидеть столицу, которую сами жители города практически никогда раньше не наблюдали, – без людей и машин. Главными героями изображений стали здания, памятники и линии дорожной сети. Барокко, ампир, конструктивизм соседствуют с постмодернизмом и современными высотками, перекликаются репликами в великой пустоте. Среди знаковых объектов, сформировавших композицию выставки как традиционные символы – Красная площадь, отель «Метрополь», «Зарядье» и Парк Горького, ключевые столичные мосты, Новый Арбат и Пушкинская, так и ряд современных зданий – Balchug Residence, «Садовые Кварталы» и «Вестердам» – спроектированных всемирно известными архитекторами Хади Тегерани, Сергеем Чобаном, Сергеем Скуратовым и другими. Билеты на выставку можно купить на сайте музея.
Название проекта «Перерыв 15 минут» отсылает к практикам отдыха и восстановления сил, на которые мы тратим условные 15 минут. С другой стороны, это незапланированный «разрыв» в трудовом ритме, который сложно предсказать и спрогнозировать, так как он не привязан к астрономическому времени. Пандемия и введенные в связи с ней ограничения заставили нас всех задуматься о ходе времени. Как и следовало ожидать, труд и отдых оказались наиболее восприимчивы к влиянию подобных событий. Выставка носит документальной характер — в своей значительной части она была придумана и собрана до пандемии, а поэтому работы, вошедшие в нее, неизбежно представляют собой художественные документы «той» эпохи. Однако в нее также вошли и работы авторов, для которых реакция на текущее состояние труда и моментальная рефлексия происходящего являются частью художественной практики. На выставке будут представлены художественные проекты более чем двадцати современных авторов, а также предметы из собрания Всероссийского музея декоративного искусства. Через них выстроится маршрут по основным актуальными темам: рабочее время, офисный труд, свобода и ограничения труда, будущее труда, «бегство» из офиса, возвращение к ремесленным практикам, материальная культура труда и визуальная поэтика труда, личность в условиях цифровизации.