Москва

Все отзывы о спектакле «Зойкина квартира»

Постановка - МХАТ Горького
1
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 491
13 декабря 2009

Я, конечно, ни разу не сомневалась в том, что интерпретация Эрмитажа вне конкуренции: академические театры славятся любовью к точному следованию букве классика, так что спектакль раскатали на три с лишним размеренных, не захватывающих часа, и патриархальной строгостью нравов, благодаря чему бордель советской эпохи на сцене так и не был показан – на факт его существования лишь мучительно намекали. Но всё же я надеялась на большее, нежели увидела – как-никак, актёрский состав МХАТа раньше меня ещё не разочаровывал, но на сей раз порадоваться ему мне не удалось. Можно чисто по-человечески понять примадонну Доронину, не желающую уступать роли молодому поколению – но по Булгакову Зойке 35, а в спектакле мы видим бабу Зою более чем в два раза старше. Будучи замечательной, органичной барыней в «Лесу», Доронина на энергичную, предприимчивую даму не похожа ни разу – слишком вальяжна, вульгарна, невозмутимо-спокойна, слишком хорошо устроилась, чтобы можно было поверить, что она готова на любой риск ради бегства за границу от безденежья и унижений. Что до графа Обольянинова (Клементьев), то он откровенно ужасен – с первых секунд своего появления ввёл меня в недоумённый ступор своей резкой непохожестью на живого человека: так безэмоционально выговаривать свои реплики может только запрограммированный робот, которому плевать, что вообще происходит вокруг него и насколько эти реплики уместны в той или иной ситуации. Разве можно сравнивать этот дуэт с эрмитажевским – где Зойка (Белоусова) издёргана и измучена, но не теряет своего достоинства и не опускает руки, а граф (Романов) так блестяще аристократичен и благороден? А здесь и Гусь-Ремонтный, превращённый в Гусь-Хрустального (Горобец), отнюдь не влюблён, и второстепенные персонажи, в отличие от эрмитажевских, не запоминаются, и массовка никакая вообще – только несколько определяемых как «гости» персонажей промелькнуло, но смутно. Худо-бедно ярко смотрится разве что Аметистов (Габриэлян), но переигрывает, беспрестанно раздражающе хрюкая, отчего его присутствие на сцене и кажется наиболее заметным, однако персонаж остаётся в своей яркости карикатурным, шаблонным, плоским. Но что посмешило даже больше, чем традиционные для МХАТа продолжительные паузы посреди действия, во время которых занавес опускается и зрители в темноте ждут, пока сменят декорации, так это финал, дописанный авторами постановки за Булгакова: бац – и граф неожиданно оказывается предателем, бац – и откуда ни возьмись появляется инфернальной тенью в чёрном «мифическое лицо» и так же исчезает, решительно ничего в сюжет не привнеся, бац – и… зазвучало церковное песнопение. И под этот саундтрек все задержанные в злополучной квартире в белых сорочках медленно, по одному, поднимаются по лесенке на возвышение и встают там в ряд спиной к зрителям, лицом к расцвеченному звёздами заднику. На протяжении всей этой странной сцены я напряжённо ждала команды «пли!» и залпа по этому неприкаянному строю, но выстрелов так и не прозвучало, а мне осталось только гадать, о чём хотели сказать публике постановщики такой пафосной концовкой: то, что-де шантажисты и грабители, шлюхи и наркоманы – суть святые великомученики советского периода? Сдаётся мне, что вряд ли к таким выводам планировал привести читателя сам Булгаков, «повинный» в симпатии только к старой интеллигенции. А именно этого-то «интеллигентского» духа в спектакле и нет… Поэтому – на «Зойкину квартиру» идите в Эрмитаж, господа, ибо там это – шедевр.

12.12.09
Комментировать рецензию

1
0
9
Елена ККК
421 отзыв, 805 оценок, рейтинг 288
17 февраля 2019
спектакль очень понравился!

13 февраля я побывала в практически незнакомом для себя театре. Неожиданно незнакомым для меня оказался один из известнейших московских театров - МХАТ им Горького :) Причем попала сразу на премьеру этого сезона - спектакль "Зойкина квартира" . Постановка Т.В.Дорониной еще 1989 года, а в этом сезоне спектакль восстановлен, и режиссеры по восстановлению: Валентин Клементьев и Михаил Кабанов.
Сразу скажу - спектакль очень понравился!
С одной стороны, вполне классическая, "спокойная" постановка, без попыток режиссера "самовыразиться" любой ценой. С другой - увлекательно, ярко, узнаваемо. Такой... настоящий театр, "в лучших традициях" (ну как я их себе представляю, по крайней мере).

Причем в тот день было аж два ввода на роль - впервые сыграли Тимофей Ивашина (Аместистов, администратор) и Роман Титов (Швея). Что примечательно, я обоих их отметила еще во время спектакля.
Аметистов был просто восхитительный - вот то самое, что должно было быть! Такой плут, такой живчик, такой махинатор! :))) Само очарование, право же. Браво!
А вот с Швеей вышла незадача - со своего места я вроде как видела, что Швея у нас не особо похожа на женщину, но это настолько не вязалось со всей концепцией постановки и моими представлениями о театре, что я полезла в программку прямо во время действия. Там на Швею записаны две актрисы, фамилии явно женские... В общем, недоумевала я до тех пор, пока не дали свет и я не рассмотрела приписанную карандашом фамилию "Титов" :)
Нет, к актеру претензий никаких - Швея из образа не выходит, "хи-хи" зала срывает. Но зачем ввод именно мужчины здесь - не постигаю. В общем случае я как раз не против подобного (иначе бы к Виктюку в театр не ходила :)) ), но все же должно как-то увязываться со спектаклем в целом... В общем, этот ход театра я не поняла, право. Впрочем, роль настолько незначительна в масштабах спектакля, что общего впечатления "традиционности" не ломает.

Но вернемся к спектаклю :)
Зоя Денисовна Пельц в исполнении Л.Голубиной шикарна.
Совершенно прекрасны Гусь-Хрустальный - М.Кабанов и бывший граф - В.Клементьев. Оба невероятно хороши, каждый по-своему.
Бывший граф такой граф... кокаинщик, аристократ, чудо какое-то :) Гусь же... тоже хорош! "Гусь тоскует" (с) - прекрасно! :)))
Мощный образ у Манюшки (И.Архипова). Такая настоящая русская женщина! Прямо таки лучится красотой, силой, здоровьем, хорошим таким весельем.

Одним словом, спектакль всячески советую. Только будьте осторожны: на сайте указано "продолжительность 3 часа", в программке вообще нет этой информации... А наш спектакль закончился в половину одиннадцатого! Т.е. это три часа действия плюс время антракта. Рассчитывайте свое время правильно! :)

2
0
8
ЕКАТЕРИНА УРЗОВА
393 отзыва, 421 оценка, рейтинг 169
25 декабря 2018

Что сказать? Отличный текст, хорошая режиссура, замечательные актерские работы, прекрасные костюмы и декорации. Тут все здорово, не сомневайтесь. Булгаков-сатирик так развернулся, что - ни одного положительного образа. Но и супер-отрицательного нет. Аметистов - мошенник, но обаятелен донельзя. Обольянинов - наркоман, но сколько в нем достоинства. Манюшка - глупая девка, но разве она не заслуживает кусочек счастья? Зоя - содержательница подпольного борделя, но до чего хороша!

В этой пьесе уже немного чувствуется будущая книга "Мастер и Маргарита". Как? Даже не знаю как объяснить. Общая обстановка, характеры персонажей, эпоха. Кстати, в спектакле это обыграно: в начале и конце появляются герои из из "Мастера и Маргариты".

Минусы.
Сцена с церковными песнопениями в конце. Что это было?

Резюме: очень крепкий спектакль, практически без минусов. Вам понравится, если вы любите Булгакова

2
0
10
Ия Яковлева
246 отзывов, 250 оценок, рейтинг 150
27 декабря 2018

Тепло, уютно, темно и красиво.
Смешно и грустно.
Есть рояль на сцене. И безответственные дамы.
К ним каждый вечер бегают ответственные лица
Мужского пола
Хозяйка Зоя Пельц мечтает съехать заграницу.
За эту пьесу в свое время заступился Сталин.
Это была вводная песня нашего хора (зрителей) к сатирической комедии господина Булгакова М.А.
Пьеса, которая при первой? постановке в театре Вахтангова, разрешенной официально, кормила театр какое-то время. Хотя цензура и исключила из текста что-то, например
частушку, исполняемую Мёртвым телом:
«Пароход идет прямо к пристани, будем рыб кормить коммунистами».
Ну совсем дерзостно, действительно. «Да он властей не признает»
Привлекателен факт, что такая квартира была в Москве, и фунционировала именно таким образом, даже адрес ее известен, и хозяйку звали Зоя.
В весьма конспиративной квартире это предприимчивой нэпманши, замаскированной под ателье, помимо начальников, имена которых никто не запомнил и не запечатлел, разумеется, кроме ехидного автора пьесы, тоже посещавшего веселый салон, проводили время Есенин, Маяковский, Мариенгоф, Шаляпин и другие люди.
А теперь и нам на это можно посмотреть.
Вот например, обаятельный, ловкий и совершенно бессовестный мошенник Аметистов, брат хозяйки. Играет Сергей Габриэлян. С блеском.
Или бывший граф, Обольянинов, не слишком старый, подлинный аристократ. Безупречные манеры, саркастический голос, уверенная речь, прямая спина. Этот иждивенец – бриллиант чистой воды. Клементьев Валентин как Обольянинов в своей стихии.
Высокое начальство нового поколения, с фамилией Гусь (ну не Хрустальный, а самом деле), освоил и средства нового советского государства, и манеру развлекаться по старому образцу.
Но в любви у него неудача. Любовница и звезда его сердца Алла Вадимовна, берет только денежки у Гуся, а копит их на «жениха» в Париже, продавая и покупая. Продается в ателье тело великолепной и незабываемой Аллы Вадимовны (для любителей замороженных дневных красавиц), покупаются парижские наряды (паковать продаваемое тело нужно модно и эффектно) там же. Шалковская Татьяна очень искусственна в этой роли. Разговаривает будто у стоматолога в кресле лежит, с короткими подвываниями. Двигается под музыку без попыток соблазнять, будто медуза в переполненном аквариуме, вольготно выглядит только когда лежит, будто со смены пришла, отработав на заводе, и все – лучше не трогать.

Зоя Пельц – Фадина Ирина – очень понравилась. Такая искренняя в своем умении жить, красивая, яркая, эмоциональная, высокомерная. В общем, захотелось тоже к ней в гости.
Хотя уже сижу ведь, и на безопасном расстоянии.
Весело в этой квартире и среди прислуги. Горничная Манюшка (Архипова Ирина) такая радостная, услужливая, крупная и проворная. Улыбка, коса – все хорошо. Но влекома к китайцам. Русские девушки любят что-то эдакое. Турки-египтяне, во времена НЭПа – китайцы, видимо. Газолин – Айсин Андрей и Херувим – Антон Наумов – китайцы совершенно преступные. Нельзя было Зое Денисовне их в дом пускать, пусть даже юбки гладить модельщицам. Но нужен морфий для графа. Любовь погубила Зою Пельц, стало быть.
И еще советских мелких чиновников – взяточников прокатили. Председатель домкома Аллилуйя – Оя Артемий- ну просто вечный тип. Все таких видели и в наши времена.
Постановка – восстановленная, режиссеры нового спектакля – Клементьев Валентин, Кабанов Михаил.

1
0
9
kagury.livejournal.com
129 отзывов, 148 оценок, рейтинг 50
30 марта 2019

Сам Булгаков когда-то определял жанр этой пьесы как "трагическую буффонаду, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве». И кто бы мог подумать, что это так очаровательно будет смотреться в том же городе почти 100 лет спустя.

Конечно, сейчас пьеса уже не выглядит сатирой, скорее эдаким забавным уютным ретро-спектаклем с почти незаметной булгаковской чертовщинкой. Но какие в нем типажи! И как же классно их играют!!!

Скажем, аристократ Обольянинов - ну просто до мозга костей аристократ. Осанка, походка, манера вести беседу. Что не мешает ему быть при необходимости трогательно беспомощным, а также наслаждаться прикупленным у китайцев кокаином. Но кто тогда не?

Кстати, о китайцах. Китайцы уморительны, местами почти до гротеска, но таки в него не переходя. (за что спасибо!) Почему-то подумалось, что в Москве видимо всегда были вот такие любопытные персонажи с национальным уклоном, и именно в нем и был особый шарм: то дворники-татары, то вот китайцы-наркодилеры, ныне дворники-таджики. И отношение примерно похожее - дружелюбное и немного добродушно-покровительственное, словно к людям с другой планеты.

Основной сюжет крутится, как известно, вокруг очаровательной дамы - Зои Денисовны, которая мне почему-то очень напоминала Ольгу из Мариенгофовских "Циников":
— Очень хорошо, что вы являетесь ко мне с цветами. Все мужчины, высуня язык, бегают по Сухаревке и закупают муку и пшено. Своим возлюбленным они тоже тащат муку и пшено. Под кроватями из карельской березы, как трупы, лежат мешки.
Ольга подошла к округлому зеркалу в кружевах позолоченной рамы.
— А как вы думаете, Владимир…
Она взглянула в зеркало.
— …может случиться, что в Москве нельзя будет достать французской краски для губ?
Она взяла со столика золотой герленовский карандашик:
— Как же тогда жить?

Зоя Денисовна создала у себя в квартире настоящий оазис мирной старой жизни, эдакую дверь в прошлое (пусть и не очень моральное, зато уютное), обеспечивающую ей приличный доход, и заодно - довольно приятное существование в суматошной атмосфере всеобщего уплотнения и деления. Впрочем, сама она с оптимизмом смотрит в будущее - Париж так и маячит на горизонте (и там точно есть герленовские карандашики). Великолепно сыгранная роль шикарной женщины, которая остается таковой вне зависимости от обстоятельств.

Если прекрасный Обольянинов - скорее милая декорация в стиле изящного манто, то другой приятель Зои - Аметистов - турбодвигатель ее проекта. О, это настоящий Великий Комбинатор (кстати, вроде как именно Аметистов послужил прототипом Остапа Бендера), способный обоять, уговорить, заморочить, увлечь и запутать любого, невзирая на звания и погоны. И достичь-таки своего (будущий Коровьев?)

Не могу также не отметить Манюшку. Это домработница Зои. Бойкая и веселая девица, про каких говорят "кровь с молоком". Типичная русская красавица - с длинной косой, заманчивыми формами и не лезущая за словом в карман. Мечта китайцев - еще бы, такая прекрасная большая женщина! И еще одна замечательная роль.

В общем, как вы поняли, здесь определенно есть на кого посмотреть. С плюсами все ясно.

Немного о минусах. Собственно, характеристика Булгакова, как я понимаю, посмотрев спектакль, самая точная. Напомню: трагическая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве. И действительно, пьеса по сути - это серия портретов. Несомненно талантливая (причем, как в источнике, так и в исполнении актеров МХАТа), но именно что серия. Галерея. Сюжета, как такового, в пьесе практически нет. И если в первом действии это незаметно на фоне интересной игры, то во втором подсознательно ждешь некоторой развязки, а она.. ну прямо скажем слабовата. Но это претензия к Михаилу Афанасьевичу.

В целом, для меня это был очень мхатовский спектакль. Очень мхатовский - это значит, что сначала ты с любопытством изучаешь приятно реалистичные декорации, а затем с гурманским наслаждением наблюдаешь за гармонично вписанными в пространство сцены прекрасными актерскими работами. Пожалуй, это то, ради чего я и хожу в театр. Когда из поворота головы, удачной паузы, пожатия плечами, правильно выбранной интонации складывается живописнейший образ, изучать который страшно интересно. Вообще, наверное, приятно играть обаятельных мерзавцев, по-крайней мере мне казалось, что актеры получают от происходящего не меньше удовольствия, чем зрители.

Кстати, знаете, как Булгаков назвал тех дам, которые нынче именуются "девушки с пониженной социальной ответственностью"? Он был более лаконичен - "безответственные дамы". Ну разве не прелесть?

0
0
?
Владимир
67 отзывов, 79 оценок, рейтинг 50
17 декабря 2003

"Зойкина квартира" – интереснейший спектакль, поставленный по пьесе великого русского драматурга, «мастера и мага» театра М.А. Булгакова.
Дело происходит в Москве, в двадцатые годы прошлого века. Раздухарившиеся благодаря НЭПу дельцы во всю ворочают своими делами. Вот и предприимчивая мадам Зоя не стала исключением. Под видом швейной мастерской она открывает публичный дом, в котором обслуживают и таких же дельцов, как она, и членов партии.
За ней неумело охотятся представители органов правопорядка молодой советской республики, которых Булгаков мастерски высмеял, дав понять зрителю, что для того, чтоб быть интеллигентным человеком, недостаточно носить фрак и пенсне! Дело мадам Зои идет очень успешно, клиенты довольны… но… всегда найдётся такое обстоятельство, которое сведёт все на нет и всё разрушит.
Превосходно играют актёры. Главную роль - роль Зои - исполняет Т. Доронина, остальные актёры тоже подобраны очень здорово. Спектакль оставил хорошее, доброе впечатление качественного произведения. А самое главное, что это Булгаков. Булгаков!

2
0
10
Света Аржадеева
47 отзывов, 77 оценок, рейтинг 39
24 февраля 2019
Прекрасная постановка

13 февраля 2019г смотрели спектакль «Зойкина Квартира» в Московском Художественном Академическом Театре имени М. Горького. Спектакль очень понравился! Все время очень смешно! Очень талантливая постановка, замечательные актеры. Зоя Денисовна Пельц ( Л.Д. Голубина), Обольянинов
(В.В. Клементьев), Аметистов (Т.В. Ивашина), Манюшка ( И.А. Архипова),Гусь-Хрустальный (М.В. Кабанов) и др. Прекрасная игра, спасибо! Хочу отметить также декорации сцены, очень понравилась атмосфера в которую мы погрузились во время спектакля. Спектакль идет три с половиной часа, но для меня прошел на одном дыхании.
Спектакль "Зойкина квартира" поставлен по одноименной пьесе Михаила Булгакова. Признаюсь, что не читала пьесу, но теперь обязательно прочту. Очень хочется для себя пересмотреть, обдумать некоторые моменты. Спасибо Татьяне Васильевне Дорониной за прекрасную постановку. Рада, что провела вечер в Вашем театре.

1
0
8
Elena Shmyreva
253 отзыва, 257 оценок, рейтинг 33
17 апреля 2019
Криминальная комедия времен НЭПа

Как же остро стоял квартирный вопрос в двадцатых годах, если эта тема упоминается Михаилом Афанасьевичем Булгаковым не один раз. «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Театральный роман» и вот пьеса «Зойкина квартира».
Пьеса на темы слегка нафталиновые, но диалоги забавны. Роскошные костюмы дам в стилистике 20-х годов. Оформление сцены зеркалами с рамками в стиле модерн. Отличная игра и подбор актеров. Не было мыслей, что кто-то не на месте. Достойная постановка. Финал для меня, правда, выглядел несколько пафосным и надуманным. Притянули мефистофельскую тему и тему покаяния. Но общего положительного впечатления он не испортил.
Шла с большой опаской, поскольку где-то не далее года назад пыталась посмотреть эту вещь в Электротеатре Станиславский. Там не выдержала режиссерского видения и ушла после первого акта. Во МХАТе трехчасовое представление пролетело незаметно.

0
0
8
ТАТЬЯНА КОРЗУНИНА
232 отзыва, 233 оценки, рейтинг 31
15 февраля 2019

Люблю Булгакова, но вот "Зойкину квартиру" не читала и никогда не видела спектаклей по этой пьесе. Так что шла посмотреть в том числе и с ознакомительной точки зрения. Заполнить пробел в образовании.
Зарисовки из жизни москвичей времён НЭПа.
Пьеса очень "театральная" - яркие персонажи - просто раздолье для актёров. Столкновение разных миров на одних квадратных метрах: востока и запада, графов и пролетариев, советской постреволюционной реальности и мечт о Франции. И хоть пьеса сатирическая, но честно, грустно... Счастливых нет и не предвидится. Уж даже хотя б за Гуся порадоваться - уж он-то в шоколаде должен быть! Угу... Вроде бы сатира, штрижки портретов-судеб, а ты понимаешь, что в раздрае находились все.. Кто друг, кто враг? А душа просит любви и близкого человека в любые времена, а мечты у всех, но достижимы ли они? И что ты готов сделать? Продаться? За взятку, за чаевые, за огромную зарплату? У всех есть цена...
Все образы объёмные - нет ни яркоотрицательных, ни яркополжительных... Недостатков у всех предостаточно, но и положительное тоже есть!
Даже эпизоды яркие! Одна мужеподобная модистка с утюгом, приляпывающая на утончённых клиенток бантики, чего стоит!
А ещё ж и красивые музыкальные моменты! Очень атмосферно!

Зоя Денисовна Пельц - Лариса Голубина.В этом образе очаровала! Эффектная и остроумная женщина. Умеет крутиться в любых условиях. Как вышколена, что отвечать управдому, Манюшка! Комар носа не подточит! Но не всегда можно всё просчитать... У меня есть знакомая Зоя, так она своё имя расшифровывала "Змея особо ядовитая", ну, змеёй эту Зою тоже называли :-)))
При всей её яркости и деловитости трогательны отношения с Обольяниновым.
Обольянинов - Валентин Клементьев. Граф-наркоман. Кокаинщик чистейший, но при этом и граф до кончиков ногтей! Столько достоинства! "Бывшая курица"... "Потом, когда изменится ситуация, я пришлю вам секундантов" - беря чаевые за игру на фортепиано. И эта ещё более сверкает и разделяет бездну между ним и Гусем, который вообще не понимает, что имелось в виду, и отвечает: "И им дам!" (имеется в виду денег, так как он одаривает всех, кто организовал такой прекрасный вечер в Зойкиной квартире). Пропасть между двумя мирами.
Аметистов - Тимофей Ивашина. Дебют в это роли, между прочим! И дебют прекрасный! Яркий плут и мошенник! Но плут обаятельный! Даже по-моему Оьольянинов восхитился его игрой, хоть панибратство Аметистова Павла Фёдоровича и раздражает!
Манюшка - Ирина Архипова. Огонь-баба! Озорная красавица. Кружит китайцам головы! Очаровательнейший образ! И стать русская! Бесподобны её фразочки, а также демонстрация платья!
Гусь-Хрустальный - Михаил Кабанов. Вот тут точно можно было б с сатирой развернуться - один образ чего стоит (Лев Давыдович? Не узнаю вас в гриме :-))))) ). Но обычный человек, даже в общем-то деньги его не превратили в хама. Да, Обольянинов находил, где оскорбиться, но со стороны Гусь-Хрустального намерения оскорбить не было. Есть в нём что-то от купца, который сорит деньгами, когда удачную сделку провернул. Так ещё и влюблён! Неоднозначный образ вышел. Очень интересный, хоть и довольно неброский по сравнению с другими персонажами. Броско его положение.
Алла Вадимовна - Татьяна Шалковская. Аристократка-артистократка! Но всё покупается...
Забавны и колоритны китайцы в исполнении Андрея Айсина и Антона Наумова.

0
0
8
ms_sunshine94
282 отзыва, 282 оценки, рейтинг 22
6 февраля 2019
Хорошо для тех, кто не читал произведения

Спектакль «Зойкина квартира» во МХАТ им. М. Горького – образец постановки по раннему творчеству М.Булгакова. В «Зойкиной квартире» описываются 1920-е г., период НЭПа, когда бывшие богачи после революции пытаются примириться с новыми порядками и выжить в непривычных условиях. Впрочем – нет, не выжить они хотят, а жить припеваючи, как раньше. На этом и строится весь сюжет.

«Зойкина квартира» стала одним из первых режиссерских опытов Татьяны Дорониной в качестве художественного руководителя МХАТа. Она же играла главную роль в 1989 г. Сейчас спектакль восстановлен благодаря народным артистам России В.Клементьеву и М.Кабанову.
Главную роль играет И.Фадина. Она – прекрасная Зоя Пельц: хитрая, ловкая, обольстительная когда нужно. Ей пригодится смекалка, когда власти решат «уплотнить» дамочку, которая в столь сложное время живет с горничной в шестикомнатной квартире на Садовом. Тогда она выторговывает себе разрешение открыть в квартире швейную мастерскую. На самом деле – это вовсе не мастерская, а дом свиданий.

А компания в Зойкиной квартире собралась хоть куда… Ни одного положительного персонажа, зато все такие колоритные. Любовник Зои – бывший дворянин Обольянинов (В.Клементьев), наркоман-морфинист, но какая у него интересная специфическая манера речи. Обольянинов никак не может «постичь» новых порядков, привыкнуть к новой жизни. Молодой еще мужчина (по сюжету), он «закостенел» в воспоминаниях о дореволюционном времени. Вызвать на дуэль того, кто даст тебе на чай, когда ты сам – пианист в борделе, это просто нелепо.

Аметистов (С.Габриэлян) – кузен Зои, настоящий жулик и проходимец, который шантажом выпрашивает у нее должность администратора борделя. Пронырливый, обходительный подхалим, когда ему нужно. Также у Зои служит горничная Манюшка (И.Архипова) – глуповатая девушка, которая никак не может разобраться в своих отношениях с китайцами. Китайцев двое – Газолин и Херувим (А.Наумов), поставщики морфия и бывшие бандиты.

Главный посетитель борделя – богач по фамилии Гусь-Хрустальный (М.Наумов), который хочет забыть свою большую любовь. Среди девушек борделя выделяется Алла Вадимовна (Т.Шалковская) – утонченная и возвышенная, дворянка, она идет работать к Зое, чтобы та простила ей долг за наряды и поднакопить денег на поездку в Париж к жениху. Скажу сразу, что именно ее героиню я не совсем поняла, мне чего-то не хватило для объяснения поступков этой странноватой молодой женщины.

Булгаков написал истинный сатирический фарс, тут и забавные фамилии (Аллилуйя, Гусь-Ремонтный (заменен на Гусь-Хрустальный), и множество смешных ситуаций. А в спектакле мне показались излишними сцены с некоей «тайной канцелярией», которая давно следила за обитателями квартиры и собирала на всех досье, они немного затягивают действие. Зато порадовал такой типично булгаковский налет мистицизма: кто это мифическое лицо, которое прописано в закрытой комнате квартиры? Где он? И почему так внезапно появляется в конце?

В целом, спектакль понравился, рекомендую для ознакомления с произведением Булгакова.

0
0
10
ВЕРА УЖВА
96 отзывов, 121 оценка, рейтинг 11
18 апреля 2019

МХАТ хорошо и классически рисует срез эпохи. Экзистенциальный кризис этой эпохи тоже. Начало и конец спектакля по-булгаковски безумные: на сцене невнятные персонажи в дикой картине.
К актрисе, играющей Зою, большие претензии: она должна быть эффектна и харизматична. Ирина же Фадина, статная интересная женщина, справилась с ролью с пронзительным психологизмом.
На следующем месте хороша Манюшка, служанка и преданная помощница Зои. Игривая, аппетитная, с внешностью женщины русских селений.
Валентин Клементьев убедительно играл опечаленного, выброшенного на берег советской власти дворянина, который «с 1625 года может жить только на Остоженке».
У Тимофея Ивашины лицо очень живое, глаза хитрые, энергетика навороченная – для роли харизматичного проходимца Аметистова самое то.
Китайцы были тоже хороши. Русским актёрам надо очень постараться, чтобы сыграть представителей этой далёкой по сути и расстоянию культуры. Их образы приносили нам зрителям много юморных моментов.
В целом я бы сказала, во МХАТе актёры играют очень театрально, некоторым образом удалённо от зрителя, тем более современного. Но в этой театральности есть свой шарм, сохраняемый во МХАТе.
Полный отзыв: https://flamingovv.livejournal.com/1066419.html

0
0
9
Пользователь Афиши №355409
3 отзыва, 12 оценок, рейтинг 10
16 ноября 2008

Здравствуйте! Посетил этот спектакль и вот , что хочу сказать.
Мне очень понравилась постановка. В главной роли играет сама Доронина, видно конечно, что не тот возраст и тяжело громко говорить, но игра ее выше всяких похвал.
Спектакль переносит зрителя в мир, уже далеких, 30-х годов НЭП-а, где каждый пытается открыть свое дело и заработать. Зойка- не исключение и под видом ателье открывает Веселый Дом... Атмосфера передана очень профессионально, присутствует некий контраст, общего представления Советского периода и квартиры Зойки.
Игра актеров восхитительна ( Доронина держит марку истинной драмматургии).
Очень хорошо переданы основные черты народных масс. "Гусь"- богатый чиновник, встречающий свою мнимую невестку в роли девушки легкого поведения; Граф - истинный русский интеллигент, которого заберают нквд-шники, причем игра актера такова, что все характерные черты этого социального класса переданы с бесподобной точностью, другие актеры также сыграли очень хорошо ( писать обо всех займет уйму времени).
Пьесса по сути трагическая и заканчивается трагично, плакать конечно не тянет, но осадок остается глубокий, неприятно смотреть на разложение своего народа, но пока существуют такие "Графья", наш народ еще продержится.

0
0
9
Екатерина Кузовкина
33 отзыва, 85 оценок, рейтинг 9
1 апреля 2019

Первая половина двадцатых годов в СССР была довольно свободным временем. Экономику снова отдали в частные руки (частично, конечно), рыночные отношения снова были легализованы. Однако подобные изменения не только дали возможность людям хоть как-то заработать и прокормить себя, но и развязали руки мошенникам всех сортов. Ильф и Петров здорово описали период НЭПа в своих произведениях, булгаковская "Зойкина Квартира" - тоже об этом.

Главным героем пьесы можно назвать саму квартиру, которую ее хозяйка, Зоя, смогла уберечь от уплотнения, и с помощью которой мечтает легко и быстро заработать достаточно денег, чтобы эмигрировать во Францию. В квартире организуется швейная мастерская, которая на самом деле является прикрытием для другого, менее респектабельного бизнеса.

Любопытно, что в качестве прототипа своей главной героини Булгаков взял реальную Зою – содержательницу притона в Москве. При ее аресте был задержан и поэт Сергей Есенин… но это совсем другая история )))

Сейчас «Зойкина Квартира» ставится многими труппами, но мы выбрали МХАТ им. М. Горького. И не разочаровались. Замечательные актеры, чудесные декорации, музыкальное сопровождение – все на самом высоком уровне. Продолжительность спектакля значительная, больше трех часов, но это совсем не утомительно.

Удивительно передана атмосфера НЭПовского времени. Жажда наживы буквально у всех. Однако и в гонке за деньгами даже самые непривлекательные персонажи хотят любить. Но, похоже, грязные заработки не дают их чувствам быть чистыми. И актеры очень хорошо передают ту гниль, которая проникла даже в самое светлое, что может быть у людей.

0
0
8
Дарья
38 отзывов, 38 оценок, рейтинг 4
20 февраля 2019

Ходили недавно с подругой на спектакль "Зойкина квартира". Мне очень понравилось! Рекомендую. Я не читала этого произведения, но Булгаков есть Булгаков. Не ширпотреб! :-). Надо отметить, что спектакль длился довольно долго, но смотришь на одном дыхании. Отлично играют актёры! Не вычурно. Очень радует, что не было манерности, ужимок, переигранности (на мой взгляд)! Академическая школа! Люблю классические постановки! Интересный спектакль. Захотелось прочитать это произведение.

0
0
10
Надежда Киракосова
19 отзывов, 21 оценка, рейтинг 3
5 февраля 2019

«Зойкина квартира» - сатирическая комедия, обличающая нэмпанские нравы, была специально написана М.А. Булгаковым по заказу театра Вахтангова в 1925 году. Ее многократно ставили и другие театры, и так же многократно снимали с показов по разнообразным политическим и процессуальным причинам. Сам писатель о спектакле говорил так: «Это трагическая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве».
Жизнь пьесы оказалась долгой, пороки человеческие, метко описанные Булгаковым и по сей день вполне актуальны. Так что эту историю часто ставят и в наше время.
Как зритель, я видела пьесу несколько раз на сцене, и в виде дипломного студенческого спектакля, и в виде других трактовок. Несколько дней назад я побывала и на одноименном спектакле в театре МХАТ имени М. Горького, о чем с удовольствием и рассказываю.
Режиссер-постановщик спектакля - народная артистка СССР Т.В. Доронина. Режиссеры по восстановлению – народный артист России В.В. Клементьев и народный артист России М.В. Кабанов. Они же, напишу об этом далее, сыграли и центральные роли в спектакле.
О чем пьеса? Тридцатипятилетняя, предприимчивая вдова, желающая уехать из ставшей советской России, чтобы заработать денег для исполнения своей мечты, организует швейную мастерскую,которой маскирует публичный дом. Клиентами этого аморального заведения становятся уважаемые граждане, обладающие деньгами. Вокруг этого заведения, как и положено, бушуют все возможные страсти и притягиваются самые разнообразные порочные персонажи.
В замечательных декорациях, воссоздающих атмосферу барской квартиры того времени, актеры рисуют яркие образы, танцуют, и замечательно (огромное спасибо за такое атмосферное исполнение) поют старинные романсы, подчеркивая музыкой атмосферу того времени.
В роли вдовы, Зои Денисовны Пельц в этом спектакле впервые выступала (Л. Голубина). Актриса играла замечательно. Деловая Зоя, умеющая решить любые проблемы, но теряющая волю, при общении с любимым мужчиной. Актрисе очень идут наряды героини. И Зоя ее, несмотря на всю свою порочную активность, вызывает лично у меня сочувствие.
Павел Федорович Обольянинов (В. Клементьев) разорившийся аристократ, морфинист, пребывающий в своем мире персонаж, не замечающий особенно, что происходит вокруг него – по-моему замечательно сыгранный герой, вызывающий и сочувствие, и раздражение одновременно.
Александр Тарасович Аметистов (С. Габриэлян) - предприимчивый, обаятельный авантюрист, родственник Зои, которого она берет на работу администратором в свое заведение. Лучшего Аметистова я, пожалуй, не видела. Экспрессия, ирония, темперамент, невозможно оторваться от сцены во все моменты, пока на сцене находится этот персонаж. По десятибалльной моей личной шкале – это десятка!
Манюшка – горничная Зои, активный участник всех происходящих событий, красотка, вызывающая огромный мужской интерес. Персонаж отлично сыграла (И. Архипова). В героине все и крестьянская хитрость, и наивная предприимчивость, и вполне управляемая строптивость. Отличная работа! Яркий персонаж.
Борис Семенович Гусь-Хрустальный ( М.Кабанов) -по-моему совершенно прекрасен его персонаж. Хорош и в роли делового, наделенного возможностями человека, и в роли гротескного страдальца о разрушенной любви, это все очень смешно. Нюанс - костюм и прическа актера, делают отсылку к портрету Сталина. Что делает страдания его персонажа еще пикантнее.
Алла Вадимовна ( Т. Шалковская) – дама, приятная со всех сторон, желающая хорошо жить и от того идущая на сомнительные жертвы. Персонаж сомнительно трагический. Тоже отличная работа. И голос. Очень красивый голос у актрисы.
Анисим Зотикович Алилуйя ( А. Оя) – нечистый на руку управдом. Вполне распространенный и в наше время, узнаваемый типаж. Очень удачно сыгранный актером.
Газолин ( А. Айсин) -не покидало ощущение, что костюм китайца актеру очень мешает. Что вот если бы не было костюма, то тогдаааа. Но в целом вполне достойное изображение персонажа.
Херувим ( А. Наумов) – мутный персонаж, корыстный , мелочный злодей, которого никто не принимает всерьез, что совершенно напрасно. Удалась роль, на мой взгляд. Особенно хорошо это понятно в сцене убийства. Такой большой актерский потенциал у исполнителя, на мой взгляд.
Персонажей еще много, обо всех могу сказать одно и доблестные муровцы, раскрывшие притон и клиентки салона, и швеи, и остальные персонажи – мне кажется, очень хорошо передают атмосферу, которую хотел показать Булгаков. И органично играют свои роли.
Забавный нюанс. Аметистов все время перевешивает и всячески обращает внимание на портреты вождей, в начале он достает их из чемодана, потом портреты висят на стене мастерской.
На одном портрете Берия, на втором Дзержинский. По-моему, это чудесный штрих.
Моя оценка спектаклю – десять по десятибалльной шкале. Есть небольшие разночтения с пьесой, но это не страшно. Потому что, повторюсь, атмосфера пьесы передана безукоризненно. Это стоит увидеть своими глазами.

0
0
9
Сергей Колесов
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
24 марта 2019
Отличная классическая постановка

Несколько дней назад мы с супругой наконец-то выбрались в театр. Я немного побаивался, что попаду на какую-то современную постановку. Хотя, конечно, МХАТ имени Горького – это, безусловно, гарантия классического подхода.

Смотрели «Зойкину Квартиру» по Булгакову. Двадцатые годы, НЭП, каждый выживает, как может. У каждого – свои пороки. Но даже и в такой ситуации в людях теплится прекрасное чувство (да-да, я сентиментален) – любовь.

Правда, иногда даже не верится. Любовь ли это? Или что-то еще? Может быть безумие, может быть тщеславие, желание обладать людьми, как вещью. Не поймешь.

Три часа (с одним антрактом) пролетели незаметно. Уровень игры актеров невероятно высок. Чувствуется образцовая школа.
Еще понравились декорации. Во многих современных театрах придерживаются минимализма. На сцене один стул, и этого достаточно. Но не в МХАТе. Здесь с декорациями все в порядке. И костюмы тоже выше всяких похвал.

Для себя выделил игру Ирины Архиповой. Настоящая зажигалка! В роли Манюшки она была совершенно очаровательна. Самая честная такая героиня.

1
0
5
y2008
3 отзыва, 4 оценки, рейтинг 1
16 ноября 2008

Спектакль, относительно неплох, но только относительно.
Актерская игра могла бы быть и лучше. Понятно, что театр Дорониной, но нельзя же так от себя переться.
Проблемы со звуком: после спектакля весь вечер болела голова, как будто всю ночь провел на дискотеке.
В общем и целом - "так себе".

P.S. Люди, берите бинокли, даже если сидите в партере. Таких очередей в раздевалке (гардеробом это назвать нельзя) в Москве не было со времён колбасно-социалистического дефицита.

P.P.S. Администрации нужно что то делать с буфетным и туалетным обслуживанием. Ситуация не лучше, чем в раздевалке.

0
0
3
Пользователь Афиши №4831470
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 1
18 мая 2021
Тянет сыростью и пахнет плесенью — нелепые шутки ниже пояса, суета на сцене и пошлые декорации.

Действие происходит в 20-годах в эпоху НЭПа на московской квартире. Зоя Пельц пытается сохранить и использовать единственное что у неё осталось — квартира. Ради эмиграции в Париж со своим мужем бывшим графом Обльянинова она решает открыть ателье. Но из названия ателье только вывеска, а так «Весёлый дом» с музыкантами и шампанским, с оголенными манекенщицами и кокаином.

Булгаков рисует типичные архетипы той эпохи, каждый персонаж плохой герой. И тут, казалось бы, нет лучше пьесы для реализации свое актерского потенциала, когда и сейчас можно найти вокруг нас этих персонажей.

Постная Манюшка (Ирина Архипова), в которую Булгаков вложил простоту, легкость и пышность русской бабы была похоже больше на интеллигентную бабу. Аллилуев (Артемий Оя) сочувствующий беспартийный и алчный бюрократ сглатывал диалоги, от чего игру слов в пьесе было невозможно оценить. А не читавший зритель не расслышал бы и не понял.

Зоя (Ирина Фадина) остаётся незамеченной, если не знать названия спектакля, то можно подумать что это приглашенная массовка: игра на уровне студента читающего доклад. Внимание на себя обращает только Аметистов (Сергей Габриэлян) от чего сил хватает остаться на второй акт. Фрагментарно начинаешь вовлекаться в процесс благодаря его игре и с интригой смотришь что будет дальше.

Ожидаемый апофеоз пьесы, задержание жильцов и гостей квартиры, смазан читкой реплик и излишними действиями на сцене. Заканчивается же все молитвой, которую сложно связать со всем, что произошло ранее.

0
0
10
Мария
9 отзывов, 11 оценок, рейтинг -2
26 марта 2019

Я первый раз в этом театре. Впечатления только положительные, очень приятный внутри, просторный, есть где прогуляться во время антракта.
И что же мы там смотрели? А смотрели мы там "Зойкина квартира", и спешу поделиться отзывом. Булгаков определил жанр пьесы так: «Это трагическая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве».
Надо отдать справедливость актерам — играли они с большим подъёмом. Конечно, на фоне положительных персонажей, которыми была перенасыщена советская сцена тех лет, играть отрицательных было очень увлекательно (у порока, как известно больше сценических красок!). Отрицательными здесь были все …
Положив руку на сердце, не могу понять, в чём её криминал, почему её запрещали?
Постановка мне очень понравилась, я не читала, каюсь, но это не помешало мне получить удовольствие).
Пьеса смотрится на одном дыхании. За почти сто лет в России ничего не изменилось. Так же существуют жулики, аферисты, притоны, которые замаскированы под массажные салоны, или те же швейные фабрики. То же взяточниство и прочее и прочее. Всё это было, есть и будет.
Люди, как люди, любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы они не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота.
Поход удался, впечатления получены, что ещё нужно для хорошего вечера!

0
0