Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Опера в Санкт-Петербурге
Золотой Петушок

Постановка - Мариинский театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Из названия оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» неслучайно исчезло пушкинское слово «сказка»: это не сказка, а беспощадный музыкально-театральный памфлет. Русско-японская война, революция 1905 года, студенческие волнения, конфронтация композитора-профессора с властью – вот историко-биографический фон, на котором создавалась корсаковская «небылица в лицах». Сочиненный в 1907 году «Золотой петушок» стал последним оперным сочинением Римского-Корсакова и вообще всей дореволюционной отечественной композиторской школы – той самой школы, что когда-то заявила о себе патриотической «Жизнью за царя». Свои намерения Корсаков сформулировал в знаменитой фразе: «Додона надеюсь осрамить окончательно». Это значит – еще сильнее, еще жестче, чем в оригинальной сказке Пушкина, переработанной Владимиром Бельским в оперное либретто. В «Золотом петушке» высмеивается не только царь – «раб телом и душою», – но и все государственное устройство России в целом, включая Думу, армию, внешнюю и внутреннюю политику страны. Холопствующий народ в царстве Додона существует исключительно ради своего хозяина: «Без тебя бы мы не знали, для чего б существовали; для тебя мы родились и семьей обзавелись». Ни одного достойного человека во власти нет, государство уничтожает само себя, будущее страны непонятно: такой вывод делают авторы оперы. Специфика содержания определила и музыку «Золотого петушка», которую академик Асафьев назвал «ослепительной мозаикой драгоценных звукосочетаний». Лишенное психологизма, характерного для романтической оперы, произведение вовсе не лишено эмоций, причем главная из них остается за пределами партитуры: это злость и горечь композитора. Абсурдность происходящего выражена в пародийной музыке; даже самый неподготовленный слушатель легко узнает и «Чижика-пыжика», и «Светит месяц», а более опытный заметит многочисленные аллюзии на композиторов «Могучей кучки» (в том числе на самого Корсакова), на Глазунова, на европейский музыкальный декаданс и другие проявления «чужого слова». Подводя итоги собственного творческого пути, Римский-Корсаков в последнем своем сочинении вдруг оказывается композитором ХХ века, созвучным Стравинскому и Скрябину. По-вагнеровски сквозная музыкальная драматургия «Золотого петушка» совершенна в ее чеканной стройности: триаде Петушок – Звездочет – Шемаханская царица с их чародейной музыкой противостоит Додоново царство с его музыкальными бытовизмами; впрочем, в эпилоге все переворачивается и нам заявляют, что живыми лицами были только Звездочет да Царица, а все остальные – «бред, мечта». Действительно, от карикатурных героев нельзя ждать объема, они подобны двухмерным лубочным фигуркам. Зато оркестровая палитра «Петушка» – отнюдь не плоская: феерически многокрасочная, то огненная, плакатная, то изысканно-импрессионистская. Ослепительной яркостью отличается и спектакль Анны Матисон, которая поставила «Золотого петушка» в Мариинском театре в 2014 году. Лубок заменен здесь современной версией масскульта – глянцем. В этом контексте темнокосая восточная красавица естественно превращается в блондинку в красном платье. В ответ на реплику «могучему Додону тяжело носить корону» Матисон водружает на головы высокопоставленных героев огромные золотые купола. Поскольку все происходит «понарошку», четыре убийства – не считая ратников, погибших на поле брани, – не мешают маркировать оперу как 6+. Взрослые же зрители несомненно вздохнут на звучащих в финале словах народа: «Что даст новая заря, как же будем без царя?» Ответом стала история России, чьи катаклизмы так безошибочно предчувствовал Римский-Корсаков в последние годы своей жизни. Христина Батюшина
  • Золотой Петушок – афиша
  • Золотой Петушок – афиша
  • Золотой Петушок – афиша
  • Золотой Петушок – афиша
Опера
6+
Анна Матисон
25 декабря 2014
3 часа, 2 антракта

Расписание сеансов

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Ольга Манулкина
422 отзыва, 428 оценок, рейтинг 109
28 мая 2004

Пушкинский сюжет, в котором русские бьются с загадочной иноземной восточной силой и проигрывают ей, перевернут японским постановщиком вверх ногами и представлен в стиле театра кабуки. Русский царь Додон и воевода Полкан сами превращаются чуть ли не в самураев, ходят с набеленными лицами-масками и застывают в скульптурных позах. Сюжет несколько путается, зато выходит актуально в геополитическом смысле: вместо «желтой угрозы» — политкорректный жест в сторону японских туристов в партере. Все наконец встает на свои места, когда Додон добирается до Шемаханской царицы. Тут вступает в силу музыкальный контраст русского и восточного: чижик-пыжик Додона против фиоритур восточной femme fatale (Лариса Юдина и Ольга Трифонова).

0
0

Отзывы

3
Johannes Rauh
66 отзывов, 93 оценки, рейтинг 64
31 марта 2017

Режиссура: куча народу из массовки куда-то бегает по сцене, что-то делает, причем что-то явно осмысленное и заданное режиссером, а не отсебятину, при этом смысл этих действий отсутствует начисто. Какие-то дополнительные "внелибреттные" персонажи, Петушок со смартфоном, потуги на режоперу. Очевидно, Матисон хотела придать постановке какой-то второй-третий смысл, но ничего не вышло, при этом развалился и смысл первый: главные герои шаблонные и непроработанные, Додон и сыновья весь первый акт борются с реквизитом, Шемаханская царица ведет себя как малолетняя оторва из подворотни за столиком в "Палкине", в либретто одно, в программке другое, на сцене третье и никто даже не делает вид "так и задумано", все стараются отпеть и забыть как страшный сон.

Потом, кто сказал всем этим людям, что Римский-Корсаков — это для детей? Из-за того, что в названии присутствует слово "Сказка" в зале на тяжеленную трехчасовую оперу с музыкой в стиле Рихарда Штрауса было полно пяти-шестилетних детей, которых запутанные родители в антракте уговаривали "потерпи, дальше будет интереснее". А дальше интереснее не было: наполненный недетским сексуальным напряжением второй акт, решенный Матисон в стилистике "проститутка и старый кобель на фоне видeозадника", мало помог развеселить детей.

Вокал: Додон (ветеран Алексашкин) под конец уже заметно устал и порой нёс просто отсебятину вместо текста, Шемаханская царица (Сулейманова) обладает странным привлекательным тембром, но, кажется, существует где-то параллельно от оркестра (тут, впрочем, привет незабвенному Николай Андреичу: арии как-будто киданием костей писались поперек аккомпанемента) Про остальных певцов даже вспомнить нечего — кто без голоса, у кого роль в две строчки.

3
0
5
Мария
21 отзыв, 24 оценки, рейтинг 5
29 ноября 2019

Не оценила этот спектакль. Красочно, масштабно, но я люблю более серьезные постановки.

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все