








Феноменальный спектакль! Феномен его:
- в силе и плотности переживаний юного врача, рождающихся и происходящих на глазах зрителей, полтора часа мы захвачены и погружены в происходящее.
- в человеческой сущности этих переживаний. Каждый человек живёт в первый раз, и эти эмоции «маленького» человека, которому необходимо вот здесь и сейчас в первый раз в жизни сделать нечто «большое», в той или иной степени знакомы каждому живущему.
- в слитности персонажа и актёра. Между ними никакой дистанции. Когда он выходит и идёт по проходу между сценой и первым рядом, затем деликатно просит проверить выключены ли мобильные телефоны – это ещё актёр, следующая фраза, про счастье – уже от персонажа, но она, как и все следующие, произносятся без всякого представления и актёрства, перед нами живой человек с живыми эмоциями, из 1917 и из 2017 года.
- в точности выбора булгаковских рассказов для инсценировки, в верности следования этому тексту, в точности его театрального воплощения.
- в «невидимости» режиссуры. Все движения героя на сцене (я уж не говорю о его эмоциях и интонациях!) – это сложная театральная партитура, придуманная постановщиком, но все режиссёрские «ходы» и «ноты» – растворены в ткани спектакля, не выпирают, не заметны.
Моноспектакль? Литературный театр? Театр одного актёра? Нет! Это – спектакль, демонстрирующий глубинную сущность театра.
Моноспектакли живут и дышат благодаря актеру, на которого зритель смотрит 1,5 часа. И если вам нравится человек на сцене, то спектакль пройдет на одном дыхании.
Исполнитель роли юного врача, Максим Блинов, актер Санкт-Петербургского театра “Мастерская” и задействованный в некоторых спектаклях столичного МХТ, на протяжении всего спектакля посылает в зал просто невероятную положительную энергию. В начале кажется, что перед тобой настоящий врач: молодой, неопытный теоретик, приехавший в несусветную глушь лечить людей. На него давит груз ответственности: авторитет предыдущего врача и хорошие оценки в институте. Но что делать, если посоветоваться не с кем и принимать решения нужно самому, без помощников и наставников? Все это, безусловно, зритель знает из текста Булгакова. У него все описано очень живо и реалистично. А в спектакле этому нужно было придать форму и объем. Декорации и реквизит здесь очень помогают и как бы наполняют сцену героями. В одной из сцен книги на столе становятся пациентами, халаты превращаются в ассистентов, фонарь напоминает о славе предыдущего врача, а печка со светом внутри как будто и правда греет. Максим играет не только врача, он через него передает и других героев (особенно хороша сцена со старой безграмотной бабкой). В середине спектакля вдруг есть сюжетная остановка и кажется, что спектакль закончился. В этот момент становится обидно: “Как же так? Почему так быстро?”. Но спектакль продолжается. К финалу герой взрослеет, приобретает опыт, оглядывается и понимает, что он прошел через многие испытания, кому-то смог помочь, кого-то не спас. Он подводит некий итог, который записывает для нас на доске. И переворачивает следующую страницу жизни.
Великолепный спектакль от первой до последней минуты. Обязательно ловите гастроли в Москве (театр “Мастерская” приезжает ежегодно в Москву) или не упускайте шанса посмотреть спектакль в Петербурге.
Попала на моно-спектакль случайно, но буквально с первых минут вся обратилась в слух. Невероятная игра одного актёра держит от начала и до конца. В зале за всё время спектакля не было ни одного постороннего звука, что удивительно в наше время.
Знаете, Булгаков относится к тем авторам, кому удается написать так, как будто бы перед вами Живая картинка, с запахами и звуками. Режиссеру остается лишь слегка адаптировать эту картинку под сцену, а актеру - вкусно воспроизвести. Когда это удается столь блестяще, как в данном случае - успех обеспечен.
Мне очень понравился сдержанная подача актера на сцене, многочисленные неуловимые "фишечки", добавим восторги по поводу сценографии - декорации так легко преобразуют пространство одновременно под больницу, кабинет, проселочные дороги или ванну, что более гениальное решение я видела разве что в Догвилле.
Очередная успешная постановка очень талантливого режиссера, воспитавшего уже не одно поколение актеров.
И как же это безмерно приятно и своевременно во время хаоса, царящего в медицине в настоящее время, обратиться за сюжетом к потрясающему автору и его герою, именно герою в белом халате, беззаветно преданному профессии, этой высокой миссии спасения людей, порой дремучих, темных и наивных...
Вообще, есть две покоряющие меня профессии: хирург и актер. Оба препарируют людей, один с помощью науки и скальпеля, другой с помощью игры, что требует от него не меньшего умения, ведь обращение с человеческими душами - это самое великое искусство.
Посчастливилось побывать в мастерской Козлова на моноспектакле по рассказам М.Булгакова - "Записки юного врача". Автор инсценировки и исполнитель главной роли, единственной роли, всех ролей вместе, называйте как угодно, - Максим Блинов.
Аплодисменты раздаются при первом же появлении Максима на сцене, когда он чрезвычайно убедительно просит еще раз проверить, что все мобильные телефоны выключены. Это, конечно, не те аплодисменты, которыми зритель приветствует Татьяну Доронину или Алису Фрейндлих, но всё же. Обаяния Максиму точно не занимать.
Артист приковывает к себе внимание. Полтора часа летят незаметно, не возникает желания зевать, глазеть по сторонам, думать о своем. Очень быстро меняются настроения, эмоции. Вот ты смеешься над наивностью и страхами молодого врача, а через пару минут ужасаешься контрасту между красотой крестьянки и месивом перемолотых в мялке костей. Своей игрой Максим заставляет сопереживать молодому врачу. Ему удается передать то ощущение безнадёги, одиночества, страха, которые одолевают главного героя в забытой Богом деревне.
Спектакль не был бы таким классным, держись он лишь на одной талантливой актерской игре. Видеоэффекты, звук, свет, - все это помогает максимально погрузиться в атмосферу 1917 года, поверить, что ты в российской глубинке, что за окном метель, что у тебя по 100 человек в день на приеме, и что ты в ужасе от предстоящих операций. Все продумано до мельчайших деталей. Мне понравился стол, который из письменного одним движением превращался в операционный, а стопки книг - в очертания умирающей девушки. Халаты фельдшера и акушерок в сцене вьюги становились снежной завесой, а звук потрескивания нарастал, по мере подбрасывания в печку дров.
Красной нитью через спектакль проходит мысль о счастье. По прошествии лет, герой сознает, что именно в годы своей молодости, вдали от цивилизации, наедине с бабами, угощающих всю деревню каплями и мужиками, лепящими горчичники на тулуп, он был счастлив. Чем это обусловлено? Понимаем того, что ты делаешь важное дело, которое кроме тебя никто не сделает? Или это просто свойство молодости, быть счастливым? Так или иначе, мне в конце спектакля хотелось, чтобы он бросил все и вернулся в свою родную больницу.