Роман
Спектакль начинается в фойе, зрители ещё не спеша прогуливаются, грызут традиционные зелёные СТИшные яблоки, а тут, расталкивая их, бежит человек, за ним гонятся люди с винтовками, прицеливаются, стреляют. Удалось убежать. Поднимаемся в зал, и видим послевоенное убежище спасшегося главного героя, Максудова. Уютная квартира, где, казалось бы, можно найти покой – массивный письменный стол, располагающий к размышлениям, балкон, кровать, на стенах фотографии, картина.
Но тихий дом этот окажется уязвимым, проницаемым. Сначала для людей из его опалённого гражданской войной прошлого. Проникать они будут через балкон, сквозь фотографии, будут вылезать из ящиков стола. Чтобы хоть как-то изжить из себя эти сны наяву, он станет писать роман.
Театр
Роман приведёт несостоявшегося покойника в театр, и начнётся его театральный роман. И мир его окажется ещё более уязвимым и проницаемым. Театр, люди театра полезут из всех щелей, из всех фотографий, из-под кровати, с балкона и из окон, и стена исчезнет, и там тоже окажется театр, сцена. Проницаемая декорация А.Боровского по значимости своего участия в спектакле сродни занавесу его отца Давида Боровского в «Гамлете» в Театре на Таганке, художника этого спектакля я бы назвал художником-постановщиком.
Вся жизнь Максудова заполнится театром. И тут выяснятся две вещи, одна ужасная, другая прекрасная. Театр – это много-много людей, артисты, режиссёры, многоголовые секретар(и), основатели театра, и они видят роман-пьесу автора совсем по иному, ну совсем по иному. Например, вместо сестры двадцати лет, театр (в силу разных причин :-) видит маменьку преклонного возраста. И когда автору показывают очередного артиста, кто будет играть в его пьесе-романе, он кроме ужаса ничего не испытывает, ведь это совсем, ну совсем не то, не тот человек из его прошлого, которое для него так же реально, как и настоящее. А уж когда дело дойдёт до репетиций, то автор кроме ужаса испытает ещё и муки мученические: невыносимо, невозможно долго идут репетиции, да и идут они всё время не туда, или, по мнению автора, топчутся на месте. Репетиции проводит К.С.Станиславский Иван Васильевич, один из худруков-директоров театра, сидя за режиссёрским столиком в зрительном зале. Репетиции «Чёрного снега» Максудова – это феноменальная кульминация спектакля. Те, кто видел спектакль несколько раз, рассказывают, что репетиции всегда разные. Это значит, что репетиции в «Записках покойника» не поставлены, они каждый раз импровизируются по ходу спектакля, они - настоящие. Репетиции ведёт С.Качанов, кстати, выпускник режиссёрского факультета ГИТИСа, сокурсник режиссёра-постановщика С.Женовача (когда-то я их обоих видел в гитисовских «Игроках» П.Фоменко). Репетиции ужасны, своим ужасом они невероятно смешны, невероятно (давно на театре я так много и так вкусно не смеялся)! Но начинающему театральному автору не до смеха, ему хочется плакать, на сцене другой, совсем другой, не его мир, не мир в котором он жил, который его мучил, который он создал.
Но при этом репетиции – прекрасны. Мы видим, как возникает, как изменятся, как вибрирует театральная материя, одну и ту же сцену театр проигрывает помногу раз и каждый вариант по-своему хорош, по-своему прекрасен.
Если роман был сном начинающего автора, то театр становится его кошмаром, но кошмаром, не отпускающим от себя. Этот ужасный и прекрасный театр.
Спектакль на ту же тему, что и, например, чеховская "Чайка" - театр в частности и искусство вцелом - это не только счастье, успех, известность и блеск, но и тяжелый труд, который остается скрыт от зрителей, несправедливость, несвобода, зависимость.. Со всеми этими бедами театрального закулисья сталкивается молодой писатель, желающий просто рассказать людям беспокоящую его историю.
Очень понравилось сценографическое решение: театр постоянно как бы физически забирает что-то из жизни главного героя, вклиниваясь на свободное место,: рамочки, кровать, стол... остается только стена с дырками. И та рушится, обнажая театральный металлический скелет.
Несколько затянутый первый акт, замечательный второй. Множество очень хороших и крайне любопытных актерских работ. Хороший спектакль. Если ваша жизнь связана с театром, тем более посмотрите обязательно.
только не испугайтесь в начале.. ;)
Ой, ну что-то разочаровали вчера ребята, такой хороший театр, а тут как-то ну все слабенько (кроме разве что сценографии)
Пошла на спектакль в уверености, что в театре Женовача не бывает проколов. Но и на Женовача бывает проруха. В данном случае - исполнитель главной роли актер Янковский. Отсутствие актерской игры, с редкими проблесками, слабый голос, слабая энергетика и полное непонимание роли. Как только исполнитель главной роли начинал что-то изображать, становилось скучно, трудно вслушиваться в прекрасный текст Булгакова. Он с удивительной легкостью вгонял зал в тоску, невзирая на все старания других актеров вытянуть спектакль. Все остальные актеры играли отлично, понравилась как всегда сценография.. Но в результате спектакль распался на отдельных персонажей и отдельные классные сцены, а главный герой, который должен был бы их соединять, куда-то провалился.
Хотелось бы проникнуть в тайну выбора исполнителя главной роли. В театре Женовача много талантливых, ярких и умных актеров.
"Записки покойника" в Студии театрального искусства это еще один спектакль в мою коллекцию спектаклей "от Женовача". Мне любопытен этот театр. Но в то же время это "не мой " театр. Я понимаю и чувствую, что все СТИ-шные спектакли необычайно психологичны, обстоятельны в плане изучение исходного материала(пьес, биографии драматургов..). И каждый раз пытаюсь понять, нащупать тот нерв, который влюбляет и привораживает зрителя. Тем более, что поклонников у СТИ немало, что радует, так как спектакли ориентированы на вдумчивого и образованного зрителя.
В моем случае просмотр спектаклей Сергея Женовача напоминает мне прочтение хорошей классики, даже очень хорошей, но не затрагивающей мою душу. Читаешь и чувствуешь, что и слог отличный, и мысли возникают любопытные, читаешь долго, обстоятельно, а после прочтения с облегчением закрываешь последнюю страницу, уфф, ознакомилась.. И все-таки, я думаю, тут "вина" не театра, а меня, такой несколько другой, неспособной в силу разных причин расслабиться и впитывать безоговорочно и навсегда этот "дух сцены". Все-таки подход очень уж серьезный, а хочется отдохнуть. Может в выходные сходить?)
Итак, "Записки покойника". Спекталь являет собой театральные этюды по "Театральному роману" М.А.Булгакова. После просмотра, несмотря на усталось, хочется говорить о хорошем, чего в спектакле немало. Это по сути фантасмагория на тему отношения автора и мира театра. Молодой драматург пишет пьесу, которую берется ставить Независимый театр. И тут начинается котовасия- нелепый договор("автор не имеет права"), притязания на роль актеров(основателей и примадон), ну и над всем эти стоит фигура основателя театра Ивана Васильевича со своей системой актерского мастерства. Идиллические взгляды Максудова(автора) гибнут от столкновения с театральным миром. Сумасшествие, не иначе!
Оно передано не столько игрой актера( Иван Янковский)-он-то как раз пытается сохранить статус кво, а любопытной сценографией. Это "говорящие портреты", и возникающие отовсюду герои пьесы "Дни Турбиных", выдвигающиеся ящики письменного стола. И что самое невероятное-действие практически происходит на кровати. На ней герой пытается схорониться от этой всей бутафории, но и тут практически все герои окружают ее и даже норовят сесть и даже лечь, или залезть/вылезти из под нее. В конце спектакля сам "покойник" исчезает под кроватью..Отличная игра актеров. Каждая роль это яркий мазок. Особенно хотелось бы отметить игру "секретарши" - Торопецкой Поликсены Васильевны. Очень интересное решение сделать одну секретаршу в трех лицах, подчеркивая этим ее вездесущность. Чудесна тетушка Ивана Васильевича, Настасья Ивановна, в исполнении Анастасии Имамовой. Ну а сам Иван Васильевич со своим "не верю!", добиваясь настоящих эмоции и правды на сцене. Сергей Качанов играет классика, уже почившего в своем таланте, блаженного, всезнающего. На ним смеешься, но в тоже время и жалеешь, ибо "чист" он в своем стремлении добиться "правды жизни". Сцена, когда она в который раз "прогоняет" сцену между героями пьесы, мучая актеров и драматурга, самая смешная. Но в ней не только желание посмеяться на "системой" и его автором, сколько попытка показать как далеко может увести театральные искания режиссера от замысла автора. И тут уже бессилие охватывает Максудова и остается только один выход.. самоубийство. Спектакли Женовача еще мне б хотелось сравнить с хорошо прорисованными гравюрами, очень точно и технично показывающими пьесу. Тут надо думать. Долго рассматривать, а глаз уже устает..Это не яркая картина, написанная красками, когда восприятие идет более образное и эмоциональное.
Прекраснейший спектакль, большое спасибо за такую постановку. Мне, как большому почитателю таланта Михаила Афанасьевича, было очень интересно наблюдать на сцене смешение сразу несколькких произведений: Театрального романа, Белой гвардии и воспоминаний самого Булгакова. Совершенно не скучно, только немного в начале второго отделения. Вначале спектакль начинается воспоминаниями и снами самого Булгакова, сценами из белой гвардии, затем действие постепенно переходит в Театральный роман, который и длится до конца первого отделения, а затем, в середине второго действия переходит в репетицию Белой гвардии на сцене МХАТа глазами Максудова. Постановка необычная, и весьма). Много самоиронии. Актеры молодцы. Очень понравился Сергей Качанов. Он, конечно, как "основоположник", переиграл Ивана Янковского в их совместных сценах. Но ведь у Ивана это только начало,,.будем надеяться, что гены деда скажутся...Очень раздражала актриса, которая играла артистку Пряхину, но у нее ж роль такая, она и должна раздражать, по идее. Хотелось иногда в нее чем-нибудь кинуть) Остальные, как и всегда, очень понравились! По-моему
Один из главных вопросов романа М. А. Булгакова (и, очевидно, закулисной жизни в целом) был замечательно решен в спектакле СТИ - на сцене нашлось место всем: и дебютантам, и середнякам, и основоположникам.
Очень изящны сцены из "Дней Турбиных" ("Черного снега"), вкрапленные в основную канву и, одновременно, уморительны решенные в жанре капустника фрагменты репетиций пьесы.
Все же не складывается у меня с Булгаковым. Как бы не старалась я прочитать "Мастера и Маргариту" - не получается, да даже посмотреть фильм до конца я не смогла. Беря в руку книгу, меня передергивает. Но я не сдаюсь, что-то магическое привлекает сотни людей в творчестве Михаила Афанасьевича.
Сегодня я пыталась найти изюминку в романе "Записки покойника". Да тут скорее всего не записки покойника, а записки сумасшедшего. На протяжении спектакля теряется все понимание, где вымысел, где реальность, где человек живет, а где спит.
Первое действие я бы сократила враза два, да и второе бы немного сжать. Слишком много топтания на месте. Есть пару интересных моментов, есть над чем подумать, но общее впечатление нейтральное.
Кто читал эти "Записки покойника"? Там и правда вымысел соприкасается с реальностью?
Символично то, что первую постановку "Театрального романа" Булгакова я посмотрела в Театре Фоменко и тоже была совершенно сражена. Сергей Женовач как раз является выпускником курса П. Фоменко! Который поставил "Театральный роман" в своем театре. И, возможно, это была одна из последних его постановок, ибо он умер спустя полгода. Так вот, эти спектакли "из одной оперы", в одной стилистике. У них разное решение, Фоменко больше следует тексту, Женовач более мистичен, кошмарен и абсурден. Но я все равно узнаю почерк мастеров одной школы.
Сейчас многие театры прибегают к стилистике абсурда, если можно так выразиться. Вероятно, это веяние жизни современной, в которой этот абсурд обосновался очень прочно. Классические произведения переигрывают в такой манере. Но тут, извините, в самом романе автор пишет о театре абсурда, так что режиссерам просто ничего не оставалось делать, кроме как следовать за автором и довести его незаконченный роман до феерии. И как же мастерски это проделано! Хотелось бы отметить виртуозную работу с текстом, когда он играет наравне с актерами. Например, Рудольфи, отзываясь о пьесе Максудова, говорит: "...затем: надо будет вычеркнуть три слова - на странице первой, семьдесят первой и триста второй". Так вот, концовку произносит уже сам Максудов: "...на странице первой, семьдесят первой и триста второй". И это дает нам совершенно новый, более глубокий и ироничный смысл! А Княжевич свои слова: "А вы, пока суд да дело, погуляйте по театру, полюбуйтесь, повеселитесь, попейте чаю в буфете да бутербродов-то, бутербродов-то не жалейте, не обижайте нашего буфетчика..." - говорит зрителям перед антрактом. И таких словесных игр в спектакле множество.
Второй пласт, конечно, - работа со смыслами, метафорами и образами. Тут столько вкусных находок, что сложно их все пересказать.
Фантасмагории, вторгающиеся в жизнь и квартирку литератора Максудова через балкон и пропадающие под кроватью. А может, живущие у него в голове?..
Растроившаяся (от слова трое) секретарша - что трехглавый дракон, огнедышащий, как видно на фото. Ох, сильная метафора. И как феерично распределены слова между тремя головами!
Совершенно потрясающий Иван Васильевич (Сергей Качанов), звезда спектакля и король абсурда, слушающий пьесу, лежа на кровати Максудова же... или своей, как там было в книге? Так все смешалось, жизнь и театр! Кто там разберет.
Сначала со сцены отъезжает балкон. Рушится квартирка Максудова, не выдержав сумасшествия, свалившегося на хозяина. Потом со стен пропадают портреты, оставляя амбразуры - новые лазейки для снов и кошмаров. Под конец улепетывают кровать и письменный стол. И апофеоз - сползает наземь вся декорация, доведенная до обморока актерскими этюдами приснопамятного Ивана Васильевича. Ох, какой финал, простите, не могла не проспойлерить. Но все равно это надо видеть.
СТИ, пожалуй, один из немногих самобытных театров столицы, очередная возможность убедиться в этом - последняя премьера "Записки покойника". Как всегда у Сергея Васильевича тонкое, умное, не лишенное мысли, театральное полотно. Живое сценическое пространство, живые люди на сцене, да и за сценой). Настоящий актерский ансамбль ( вчерашние выпускники, старшее поколения и настоящие "деды" студии), и все чувствуют себя на своем месте. Отдельно стоит отметить актерские работы Вани Янковского, Маши Курденевич (оочень смешная) и "примы-балерины" Оли Калашниковой.
«Записки покойника» ближе всего перекликаются с «Театральным романом», но также включали в себя линии из других произведений Булгакова, включая «Белую гвардию», «Дни Турбиных», «Мастера и Маргариты», а также фрагменты из репетиций Станиславского и его книги «Работа актёра над собой». Да, это было очень насыщено и весьма перепутано!
Необычным моментом было то, что пока зрители рассаживались, на сцене уже находился актёр. Он лежал на кровати спиной к залу, и не все его замечали.
Иван Янковский играет главную роль молодого литератора, для которого творческий процесс превращается в сумбурный кошмар, переплетённый со снами, грёзами, бредом. Подобные муки творчества даже представлять зябко. Ведь творчество - это не только сам его создатель, но и многие люди, связанные с процессом. И как сделать так, чтобы все были довольны, а произведение смогло сохранить свою вдохновенную суть? Вот об этом постановка, вся её линия абсурда.
Сценическое пространство постепенно рассыпается, как конструктор в обратном направлении. От этого как будто почва из-под ног исчезает, и реальность перепутывается окончательно со сном и какой-то своей, булгаковской мистикой.
Во всём видна мАстерская и своеобразная рука режиссёра, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Сергея Женовача. Его данная постановка – это смелый эксперимент трактовок сложнейшего творчества Булгакова, плюс эксперимент взаимодействия со зрителем, который обязательно будет обескуражен, но я уверена получит удовольствие от этой хитрой театральной работы, номинированной на ряд премий.
Полный отзыв: https://flamingovv.livejournal.com/1042248.html
Театр начинается с … выстрела.
У нас после первого звонка стреляют, - мило предупредила нас девушка-капельдинер, заботясь, чтобы нас не хватил от неожиданности удар.
И, правда, стреляли: человек в черном пальто убегал от группки военных, которая, видимо, в результате все-таки не позволила ему уйти. Так театр под руководством Сергея Женовача еще до спектакля создает загадочную атмосферу.
Выстрел, собственно, основной лейтмотив спектакля, основное действующее лицо. Вернее, конечно, не так. Автор, пьеса, театр, жизнь - это главное в спектакле «Записки покойника» по произведениям Булгакова. И спектакль действительно поставлен не только по «Театральному роману» Булгакова, но и по «Белой гвардии» и «Дням Турбиных», что, в общем, вполне логично, а также по книге «Работа актера над собой» и по впечатлениям от репетиций Станиславского. Ведь и сам «Театральный роман» был основан на конфликте Булгакова со Станиславским по поводу постановки «Кабалы святош» во МХАТе. Конечно, образованные и любящие театр люди узнают в спектакле многих актеров и писателей булгаковских времен, я же, к таковым не относящаяся, просто сидела и получала наслаждение от постановки. «Театральный роман» читала я очень давно, а моя счастливая память «удачливо» помогает мне воспринимать каждую – читанную или нет – книгу, как новую) Поэтому все перипетии сюжета и переживания персонажей были для меня новы и интересны. Поначалу, да и потом иногда, вообще не понимаешь: наяву все происходит или во сне или в бреду главного героя. Абсурдность некоторых жизненных ситуаций больше похожа на мистику, а происходящее во сне – на реальность. Гомерический хохот в зале чередуется со звенящей тишиной. Игра актеров великолепна, причем даже не могу выделить кого-то особенно. Декорации, и то, как вообще решено все пространство сцены – восхитительны. Меня можно подозревать в субъективизме, но надо сказать, что прошлый мой опыт общения с этим театром был неудачным, в этот раз я шла с боязнью, что это театр – не мой, но все прошло великолепно.
И, пожалуй, не часто я могу такое написать: мне очень не хотелось, чтобы спектакль закончился.
кто я что бы судить?, но на порядок динамичнее чем в мастерской Фоменко(я фанат Мастерской). первая часть достаточно интересно реализована. затянуто. вторая часть местами идентичная с Мастерской, но значительно динамичнее и концовка в разы интереснее. за 40 минут до конца желание уйти начинает терзать рассудок.
Сходить стоит, СТИ молодцы . Актеры красавчики. но если есть что то другое ,идите на другое.)
Потрясающий спектакль! Одно из любимых произведений Булгакова, которое позволяет увидеть другой мир, другую сторону того времени и жизнь великих людей. Прекрасный спектакль! Великолепные актеры, которым удалось воплотить историю автора и даже сделать ее еще ярче! Спасибо!
Сергей Женовач ассоциируется с качеством.
Приятно приходить в СТИ, приятно смотреть на развитие актерского мастерства бывших студентов. Это искусство, от которого получаешь удовольствие.
Этот спектакль не исключение, хотя его довольно сильно разрекламировали.
Затянутое первое действие. Ушли бы, если бы не отзывы о втором. Действительно, на втором скучно не было, не пожалели... И, конечно- декорации впечатляют- как всегда в этом театре. Особое впечатление- от передачи первого сна. Как они это сделали???
Впервые побывала в СТИ на спектакле "Записки покойника" по М. Булгакову. Испытала море ярких впечатлений! Уже когда заходишь во двор театра, вдохновляешься его камерной атмосферой: привлекательный снаружи небольшой особнячок старой кирпичной кладки и уютный зрительный зал внутри. Приятно удивила зарисовка погони за евреем в холле театра после 1-ого звонка.
Спектакль "Записки покойники" потрясающий! на мой взгляд, удачная задумка режиссера совместить в одном спектакле рассказ о творческих мучениях драматурга и об актерских поисках в процессе работы над пьесой.
В театре нам рассказали о театре! Не без гениальных Булгакова и Станиславского, конечно!
Интерактивные декорации, работа светорежиссера, музыкальное сопровождение отлично отражали суть спектакля. Игра молодых актеров очень порадовала.
Всем советую посетить СТИ и сама непременно еще раз туда пойду!
Такой увиделась мне постановка Студии театрального искусства «Записки покойника», по мотивам неоконченного одноименного романа М. А. Булгакова, литературно-биографических набросков и прочей концептуальной литературы, затейливо обозначенной режиссёром как «… по произведениям М.А.Булгакова. В спектакле использованы фрагменты книги «Работа актера над собой» и репетиций К.С.Станиславского».
Поиск смыслов происходящего в мрачное время написания “Театрального романа”, иронично завуалированный Булгаковым пыткой противостояния автора и театра, бережно оставлен постановочной командой и оттенён модными постмодернистскими деконструкциями. Демонически закручивая сюжет и образы “Чёрного снега” материализующимися кошмарами снов, всплывающими из глубин воспаленного сознания и вторгающимися натурализовавшимися фобиями в бытовой сюжет метаний молодого талантливого литератора, Женовач примерил ироническую улыбку Московского концептуалиста. И уже не булгаковские бесы, порождения мистифицирующего творческого замысла автора, а бесы авторов постановки заваривают кашу кукольного домика, в котором обнажаются «сущности» эпохи.
Пистолет, который не стреляет. Не выстрелил в начале и уже не выстрелит никогда. Выстрел бессмысленнен. Как нельзя убить уже мертвого, так и для не существующего и несущественного выстрелом ничего не достичь. Образом смерти и запредельности происходящего, существующего только в голове писателя и рассыпающегося зыбким финалом опадающих стен, оставляющих единственно реальный “скелет” в месте нехорошей квартиры - так глубоко соединены образ зыбкости мира из финала «Мастера и Маргариты» и молчаливый диалог зрителя и артистов… Проведенное Булгаковым через призму своего литературно-мистического гения восприятие действительности, многогранно не лишено обращения к теме тщетности усилий по преодолению собственных страхов в круговороте беспорядочных событий. И мнимое согласие с собой наступает после безвольного принятия действительности неизбежным и неотвратимым.
Юмор ли, сатира или злая насмешка автора над окружающей действительностью. Политические воззрения или усталость от безучастного наблюдения рушащегося мира. Несомненно зло, с задорным веселием молодых артистов, обращение режиссера к извечной теме, воспринимается зеркалом происходящего, без какой-либо надежды, без будущего, без счастливого конца.
"Театр - самая сложная из всех машин".
Спектакль "Записки покойника" основывается на одноименном произведении М.А. Булгакова (часто можно встретить другое название - "Театральный роман", под которым роман и был впервые опубликован), но Сергей Жеванович использовал также отрывки из других произведений писателя - из "Белой гвардии", "Тайному другу", "Мне снился сон", "Был май". На сайте СТИ дается объяснение данного литературного смешения : "Мы делаем попытку пойти за первоначальным импульсом Михаила Афанасьевича написать историю взаимоотношений молодого драматурга, начинающего литератора и сложившегося организма". Ознакомившись с другими рецензиями, я поняла, что существует несколько точек зрения, насколько удачно все это получилось. Я считаю, что надо было остановиться на одном произведении - на "Театральном романе", на Сергее Леонтьевиче Максудове с его мыслями и проблемами.
"Записки покойника" начинаются до крайности неожиданно. Я сидела на втором этаже, ждала начала спектакля. Прозвенел первый звонок, и вдруг снизу послышались крики, топот. На самом деле, учитывая обстановку в мире, я испугалась. Теракты, захват заложников и прочее - было моей первой мыслью. Когда я увидела от чего (точнее от кого) весь этот шум, оценила задумку режиссера. Мне значительно больше понравился переход от первого отделения к антракту: Иван Янковский, играющий Максудова, обращаясь к зрителям, предложил всем пройти в буфет, попробовать бутерброды, ведь буфетчик так старался, а его обижать не стоит.
Игра актеров впечатляет. Новые люди появляются ото всюду, из ящика стола, из пространства под сценой, из "окон" в стене, где изначально висели картины. Причем происходит все без малейшей запинки. Мне очень понравилась игра Ивана Янковского, Александра Суворова (в спектакле он играет Гавриила Степановича, управляющего материальным фондом "Независимого театра"), Сергея Качанова (Иван Васильевич, один из директоров театра), Марии Курденевич (Елена Васильевна Тальберг). Марию Курденевич и Дмитрия Липинского (Шервинский Леонид Юрьевич) хочется поблагодарить за то, как они играли плохих актеров. Я поражалась, как у них получается не засмеяться. Они показывают, как одно и то же можно изобразить по-разному. При этом зритель видит, что актеры и Курденевич, и Липинский замечательные. Максудов на грани сумасшествия и реальности уже видел те сцены, и в его фантазии (в отличие от театральной сцены) все было сыграно безупречно.
Стоит отметить декорации, которые, на мой взгляд, отлично подходят для этой постановки. По мере развития событий, изначальная комната Максудова лишается картин, фотографий, балкона, а потом и мебели. Неожиданностью стало окончательное крушение декораций в конце спектакля. Рушились мечты и надежда на счастливый исход начинающего литератора, а вместе с ними и все то, к чему мы успели привыкнуть за время спектакля.
В целом спектакль мне понравился. В первом отделении спектакля зрители переживают вместе с бедным Сергеем Леонтьевичем, во второй части много смеются, наблюдая за репетицией.
Я надеюсь, что на самом деле мир театра и творчества не такой ужасный (и подавляющий всякое желание творить), иначе мы должны еще больше ценить постановку, которую кто-то уже видел, а кому-то это еще предстоит!
Записки у изголовья
Нигде доселе я не видела такого точного чувства процесса воображения, понимания творчества, жизни идеи.
Нас тихо предупреждают: это необычная инсценировка романа, извините-мы-пойдем. Но как же, как же не увидеть в происходящем спиритический сеанс. Писатель, чьи образы ходят, дышат, говорят, знают, живут, соседствуют - это же настоящий маг, убирающий зеркало перед зазеркальем. Вливая в действие роман "Дни Турбиных", Женовач показывает настоящий духовный быт Максудова, чей роман впервые среди всех постановок "Записок покойника" становится таким же персонажем, и который проживает себя рядом с агонией и любовной лихорадкой автора, увидевшего мир театра.
Происходящее находится где-то посередине между сном и явью, между судорогой мысли Максудова, начинающего писателя, которому оскалилась возможность вылезти из своего душевного подполья и причаститься к чему-то важному и таинственному, и спятившим театром, в котором люди "ходят на головах, вверх ногами!"
Все творится будто бы в голове Максудова, из-головы, и не теряет своего присутствия на протяжении этакой Одиссеи героя, потому что пьеса уже живет своей жизнью, ее не засунешь за пазуху. Очень интересны декорации спектакля: кровать, стол и балкон. Каждый из них - это орган писателя, как глаза, чтобы наблюдать, или рука, чтобы записывать. Странное чувство включённости распространяется и на зрителя: у меня нередко возникало ощущение части этого ментального "интерьера" главного героя, словно меня пустили в его голову, на читку. Мы видим происходящее только изнутри. По сути, все герои спектакля только заходят на сцену, а исчезают будто бы не потому, что уходят, а испаряются, забываются на какой-то момент Максудовым.
И не хочется уделять внимания "деятельному" конфликту между главным героем и Театром, расписывать удачность передачи всех аллюзий, разбросанных Булгаковым по произведению как носки по полу, потому что все это есть и есть хорошо. Самое главное, на мой взгляд - что этот спектакль построен на переживаниях, а не на "актах", отчего он преодолевает статус всего лишь трактовки. Достижение этой задачи, прорывание через рамки "еще-одной-версии", опять-таки, на мой взгляд, является вершиной мастерства режиссера.
Спектакль в двух действиях. Первая часть – галлюцинацинагенная история писателя, жизнь которого смешалась с желаньем умереть, вымышленные лица с реальными, а сон с явью. Не могу не оценить игру начищенных пяток, которыми к нам обращен главный герой большую часть времени.
Набриолиненные волосы начинающего литератора отражают свет прямо в зал. Белоснежная рубашка развивается. Пистолет лежит в ящике. Удача не приходит.
Второй акт – издевательство над системой Станиславского (или над любой системой, которая пытается «причесать» порыв, высокохудожественное и высокое). Много смеялись и забыли о самом главном – о начинающем литераторе Сергее Леонтьевиче, который так ждёт, когда же, наконец, поставят его спектакль.
ПН от лица АД
Спектакль "Записки покойника" театра СТИ оставляет противоречивые впечатления. То же, в принципе, можно сказать и о творчестве Булгакова, на котором, по словам создателей, и основано действо. Однако, как можно понять по формулировке, ценители писателя шли на одно, а попали на другое. С самого начала мы оказываемся в воспаленном, наполненном обрывками образов и сюжетов мире, - по сути, весьма характерном для Булгакова, особенно для его периода "Записок врача". Однако из этой стройной картины сценаристы СТИ убрали одну маленькую мелочь - смысл. То, что происходило на сцене театра все два с лишним часа действия, сложно объединить в один связный рассказ (или даже в несколько, раз уж на то пошло). Сложно комментировать то, что состоит из ярких обрезков конфетти вместо осмысленного действия. Антураж и актерская игра заслуживают всяческих похвал, но стоило больших усилий отделить их от орущего абсурда на сцене и оценить в отрыве от него. Отдельное спасибо трем сексуальным телефонисткам. Ненаглядные, вы были прекрасны, хоть и не смогли исправить общее впечатление. А оно таково : артхаус - это здорово, но нет смысла - нет спектакля.
Спектакль «Записки покойника» в «Студии театрального искусства» начался уже в буфете. Едва прозвенел первый звонок, откуда-то послышался топот и выстрелы. За главным героем гнались четверо. Он петлял между гостями и наконец бросился по лестнице в зрительный зал. Мы зашли и увидели его на сцене спящим. Еще через два звонка началось представление.
Сценическое пространство решено своеобразно. Сцена поделена на две части холщовой тканью, в которую, как в стену встроен балкон с дверью, рядом стол и кровать. Под конец все предметы исчезли за сценой, а апофеозом стал занавес, буквально стекающий на актеров. Поражала интерактивность, вовлеченность зрителя в постановку. Герои спускались со сцены в зрительный зал. Для сидящих на первом ряду они оказались на расстоянии меньше протянутой руки. Спектакль в спектакле производит необычное впечатление. Как будто приоткрыли кулису или пригласили на репетицию. И в контексте действия это выглядело гармонично.
Теперь о смыслах. Спектакль пронизан духом любви к театру, пусть последний как организация и показан с неприглядной стороны. Интересно представлены образы: одного секретаря «Независимого театра» играют сразу три актрисы. Показано много клеветы, лицемерия, угодничества, воистину по Булгакову, но есть и искренность, и вера, что справедливость восторжествует. А еще много смеха, который, как известно, тоже особый герой спектакля.
Об актерах: все играли прекрасно, особенно понравился Иван Янковский. Очень жалела, что оказалась на спектакле без цветов.
Театр сам по себе очень уютный, персонал приятный и вежливый.
Спектакль поражает своей эксцентричностью! Так умело соединить воспоминания М.А.Булгакова с его произведениями в одной постановке под силам только СТИ. Это один из немногих спектаклей, который захватывает ваш интерес по нарастающей. Было приятно видеть как актеры сами получают удовольствие от происходящего на сцене. Отношения литератора и театра,литератора и редакций, литератора и читателей переданы С.Женовачом по человечески убедительно! Лично мне спектакль доставил огромное удовольствие!