Драматический |
Лев Стукалов |
"Наш Театр" взялся за непростое произведение французского драматурга Жана Ануя "Медея". Непростое в силу его "древнегречности", если так можно выразится. Известно, что у древних греков было своё представление о театре. У наших с вами современников - другое. Трудно сейчас представить те древнегреческие страсти, ту психическую и физическую мощь легендарных героев, которые стали нынче мифами, сказками, вобщем, легендами. Не всякому под силу справится с тяжестью многовекового прошлого, несмотря даже на сравнительную молодость самого текста.
"Я Медея" оставила двоякое впечатление. С одной стороны, увы, типичное для "Нашего театра" отсутствие ансамблевости труппы, когда один актёр (в данном случае актриса) сильнее всех присутствующих на сцене. Хотя в данном случае это и может быть оправдано. Так же к недостаткам спектакля я бы отнёс невозможность целостного восприятия истории. Она больше похожа на отдельные зарисовки на тему: Медея и все остальные. Кроме этого, я никак не мог поверить, что где-то там, в глубине, за сценой, существует реальный Коринф, о котором говорят персонажи. В далёкую Колхиду верится куда больше. Возможно, это связано с почти полным отсутствием сценографии. Такой подход оправдан, но не всегда.
С другой стороны, всё что можно сказать в порицание, можно сказать и в похвалу. Во-первых, Марианна Семёнова. Самобытная актриса. Порой мне кажется, что она вовсе не училась на актрису и, подобно Петру Мамонову, играет так, как чувствует, как живёт. Медея - очень яркий образ, отчасти, архетипический. Образ женщины, такой какая она есть в идеале - способной на всё ради любимого человека, мгновенно превращающая из кроткой влюблённой в пышущую страстью и ненавистью пантеру. Марианне Семёновой, по-моему, удалось добиться этого эффекта. Весь набор её "фирменных" приёмов работает и тут безотказно. Она ни разу не уходит со сцены, как на ней появляется, и постоянно приковывает внимание зрителя на себя. Ярка, ну что тут поделаешь?! Во-вторых, преподнесение древней как мир истории в виде набора картин о том, как Медея взаимодействует с остальными героями, имеет и художественный аспект - показать, кто такой Герой, Сильный Человек, Правдивый Человек, наконец, Любящий Человек и кто такие обыкновенные люди, серые, в деловых костюмах с золтыми пуговицами, в коронах, скучающие, простые. В каждом маленьком противоборстве Медея выходит победительницей. По-моему, просто невозможно победить такое чувство, такую мощь. В-третьих, сценография "Я Медея" это пустая сцена амфитеатра, где всё волшебство создаётся туманом и светом. Всё кажется древним, пыльным (а пыли будет очень много) - как сама история, как сами чувства героев. Верю! Финал спекталя есть квинтессенция главной героини, есть страсть, всепоглощающее горячее чувство. Вы почувствуете запах дыма. И поверите в это.
Что же остаётся после просмотра спектакля? Воспоминание о яркой Медее, о блёклых окружающих её остальных героях, о мудрой нянечке, которая живёт и варит кофе по утрам. Но главное остаётся ощущение того, что в каждой жизни должна быть любовь, необязательно как у Медеи, но обязана быть. Иначе человек уподобится Язону, серому, обычному, без любви. Без любви - слепота. Любить, значит, вырваться из круга обыденности, украсть Золотое Руно, убежать за тридевять земель и ... тихо засыпать на плече после всего этого.
А иначе...