Москва
7.4

Спектакль
Я Анна и Хельга

Постановка - Театр им. Бойса
скачать приложение
Бот
О спектакле
  • Я Анна и Хельга – афиша
  • Я Анна и Хельга – афиша
Драматический
Георг Жено

Участники
Все

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Alexandra Karlinskaya
1 отзыв, 10 оценок, рейтинг 3
28 мая 2012
ИСПОВЕДЬ СЫНА ВЕКА

Современный театр - штука непредсказуемая. Ты никогда не знаешь, чего ожидать в подвальном помещении Театра.док, на площадке Центра драматургии и режиссуры или в крошечном даже и не зале вовсе Сахаровского центра. Главной особенностью актуального искусства является, пожалуй, полное отсутствие каких бы то ни было канонов и художественных идеалов, но об этом мы уже неоднократно говорили; а самая интересной - попытка синтезировать разные виды искусств, создать внутри него некую глобализацию, которая откроет новые горизонты "арт-языка".

Пять лет назад в Москве открылся театр, названный именем художника и перформансиста - Йозефа Бойса. Георг Жено, его руководитель, объясняет это желанием сблизить визуальное искусство с театральным, стереть границу между ними и сделать художника, то есть режиссера и драматурга, ключевой фигурой. За эти несколько лет на различных площадках (постоянной у театра пока что нет) зрители видели множество экспериментальных спектаклей, в том числе и интерактивных, но именно того синтеза, о котором говорит Георг, - нет. Пожалуй, стилистически наиболее приближен к этой концепции "Груз молчания", однако в центре его внимания оказывается не художник, а боль, что досталась миру в наследство от Второй мировой войны.

"Я Анна и Хельга" - вероятно, самый выстраданный проект Георга Жено, которым режиссер занимался очень долгое время. В прошлом году вышла первая версия спектакля, в которой играли актрисы Анастасия Пронина и Маргарита Кутовая. Они сидели в полутемной комнатке в Сахаровском центре и рассказывали выдержки из дневника и писем Анны Франк и Хельги Геббельс, которые остались после смерти девочек. В силу вместительности зала далеко не всем хватало места, и многим зрителям приходилось весь спектакль стоять. Не знаю, было ли это специально сделано, но неудобства, которые все испытывали, пока находились в этом душном практически бункере, мастерски погружали в атмосферу текста и ужас осознания того, что пришлось пережить бедным девочкам за последние месяцы своих крошечных жизней. Однако режиссер остался недоволен результатом и через год выпустил новый проект, изменив концепцию и пригласив вместо Маргариты Кутовой Марию Вдовину, которая, к слову, внешне очень похожа на Анну Франк.

Начало - в 23.00. "Это слишком лично, там не должно быть случайных людей", - поясняет Георг Жено. Все тот же бункер в Сахаровском центре, все те же камерность, темень и теснота. Только теперь - никаких актеров на "сцене". На стене - видеопроектор, где мы по очереди видим то девочек-актрис, то самого Георга. Этот спектакль уже не об Анне Франк и Хельге Геббельс. И это уже не спектакль. Я не знаю, существует ли такой вид современного визуального искусства, как "видео- перформанс-спектакль" где-нибудь в мире, но в России - точно нет. Это действо - исповедь режиссера, художника, который перед 18 зрителями распахивает свою душу, рассказывая о собственной трагедии. Во время этой исповеди возникает ощущение, будто через видеопроектор случайно подглядываешь не только за жизнью Анны и Хельги, но и за сеансом у психотерапевта самого Георга.

"Я Анна и Хельга" - многослойный спектакль, в котором одновременно разворачиваются два или скорее даже три сюжета. Первый - жизнь еврейской девочки Анны Франк в "убежище", где ее семья спасалась от нацистов во времена войны; второй, сплетенный с ним, - житье Хельги Геббельс, проведшей последние месяцы своей жизни в гитлеровском бункере и убитой собственной матерью вместе с братьями и сестрами; и наконец третий - это история семьи режиссера, который со всей возможной откровенностью делится с присутствующими тем, что один его дед был эсэсовцем (Георг узнал об этом, будучи взрослым: его бабушка дважды была замужем, и человек, которого он привык считать родным дедом, таковым на самом деле не являлся), а другой - по всей видимости, евреем, что скрывал всю жизнь.

Анастасия и Мария по очереди читают отрывки из мемуаров девочек, и в какой-то момент даже начинаешь путаться, не понимая, где Анна, а где Хельга. Поначалу это вызывает недоумение, а потом понимаешь, что это отличный ход, потому что где заканчивается один текст и начинается другой, - совершенно неважно. Нас не интересует, какой национальности были погибшие девочки: их смерть - это не смерть еврейки или немки, а гибель ни в чем не повинных детей, ставших жертвами безжалостной мясорубки войны.

Не скрою, что следить за отсутствием развития сюжета непросто, но, попадая на эту "исповедь-перформанс", ты погружаешься в иную реальность, которая не измеряется такими величинами, как "скучно" или "интересно". Слушая довольно монотонные рассказы Анастасии и Марии, ты невольно оказываешься наедине с самим собой и в полной мере осознаешь абсурд и безнадежность событий тех времен, а ближе к концу спектакля и вовсе перестаешь понимать, как и почему этот мир может существовать после того, что произошло на нашей планете всего каких-то несколько десятков лет назад.

Ближе к концу все резко обрывается. Появляется Георг с той самой исповедью, и ты понимаешь, что фактически ради нее-то и был создан проект. Вот он - тот самый театр, тот синтез, о котором он говорил, новый "арт-язык", ни капли не похожий на предыдущие высказывания художников, и это значительно больше, чем спектакль или перформанс - неважно, как мы его назовем. Это настоящая "исповедь сына века" во плоти, который, рассказывая о том, что его кровь состоит на одну половину из Анны, а на другую - из Хельги, признается: "Я не знаю, как мне с этим жить".

А знаем ли мы, как нам с этим жить?..

3
0
9
Tatyana Lvova
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
29 мая 2012

Позволю тогда себе выложить и свою рецензию из неопубликованной, к сожалению, статьи и интервью, интервью, по понятным причинам (публикуется с разрешения интервьюируемого), выкладывать не буду.

30 и 31 марта в Сахаровском центре прошли премьерные показы спектакля «Я АННА И ХЕЛЬГА» в постановке Георга Жено (драматург Михаил Калужский, идея использования дневников Хельги принадлежит Марине Давыдовой), театр Joseph Beuys, где были приведены параллели между дневниковыми записями девочек, находящихся, по разные стороны баррикад Второй Мировой, но которым, тем не менее, судьба уготовила одинаковый и, увы, печальный финал, одна умерла в концлагере от тифа - Анна Франк, а другая была отравлена вместе со своими братьями и сестрами их родителями, которые затем покончили с собой - Хельга Геббельс, дочь Йозефа Геббельса. Основная идея спектакля сводилась к тому, что несмотря на все различия их и их окружения, они были очень похожи, почти одинаковы, влюблены, хотели жить, и мечтали о свободе, т.к. обе были несвободны. Т.е. они вполне бы даже могли стать подругами, как бы кощунственно для кого-то это не звучало. В противовес традиционному театру актрисы не выходили ни на сцену, ни даже на поклоны, их игра проецировалась на экран, т.ч. это был скорее телефильм, в формате видеодневника, или общения по Skype. Впрочем, играли великолепно, хотя в арсенале Анастасии Прониной, исполнявшей роль Хельги, гораздо более богатая палитра (то ли из-за особенности дарования, то ли по воле режиссера), ее героиня испытывала различные эмоции и развивалась в динамике, Мария Вдовина, исполнявшая роль Анны, играла более монохромно, одной лишь краской юношеской восторженности. В общем, советую пойти, хотя бы из-за неизвестных или не таких у нас известных в отличие от дневников Анны, дневников Хельги, мне было интересно, ничего новомодного я не увидела, играли классически. За это тоже спасибо.
И отдельное спасибо Георгу Жено, что он не пошел на поводу у современных "переосмыслителей" творчества Анны Франк, которые издав не опубликованные ранее записи Анны, а многое и домыслив, попытались сделать из этой невинной безусловно и априори жертвы Лолиту, да еще чуть ли не на грани помешательства, невротичку и психопатку, в погоне за презренными доллАрами и не менее презренной славой, сделанной на Поругании Мучеников, место которых в истории время уже определило, и какие-то там частные детали и интимные подробности, не в состоянии этого места изменить, не могут являться определяющим, главным, и, конечно, не дают никакого права на такое Пантагрюэлевски преувеличенное выворачивание грязного белья, и попытку переоценки этого самого исторического места... И я очень рада и очень благодарна Георгу, что он не поддался этой общей волне, и этой гонке за жареным, и все-таки правильно расставил акценты, не с моей т.зр., а с т.зр. принципов, норм морали и нравственности, справедливости в конце концов. За такую новую драму я за!!! За честную, порядочную и достойную!
P.S. Выступил в роли актера и сам Георг Жено, поделившись историей своей семьи, приведя параллели с сюжетом спектакля, так что лично мне, по-крайней мере было непонятно, реальная эта история, или вымышленная специально для спектакля. Был и один факт, который меня, а возможно, и не только меня смутил - смутило то, что вместе с игрой девушек проецировался взгляд Георга в зал, впечатление было такое, что он следит за реакцией зрителя, создавалось ощущение слежки, или того, что над нами производится какой-то эксперимент, наши чувства препарируются, поэтому и не только –
у меня возникло острое желание задать Георгу Жено несколько вопросов по поводу спектакля, и, что называется, «за жизнь», что вылилось в полноценное и прекрасное интервью...

Могу только сказать что интервью было в основном по поводу спектакля и непонятных мне моментов, лично мне и спектакль и интервью понравились очень, могу сказать что в интервью были такие моменты которые заставили меня зауважать Георга Жено еще сильнее.
Могу только всем порекомендовать на него сходить, недавно нашла в своей библиотеке книгу Анны Франк пусть и отредактированную как сейчас пишут, но те пасквили что дописывают сейчас намеренно читать не буду, а вот старую прочитаю обязательно, мне кажется, это очень мощный довод в пользу спектакля, если после него возникает желание глубже изучить проблему, которой он посвящен.

1
0
7
uljana gontcharova
3 отзыва, 11 оценок, рейтинг 2
28 марта 2012

ПРЕМЬЕРА Театра им. Йозефа Бойса 30 и 31 марта

Литературная основа спектакля – знаменитый дневник Анны Франк, который девочка вела на чердаке амстердамского дома, где ее семья пряталась от нацистов, и письма Хельги Геббельс, дочери министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса. Последние дни своей жизни она вместе со своей семьей провела в бункере Гитлера, откуда писала письма возлюбленному. Анна Франк погибла в концлагере Берген-Бельзен. Хельга погибла от рук собственных родителей.

В этом спектакле режиссёр и художник перемещают обеих героинь в единое современное пространство.
Убежище и бункер. Анна и Хельга. Неожиданные параллели, которые никогда бы не были проведены, если бы не война, которая заставила их чувствовать мир острее, и наделила невероятным мужеством говорить правду там, где молчат взрослые.
«Я Анна и Хельга» – первая попытка Георга Жено, режиссёра спектакля, объединить два исторических и литературных документа в одной театральной постановке.

Над проектом работали: Эмиль Капелюш, Яна Голушанок, София Егорова, Константин Терентиев, Нина Беленицкая, Ярослава Полунович, Юра Клавдиев, Алехандр Родионов, Михаил Калужский, Маргарита Кутовая, Анастасия Пронина, Алина Сергеева, Юля Учиткина, Ирина Вилкова, Наташа Борисова, Юлия Мещерякова, Талгат Боталов, Настя Патлай, Анна Афанасьева, Маша Шмелева, Виктория Холодова, Максим Заломов и другие.
Режиссёр – Георг Жено. Драматург – Михаил Калужский. В ролях: Маша Вдовина, Анастасия Пронина, Георг Жено. Показы пройдут при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Москве и Немецкого культурного центра им. Гёте в Москве.
Начало показов в 23:00!

Заказ и продажа билетов:
+7 967 176 57 05

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все