Первый раз я видела "Война и мир" месяцев восемь назад. Ходила тогда в театр одна, и спектакль произвел на меня очень, очень сильное впечатление, и "сердце успокоилось" на том, что нужно будет обязательно посмотреть это великолепие еще раз. И вот все случилось!
Сразу хочу сказать (для тех, кто не любит "многобукаф") - спектакль превосходный и смотреть его можно и нужно всем от подростков до старшего поколения. Это буквально ожившие сцены из книги, это невероятные характеры, это завораживающей красоты костюмы и ...хор Свешникова! В общем, если коротко, то - всех настоятельно призываю идти и смотреть!
Теперь подробнее.
Конечно, кажется, что уместить пусть даже и почти в четырехчасовом спектакле все четыре тома нереально, - и тем более удивительно, что Грымову ( а здесь он и режиссер, и художник-постановщик) это практически удалось. Пожалуй, только первый том несколько "не поместился", а дальше все основные линии и события вполне себе присутствуют. А главное, потрясающе передана атмосфера, и во многом это заслуга хора им. Свешникова, который на протяжении всего спектакля (и в антракте!) исполняет разное... в том числе и православные духовные песнопения. А в начале спектакля-мистерии проходит настоящая церковная служба по всем канонам (!), поэтому, кстати, настоятельно советую проходить в зал с первым звонком, опаздывать сюда было бы особенно обидно.
Нельзя не сказать о костюмах (Ирэна Белоусова). Вот сценография в этом спектакле более чем лаконичная, в том смысле, что декорации почти вовсе отсутствуют. Столик, стулья - буквально по пальцам пересчитать можно предметы на сцене. Ничто не отвлекает внимание зрителей от героев спектакля. Так вот, костюмы - шикарные! И интересно, что при темном пространстве сцены костюмы (практически все - кроме военной формы, пожалуй), решены в белом цвете (или максимально светлых тонах), что слегка создает иллюзию черно-белого кино.
А все же присутствующие яркие краски в костюмах очень усиливают акценты.
Совершенно меня восхищает выбор актеров - это настолько идеальное попадание в каждом случае, что кажется чем-то немного сказочным, невозможным. Вот Пьер Безухов - Александр Колесников. Это же и-де-аль-ный Пьер! Именно такой, каким я его представляла, когда в школе еще читала "Войну и мир". И я не только про внешнее сходство! Он такой настоящий, сомневающийся, честный, растерянный, решительный... прелесть, что такое!
Наташа Ростова - Ольга Богомазова. Действительно юная, тонкая-звонкая девочка, мечтающая о любви, ждущая, ищущая ее - но такой еще ребенок! Как меня Наташа раздражала в книге и какая она чудесная здесь! И главное, она на наших глазах меняется, взрослеет...
Андрей Болконский - Александр Толмачев. Тут, опять же, попадание и внешнее, и внутреннее - Андрей Болконский чудесный.
Потрясающая пара - Анатоль Курагин (Шамиль Мухамедов) и князь Василий (Константин Конушкин). Анатоль, конечно, неотразим. Очень понятно. почему девушки на него так ведутся :)
Собственно, отметить хочется всех, но это было бы слишком длинно и однообразно, ибо, действительно, все чудо как хороши.
Отдельно хочу слегка удивиться - то ли я что-то не так запомнила в прошлый раз, то ли не так увидела в этот - Магистр Масонов у нас теперь един в двух лицах? (а я-то думала, что указанные в программке два Магистра - это два состава...) В первой сцене я определенно видела Алексея Баранова, а вот дальше уже Магистром был Юрий Анпилогов. Правда в своих появлениях его Магистр был настолько разным... Видимо, масонство - ну очень тайное общество, секретность на высоте :)
Как вы поняли, я снова осталась под огромным впечатлением. Как и дочка. Ее слова: "Весь спектакль казалось, что со сцены так и льется святость!" - думаю, это во многом из-за хора, конечно :) Так у моей деточки состоялось знакомство с произведением Толстого ("Войну и мир" в свои в неполные 14, конечно, она не читала еще). На удивление (мое) все ей было более-менее понятно. Понравились Пьер, Наташа и Андрей (ожидаемо :) ). Поразил сюрприз во втором антракте (там на самом деле такое "вау"!). Мой вывод - подростков на "Войну и Мир" вести стоит - если, конечно, они в принципе способны высидеть, наблюдая за спектаклем, почти 4 часа. На программке стоит 12+, но надо, конечно, оценивать своего ребенка - пора ему на взрослую постановку или еще годик подождать.
Как вы уже, наверное, знаете, в театре Модерн - премьера, спектакль «Война и мир. Русский Пьер». Поскольку Ю. Грымов - талантливый режиссер со своим, крайне интересным взглядом на вещи, спектакль это обещает стать событием в театральной жизни Москвы.
Первое, что могу отметить, это очень интересное начало каждого акта (всего их три). Они начинаются со своего рода предисловия. Например, зайдя в зал перед 2 актом зрители оказываются в оперном зале, ибо на сцене выступает итальянская труппа.
В спектакле участвуют не только артисты театра, а также солисты и хористы академического хора имени Свешникова. Да-да, именно участвуют, ибо они не только поют, но играют. Это и прихожане в церкви, и беженцы и пр. Вот, к примеру как хористы изображают крепостных актеров.
Сами понимаете, 4 тома «Войны и мира» в 3 с половиной часа упихнуть физически невозможно. Поэтому сюжетные линии немного подрезаны, а герои несколько символичны. Не знаю, поймут ли что происходит в спектакле те, кто не читал книгу, одна надежда на то, что таких людей мало. Тем не менее, все основные герои сохранены и обладают ярко выраженными чертами.
Главный герой, конечно, Пьер (А. Колесников). Нескладный, неуклюжий, нелепый но такой добрый, честный и дружелюбный. В центре всего действия – именно он, проходящий путь от Пьера, увлекающегося масонством и ищущим себя, до Петра Кирилловича, который осознает, что он русский человек. Другие персонажи не менее интересны. Холодноватый, гордый, интеллигентный князь Андрей (А. Толмачев). Двуличный магистр масонов (Ю. Анпилогов). Порывистая, юная, искренняя Наташа Ростова (И. Лукина). Да, она не брюнетка. Но как хороша!
Надо сказать, актерские работы там потрясающие. Даже самые маленькие бессловесные роли (гости на балу, слуги и пр.) прекрасны. Берите билеты поближе, получите истинное наслаждение. Смотреть можно на любого персонажа. Вот слуги готовит стол к ужину: ставят самовар, приносят чайник, чашку, разливают чай. Вот масоны принимают в свое братство Пьера. Вот гости на балу танцуют, сплетничают, строят глазки...
А сейчас раскрою один секрет. Не могу удержаться, это было настолько здорово! 2 акт заканчивается тем, что войско Наполеона перешло Неман. Император Александр призывает народ встать на защиту Отечества. Начинается бой. Зрители, выйдя из зала, попадают в сожженную Москву. Ковры опалены огнем, мебель покрыта копотью, портреты и бумаги обгорели… Это сильно, это очень сильно! До мурашек по коже.
Декораций в спектакле нет. Место действия обыгрывается несколькими предметами мебели (кстати, отличного качества и по виду как раз первой половины XIX века) и светом. Художник по свету Антон Исаев пользуется прожекторами как указкой, как волшебной палочкой. Раз - и луч света выделяет из толпы двух героев, которые вступают в разговор...
Особое спасибо художнику по костюмам Ирэне Белоусовой. Костюмы великолепны все. От ампирных платьев Элен Курагиной до сарафанов деревенских девушек, от мундира императора до красной рубахи доктора. А как изумительно поставлена сцена бала, когда и гости, и лакеи одеты во все белое, но, тем не менее, спутать их невозможно! На всякий случай озвучу цифру: 423 костюма сделано для спектакля. Представляете?
Минусы.
Бородатый князь Андрей. Да, я в курсе, что это театр, а не кинематограф. Но все равно.
И в программке, и на сайтах продолжительность спектакля указана как 3 часа 20 минут. Тогда как в реальности она ровно на час больше. Пожалуйста, указываете верную продолжительность.
Резюме: спектакль очень хорош, искренне рекомендую. Надеюсь, его не урежут до того времени, что указано в программке, потому что оригинальных находок так много, жаль будет, если они исчезнут.
Всем известно, что "Война и мир" - не только весьма объемное произведение, но и насыщенное - характерами, отношениями, событиями. Поэтому попытка уместить роман в рамках спектакля, это уже, как минимум, смелое решение, которое заслуживает внимания. В то же время понятно, что такой проект не пройдет незамеченным, т.е. постановка спектакля по одному из самых классических наших романов должна в любом случае стать событием. И посмотрев премьеру, я уверена - станет!
Юрий Грымов выбрал довольно интересный формат, который одновременно близок опере и диафильму. Собственно, весь спектакль состоит из красиво скомпонованных сцен, помещенных в рамку церковных песнопений, которая объединяет выбранные эпизоды и задает общее настроение. Получилось красиво и цельно (хор Свешникова позвали явно не зря). Тем не менее, решение относительно именно такого музыкального сопровождения кажется довольно спорным, хотя бы потому, что православная направленность самому роману не особенно свойственна, а уж в таком концентрированном виде и подавно. Но здесь православное скорее подразумевает русское, противопоставляя, например, массонов Каратаеву. Кстати, сцена в массонской ложе - это отдельное художественное произведение.
Еще одно оригинальное решение (и вот оно полностью оправданно) - поставить в центр действия Пьера. Который проходит путь от восторженного нежного юноши, стремящегося улучшить мир ("хотел дать крестьянам вольную, а они отказались"), до зрелого человека, научившегося говорить "нет". Прекрасная роль (Александр Колесников), не только главная, но и, пожалуй, одна из лучших в этом спектакле. Это совершенно "правильный" и даже архетипичный что ли Пьер.
Спектакль начинается с церковной службы. На полутемной сцене батюшка под пение хора что-то неразборчиво читает, а с разных сторон постепенно собирается в церковь народ. Композиция выстроена так, что зрители в какой-то момент тоже ощущают себя среди прихожан, то есть частью происходящего. Это очень удачная находка - вот так задать настроение с первых минут. На службе появляются герои романа, в частности, семья Ростовых. Кстати, среди ее членов мы совсем не увидим Петю. Все внимание только Наташе (Ирина Лукина). Она - очаровательна, весела, непосредственна и совершенный ребенок, глядя на которого трудно представить, что она вообще готова выйти замуж.
Кстати, следя за отношениями Наташи и Андрея, я впервые обратила внимание на то, что Болконский не сильно горевал по поводу смерти своей жены. Да и Наташина измена его не особенно огорчила. Что вообще для него были женщины?
Между прочим совершенно неожиданной (и классной!) оказалась роль старого князя Болконского (Андрей Давыдов). Из строго и надменного старика получился довольно ехидный персонаж, реплики которого полны черного юмора. Надо будет заглянуть в текст, пожалуй. Этот момент меня заинтриговал.
Первое действие - самое длинное, продолжается почти 2 часа - и это сплошная светская жизнь. Декораций практически нет - сцены бала, дуэли, дома Ростовых нарисованы светом, уточнены тщательно подобранными костюмами и краткими диалогами. Но кажется, что больше ничего и не нужно - в каждой сцене композиция выверена идеально. И именно поэтому - диафильм - перед нами набор точных и лаконичных иллюстраций к роману, созданных талантливым художником.
Во втором действии уже чувствуется приближение войны, а затем и ее начало. И мир уже вроде не тот, которым кажется. Это действие совсем короткое - оно длится минут 30, а затем зрителей снова ждет антракт, во время которого они оказываются в вестибюле театра, превращенного в опаленную огнем усадьбу, за окнами которой пылает Москва.
Жутковато.
Первые два действия - это примерно половина романа, и в антракте думаешь, что войну (как и Петю) решили исключить из спектакля. Но нет. Третье действие - и через сцену идут бесконечным потоком крестьяне с тюками и повозками, затем также долго несут десятки носилок с ранеными и убитыми, а ближе к финалу все той же дорогой медленно и уныло бредут побежденные французы. Сплошное движение в полумраке, дороги, боль, смерть, взрывы. Война показана почти безмолвно и от этого особенно страшно. Диалогов тут практически нет. Лишь несколько сцен, которые все (включая краткий монолог Наполеона) об одном - война меняет все и всех.
Спектакль продолжался более 4 часов. И это 4 часа полного погружения в атмосферу толстовского романа, которая, как мне кажется, удалась на 100%. Я очень рада, что это увидела и искренне рекомендую к просмотру. Особенно (как девочка) первые два действия.
Про места. Ряд не очень важен, здесь везде хороший обзор, но я рекомендую выбирать середину, чтобы не упустить ни одной детали.
Масштабная постановка Юрия Грымова "Война и Мир"
Посмотрела первую для себя постановку Юрия Грымова в качестве режиссера в Театре Модернъ — «Война и мир».
Спектакль поражает своим размахом и масштабом — 70 человек, для них создано более 400 костюмов (в связи с этим особенно внимательно прислушивалась к указаниям Роспотребнадзора, который ввел ограничения по количеству актеров на сцене).
Казалось бы, уместить даже при продолжительности в три с половиной часа спектакля четыре тома произведения Льва Толстого невозможно. Но в постановке Юрия Грымова это получилось, все сюжетные линии нашли отражение в спектакле (а мне после просмотра захотелось перечитать роман).
Потрясающе создана на сцене церковь, во многом благодаря потрясающим голосам хора им. А.В. Свешникова.
Главный герой, за чьими переменами наблюдаешь на протяжении всего спектакля, — Пьер (в начале действа), Петр Кириллович Безухов. Александр Колесников показал изменения от робкого, нерешительного молодого человека к зрелому мужчине.
Замечательный дуэт Наташи Ростовой (Ирина Лукина) и Андрея Болконского (Александр Толмачев), такая прекрасная история любви, и именно в спектакле я прониклась их драмой.
В постановке почти отсутствуют декорации, но атмосфера создается светом (художник по свету - Антон Исаев). Игра света поражает, им создается и атмосфера церкви, и великосветских раутов и балов, и таинственная атмосфера масонской ложи.
Спектакль выходит за рамки сцены, второй антракт поразил, было ощущение, что ты находишься внутри спектакля — не буду раскрывать подробности, хочется, чтобы у тех, кто будет смотреть, были свои впечатления.
Рекомендую эту постановку к просмотру и полностью согласна со всеми положительными отзывами, которые видела до этого (а отрицательных и не встречала).
«Война и мир» - постановка невероятно масштабная, она готовилась три года, в ней задействованы 70 актеров, для которых подготовлено более 400 костюмов, а также большую роль играет хор им.Свешникова. Примечательно, что действие начинается еще до начала спектакля: например, перед первым актом на сцене проходит настоящая церковная служба, перед вторым – исполняется сценка из оперы, а перед третьим – можно послушать монолог самого Наполеона. Кроме того, во втором антракте зрителей ждет сюрприз в фойе – такого поворота я никак не ожидала!
Режиссура Юрия Грымова уже привычна и мною любима – я пересмотрела в «МОДЕРНе» большое количество спектаклей. Темное пространство сцены и вспышки света, выхватывающие из мрака то пару героев, то группу, то целое собрание, как в сцене бала или военных сценах. Спектакль идет 3,5 часа, и за это время мы прослеживаем развитие одной из основных мыслей романа (которая, хотим мы того или нет, сейчас особенно актуальна): превращение бонапартиста и франкмасона Пьера Безухова в истинно русского барина Петра Кирилловича (фантастическая актерская работа Александра Колесникова!). На протяжении всего спектакля главный герой осознает, насколько тлетворно влияние Европы с фальшивыми ценностями масонов, развратом Элен и Анатоля Курагиных, и ненавистью Бонапарта к России, в сравнении с истинной честью князя Андрея Болконского (Александр Толмачев), наивной чистотой Наташи Ростовой или прямодушием русского солдата Платона Каратаева (Петр Ступин).
Наташа Ростова в исполнении Ольги Богомазовой – еще одна героиня, которая разительно меняется за прошедшие несколько лет. Из веселой девочки на первом балу, после предательства Анатоля, смерти князя Андрея и всех тягот войны – она превращается в сдержанную, повзрослевшую молодую женщину, и верится, что она действительно станет достойной спутницей жизни для Петра. Очень понравилось решение с костюмом Наташи: сначала она – юная девушка в белом платье, к моменту несостоявшейся измены с Анатолем – поверх надевается темное бархатное «второе платье». А в конце на ней уже третий слой – оранжевое платье с большими рукавами. Как душа, которая обрастает все новыми слоями.
Примечательно, что, несмотря на заявленный акцент только на истории Пьера – создателям удалось раскрыть все основные линии романа: конечно, на сцене далеко не всегда только господин Безухов 😊 Очень полно рассказаны и трагическая история несложившейся любви Наташи и князя Андрея, и измены Элен с Долоховым, и добровольное самопожертвование доброй княжны Марьи Болконской (Марина Дианова) из любви к деспотичному отцу, и многое-много другое. Очень тронули моменты смерти «маленькой княгини» Лизы, первой жены князя Андрея, в родах и встреча на больничных койках раненых Андрея и Анатоля с пожиманием рук. А сцены с бесконечной вереницей обездоленных, лишенных крова людей, с общей молитвой и благословением Кутузова и особенно – завершение 2 действия, когда множество мужчин стоят рядами, и с каждым звуком пушечного выстрела падает то один, то другой – вселяют настоящий страх.
Создатели называют свою «Войну и мир» - спектаклем-мистерией, сплетенными между собой в общую канву эпичными картинами, из которых и состоит полотно человеческой жизни: в нем есть место и любви, и разочарованию, и смерти, и горю – но надежда на светлое будущее всегда жива в каждом из нас.
С радостью заношу эту версию «Войны и мира» в список лучших спектаклей, которые я видела в театре «МОДЕРН», и очень рекомендую всем его посетить.
Книгу Л.Н. Толстого «Война и мир» очень люблю и читала два раза. Один раз в школе, когда история Наташи Ростовой затмила все остальные события романа. А второй раз в тридцать лет, когда понимаешь всю широту произведения. Читающий зритель – очень пристрастный зритель, очень часто картинка во время прочтения и просмотра не совпадает. Тем не менее после просмотра спектакля, у меня был чистый восторг и потрясение, прочтение режиссера показалось более интересным, еще более зрелыми. Поэтому захотелось перечитать еще это гениальное произведение.
Это действительно спектакль, который стоит посмотреть, настолько он поражает своей масштабностью, великолепной продуманностью и одухотворенностью. Как человек, который много куда ходит – знаю, о чем говорю. Только представьте: в спектакле задействована вся труппа театра и еще хор имени Свешникова – это около семидесяти человек на сцене. В наше время иногда зрителей в зале меньше бывает. О хоре хочется рассказать подробнее, т.к. он полноценный участник. Спектакль пронизан христианскими песнопениями, молитвами, это символ души великого русского народа, победившего зло в лице захватчика Бонапарта. Нам даже покажут отрывок из оперы того времени. И во втором антракте споют в преобразившемся фойе. Это очень музыкальное действо.
Более четырехсот костюмов от Ирэны Белоусовой, великолепных, совпадающих с исторической эпохой. Как всегда, восторг, восторг. Обожаю разглядывать одежду вплоть до пуговичек и эполет. У меня не было ощущения, что я попала на спектакль, мне казалось, что наблюдаю за эпохой с помощью какого-то устройства. Абсолютно живые персонажи. Даже персонажами не хочется их называть.
Конечно, главный персонаж в этой постановке, что можно понять из названия, Пьер Безухов. Его любовь и восхищение Бонапартом, тяга к масонству, западным идеалам все разбивается на мелкие куски, когда приходит война. Александру Колесникову получилось вжиться в роль Пьера. Хотя по роману я представляла его более степенным и похожим на Толстого. Но образ получился тоже интересный, настоящий, сомневающийся и дрожащий. Браво!
Ирина Лукина – очень трогательная, нежная Наташа, совершенно преобразившаяся в конце постановки. Идеальный женский образ на все времена. Великолепно, браво! Не даром в этот день она собрала все букеты, включая мой.
Александр Толмачев – очень благородный, порывистый и полный достоинства Андрей Болконский.
Символ русского народа – Платон Каратаев (Петр Ступин) – удивительно простой и в то же время сложный, собирательный образ. Браво!
Александр Шам – Анатоль Курагин вызвал много негативных эмоций. А это значит, что он потрясающе справился с ролью. В романе мне он казался легкомысленным воякой. В спектакле он больше похож на соблазнителя сердцееда типа Печорина. Очень неприятно наблюдать, как он поступает с юной и доверяющей ему Наташей.
Не могу не отметить Юрия Анпилогова (Магистр Масонов) – потрясающ, как всегда на высоте, очень харизматичный персонаж у него получился.
Весь спектакль, собирается как пазл из невозможно притягательных персонажей. Да они не все положительные, но они настоящие, поэтому очень интересно наблюдать, делать выводы, болеть за своих.
Спектакль поставлен как масштабная драма, но в то же время есть весьма комичные моменты. Например, сватовство к княжне Марье (Марина Диадонова) и Алексей Багдасаров (князь Волконский) разыграли очень весело и озорно. Браво!
На спектакль много приходит школьников, он заявлен на 12+. В основном сидят старшеклассники. Это и понятно, произведение входит в список литературы, по которой пишут вступительные экзамены.
И он полностью подходит и подросткам, и их родителям. Так как поставлен очень качественно, близко к тексту оригинала и в то же время живо и интересно. В то же время тому, кто идет нужно помнить, что произведение писалась о войне, о многочисленных потерях, смертях, т.е. это постановка про подумать о вечном.
Мой вывод – это огромный подарок от Юрия Грымова, потому как спектакль очень затратный, сложный и качественный. Поэтому обязательно надо смотреть. Ведь неизвестно сколько может просуществовать такой проект в нынешних условиях. А уж если вы любите книги Л.Н. Толстого. Тогда тем более.
Вернусь сюда обязательно снова. Тем более здесь есть все то, что я люблю в театре: красота, качество, и буфет с библиотекой и живой музыкой, конечно.
В Театре "Модерн" состоялась премьера спектакля "Война и мир. Русский Пьер". Какой же смелостью надо обладать, чтобы браться за постановку этого великого романа Льва Толстого, какой надо обладать верой в себя, в своих актеров, в свой театр. На пресс-конференции перед спектаклем Юрий Грымов сказал, что четыре года вынашивал идею этой постановки, ему отказали три театра, и, в результате трех месяцев напряженной работы, спектакль выходит в театре Модерн. Случилась поистине эпическая постановка эпического романа. На сцене никаких декораций, зато сшито 423 костюма. В спектакле задействована вся труппа театра и Государственный академический русский хор имени Свешникова. Причем участники хора не просто поют - они являются полноценными актерами, играющими наравне с драматическими артистами множество ролей. Да и музыка в этом спектакле полноправное действующее лицо - звучат произведения Бортнянского, Чеснокова, Свиридова, Россини, современный рок. И в этом казалось бы несочетаемом смешении стилей нет ни малейшего противоречия - все работает на развитие идеи спектакля, ни один звук не является лишним. На свободной от декораций сцене, все создается с помощью костюмов, пения, музыки и потрясающих световых эффектов (художник по свету - Антон Исаев). При помощи света создаются антуражи церкви, чистого поля, великосветского салона. Светом из густой тени выхватываются фигуры людей. Свет создает ощущение времен года - ведь солнце зимой и летом светит по-разному. Свет работает так, что без декораций понятно: эти русские беженцы бредут летом, в начале войны, а вот отступают французы – и на дворе зима. Казалось бы в три с половиной часа сценического времени просто невозможно вместить весь роман Толстого, но зрители как в самолете летят в машине времени, и внизу, в разрывах облаков, как островки земли в иллюминаторе, возникают сцены, значимые для развития действия. Духовные поиски, жизненные драмы, обретение истинных смыслов и смена мировоззрений — все оттенки авторского замысла и многочисленные сюжетные линии романа отражены в этой постановке Театра «Модерн». На пресс-конференции перед спектаклем художественный руководитель академического хора имени Свешникова Евгений Волков сказал, что инсценировки «Войны и мира» всегда появлялись в переломное для России время, а Юрий Грымов добавил, что во время мира все говорят о войне, а во время войны мечтают о мире. А война у Грымова ужасна. На сцене нет батальных сцен, нет ярких драгун, бросающихся в атаку, нет криков «Ура!» и торжества победы. Есть вереницы беженцев, есть звуки выстрелов, есть падающие люди – и военные, и мирные. Солдаты сидят в кружок перед боем, свет гаснет, раздаются выстрелы – и уже все кончено -только мародеры бродят среди убитых. У Юрия Грымова особая просьба к зрителям: не опаздывать, действие в зале начинается уже после второго звонка. И этому спектаклю становится тесно в зале - он выплескивается в фойе, превращенное в сгоревший и разграбленный московский дом - отблески пламени за окнами, запах гари. Спектакль у Грымова получился невероятно полифоническим и многомерным, он задействует все известные человеческие чувства, и обращается к чувствам еще ненайденным и неназванным, но существующим в огранизмах и душах. Пожалуй это лучший спектакль, виденный мною за последние годы.
Многие читали роман Льва Толстого «Война и мир». Те, кто не справился с объемом произведения, слышали о нем неоднократно и, скорее всего, с сюжетом в общих чертах знакомы.
Со времен окончания школы прошло 20 лет, но сюжет это романа я помню достаточно четко. Не могу сказать, что мне сильно близка философия Толстого. Перечитав в университете перед курсом русской литературы 19 века, больше желания к нему возвращаться не было.
Когда узнала, что в театре "МОДЕРН" идет постановка Юрия Грымова, приложила максимум усилий, чтобы на нее попасть. Я видела работы этого режиссера ранее. Мне стало интересно, как же увидел он этот роман.
Сразу скажу, что любителей классических постановок может ждать разочарование: в спектакле нет строгой хронометрии событий, как в романе. Постановка мне скорее напомнила вольную интерпретацию на тему «Войны и мира». Центральная фигура — Пьер Безухов. Впрочем, неслучайно в названии спектакля этот герой вынесен отдельной строкой.
Пьер (Александр Колесников) был изображен достаточно точно в своей внешней мягкотелости и жесткой принципиальности, если это касалось чести и безопасности близких людей, в вечных поисках себя, своего места, чистоте и искренности. Очень понравился Андрей Болконский в исполнении Александра Толмачева. Жаль, что в спектакле ему уделено не так много времени. Князь Болконский в исполнении Александра Борисова был чудесен. Эмоциональный, желчный, с тонкой, чувствительный душой, но внешне предпочитающий оставаться холодным, дабы не продемонстрировать свою уязвимость.
Расстроило отсутствие Николая, Петра Ростовых, Сони. Многих сцен, которые являются ключевыми тоже не было. Долго ждала знаменитый монолог Болконского под небом Аустерлица. Увы... С другой стороны, за 3,5 часа охватить полностью 4 тома романа-эпопеи невозможно.
На меня, как на аудиала, большое впечатление произвел хор Свешникова. Хор словно символизирует русский народ, его страдание, о котором постоянно говорит Толстой. Хор находится сцене с первых минут спектакля и до конца, голоса хористов создают нерв и накал спектакля. Все это работает на общее впечатление и держит в напряжении в течение всего спектакля.
Очень понравилось режиссерское решение полностью погрузить зрителя в атмосферу спектакля в антракте. 2 акт заканчивается тем, что войско Наполеона перешло Неман. Император Александр призывает народ встать на защиту Отечества. Начинается бой. Зрители, выйдя из зала, попадают в сожженную Москву. Ковры опалены огнем, мебель покрыта копотью, портреты и бумаги обгорели… Это было очень сильно!
Прекрасны исторической точностью и разнообразием костюмы. Кстати, для спектакля специально было сшито 423 костюма. Декорации же почти отсутствуют.
На меня спектакль произвел сильное впечатление. Повторюсь, что это не пересказ романа. Постановка выстроена таким образом, что 3,5 часа пролетают незаметно. Я бы рекомендовала брать места поближе к сцене, чтобы полностью погрузиться в происходящее.
Прекрасный спектакль, поставленный с небывалым размахом Юрием Грымовым в театре Модерн.
Эта дословный пересказ романа Льва Толстого. В этом нет нужды. Режиссёр опускает некоторые повороты сюжета, явно рассчитывая, что его публика Войну и мир уж точно читала. При этом сохранены все основные сюжетные линии, главные герои, основные события, которые собраны в очень плотную по энергетике, абсолютно классическую по духу и очень современную по сценографии постановку.
Всего в течение 3-х актов на сцене сосуществуют около 70 человек, костюмы для которых созданы 2-кратным лауреатом Золотой Маски, Ирэн Белоусовой.
В спектакле очень много живой музыки и музыка здесь не просто дополняет постановку. В некоторых сценах она фактически превращается в своеобразную декорацию и даже становится самостоятельной действующей силой, мощной, всебъемлющей, будоражущей и вводящей в трепет.
Также Грымов мастерски использует каждую минуту, не оставляя без внимания даже антракты и вовлекая зрителя в действо сразу, как только распахивается дверь в зрительный зал. Это необычно. Это, безусловно, делает спектакль живым и динамичным, давая зрителю ощущение сопричастности и настраивая на необходимость совместного с актёрами осмысления и прожития всего действия.
«...Для меня принципиально возвращение к духу русского человека в образе Пьера Безухова. Я не люблю слово "патриотизм", для меня это "я люблю родину". И я не боюсь таких громких слов.»
(с) Юрий Грымов*
В течение полугода я собиралась на спектакль Юрия Грымова "Война и мiр" с участием Государственного русского хора им. А. В. Свешникова в любимый Театр "МОДЕРН". И теперь, когда наконец посмотрела, жалею, что так долго откладывала этот день. Каким-то невероятным образом Грымову удалось вместить четыре тома тяжело усвояемого текста, который многие прочли целиком не с первого раза, в три часа спектакля, смотрящегося на одном дыхании. Уверена, что даже тем, кто не знаком по какой-то причине с этим произведением, все равно будет понятно все происходящее на сцене. И в наши непростые дни эта постановка не просто актуальна, она является зеркалом, в котором отражается наша действительность.
Если обратить внимание, слово "Мiр" в названии пишется через "i". Мало кто знает, раньше было два слова "Мир", они имели разное значение и писались по-разному, а после реформы эти слова стали писаться одинаково. "Миръ" - это отсутствие вражды, а "Мiръ" - это общество, вселенная. И роман Льва Николаевича Толстого назывался "Война и мiръ", и писал он именно об обществе в условиях войны - взаимоотношениях, внутренних переживаниях, духовных поисках и метаморфозах. Во многих источниках название спектакля дополнено - "Война и Мiръ. Русский Пьер". Дело в том, что Юрий Грымов в качестве основной линии спектакля выбрал Пьера и его внутреннее перерождение в условиях происходящих вокруг событий как символ русского общества: от масонства к православию, от западного, наполеоновского, к русскому.
В меняющихся на сцене сюжетах очень отчетливо прослеживается эта перемена, словно на кинеографе сменяются картинка за картинкой. Действие начинается еще до начала спектакля, и когда зрители заходят в зал, на сцене проходит церковная служба. Приходят и уходят люди, молятся, крестятся, батюшка ходит с кадилом, в котором тлеет ладан. Все происходящее сопровождается церковным песнопением. Вообще весь спектакль, все три действия и даже оба антракта сопровождаются церковными и народными песнопениями хора Свешникова. Хористы не только поют за кулисами, - они выходят на сцену в костюмах, играют наравне с актерами, увеличивая масштаб постановки. Более того, в спектакле задействована не только сцена, - во втором антракте декорации располагаются по всему второму этажу Театра. На лестнице поет хор, и сидящие на верхних рядах зрители успевают выйти и послушать. Выходишь и видишь сгоревший дом, еще тлеющий по углам, с обуглившимися стенами, сгоревшими вещами, закоптившимися зеркалами, коврами в дырах. Но мне было странно, что на фоне этих интерьеров с радостными улыбками люди фотографируются. Это, конечно, не мое дело, но война - не лучший антураж для радостных воспоминаний.
Как и до начала спектакля, после антрактов действие на сцене начинается еще до второго звонка. После первого антракта на сцене иностранные артисты поют оперетту. После второго на сцене вольготно сидит Наполеон, рассуждающий о своем правлении. Ох как это отдается эхом на событиях сегодняшних дней! И именно второе действие было переходом от России, ориентирующейся на Запад, к России, поставившей ему заслон, России, поднявшей истину... Юрию Грымову очень наглядно удалось передать в своей постановке этот переход, показать разницу между русским обществом, когда у него в качестве ориентира были масонство и Западная культура, и обществом, переориентировавшемся на русскую Церковь, на свою Родину. Очень сильно впечатлили эпизоды с шествием сначала людей со скарбом из Москвы, а позже - с носилками, на которых лежат погибшие в бою... Казалось, это бесконечные процессии, которые никогда не закончатся, через сцену прошло несколько десятков людей! Я знаю, как удалось создать такой эффект - об этом рассказывают на экскурсии по Театру, но здесь не расскажу, лучше просто приходите и посмотрите. Я была поглощена происходящим, была внутри спектакля, его частью, плакала и переживала вместе с персонажами. Мне вместе с Кутузовым хотелось перекреститься и приложиться к Иконе Божей Матери, которую вынесли на сцену в третьем акте. Эти несколько часов были прожиты в другом времени и месте...
Реалистичность и объем спектакля поражают до глубины души. Этому способствует в том числе и невероятное количество шикарно исполненных исторических костюмов. Просто представьте, что вся труппа и весь хор задействованы в спектакле, да еще и выходят на сцену в разных образах по несколько раз. Мне кажется, это, по крайней мере, несколько сотен костюмов, выполненных качественно и с потрясающей точностью. Что касается света, как и в других спектаклях Юрия Грымова он создает нужные акценты, появляясь яркими пятнами на действующих лицах на фоне черного полотна пустой сцены. От этого картинки становятся живее, глубже и эмоциональнее. Что касается труппы театра, я, можно сказать, не узнала ее участников в этой постановке, такое перевоплощение не представлялось мне возможным. Стерлись все их прежние образы, их амплуа. Это были не персонажи романа, - перед зрителями стояли реальные люди, не играющие кого-то, а проживающие эти минуты, эти часы, описанные у Толстого.
Прошла неделя, а я по-прежнему обдумываю увиденное, ведь во мне очень сильно откликнулась главная тема, на которой сделал акцент режиссер. Но все же, я не смогла нырнуть на всю глубину постановки, уж очень глубоко, много символов и параллелей. Поэтому уже в мае я снова иду на спектакль, и если вы еще не видели этой потрясающей постановки, то обязательно нужно это исправить. Начните с буфета, там варят потрясающий кофе и продают очень вкусные сладости. А еще есть сувенирные пряники с афишами спектаклей. И не скупитесь на программку, она очень оригинальная, интересная и информативная! В конце концов, не каждый день и даже не каждый месяц попадаешь на такие грандиозные спектакли!
Чем хороши произведения Льва Николаевича Толстого для театральных постановок? Думаю, в первую очередь тем, что события романов можно рассказать от имени любого из них. Юрий Грымов выбрал Пьера Безухова.
Признаюсь, я мечтала попасть на этот спектакль сразу после первых отзывов с премьеры, и вот на этой неделе, мое желание осуществилось.
Когда зрители заходят в зал, на сцене и на балконе идет церковная служба. Простой народ молится и причащается. А следующей картиной становится принятие Пьера (Александр Колесников) в масоны, ложу для избранных, посвященных и богатых людей.
Порядок повествования немного нарушен, но от этого общий смысл не теряется. Будет и бал, где познакомятся Андрей (Александр Толмачев) с Наташей (Ольга Богомазова), и дуэль Пьера и Долохова, где после ранения второго падающий снег становится красным.
Интересным решением стало сделать сватовство Анатоля Курагина к Марье юмористическим. Старый граф Болконский (Алексей Багдасаров) не мрачный и неприятный тип, а милый старичок, подшучивающий над сильными мира сего, которые едут у нему на поклон в деревню по нечищеным дорогам.
Немного затянутым получается бегство горожан из Москвы после Бородинского сражения, а потом и французов, но за счет оригинальной игры света, смотрятся они очень интересно. Да и в целом хотеть динамики от Толстого – это не совсем правильно.
Во втором антракте действие выходит из зрительного зала, и горящая Москва встречает нас на лестнице и холле.
Юрий Грымов прекрасно рассказывает историю Пьера, который, как и многие из высшего общества в начале XIX века, из человека, восхищающегося Наполеоном, его реформами и талантом полководца, становится настоящим патриотом и даже хочет убить своего кумира, и в этом стремлении еще больше проникается духом простого народа.
Больше всего в спектакле восхищает его объем, количество задействованных актеров, при том, что показаны далеко не все персонажи романа.
На сцене могут происходить сразу несколько эпизодов, за одним столом сидят люди, находящиеся в разных местах, но за счет выделения светом, сразу понятно, кто из них ведет диалог.
Очень удачный актерский состав, воздушная Наташа, серьезный и обаятельный Андрей, молодой и неуклюжий Пьер, невероятно красивый Анатоль и очень коварная Элен.
Костюмы тоже подобраны не менее тщательно, они полностью соответствуют эпохе, художник Ирэна Белоусова создала их более четырехсот.
Спектакль нам очень понравился, хотя дочь сначала не хотела на него идти из-за продолжительности, но в результате ни разу не пожалела. Советую и вам также прекрасно провести вечер.
В неповторимый Театр "Модерн" я вернулась на предпремьерный пресс-показ почти невероятного: постановки Юрия Грымова "Война и мiр. Русский Пьер". И с самого начала я бы хотела выразить своё глубокое уважение этому отважному и стильному режиссёру, который взял на себя смелость работать с, возможно, самым эпичным романом мировой литературы.
Грымов почти не использует декорации, сцена утопает в темноте.
Но создана великолепная визуальная партитура, где лучи направленного света выделяют героев на сцене, между которыми сейчас что-то происходит, и мы как будто подглядываем, очень живой эффект.
Cпециально для спектакля создано 423 исторических костюма, великолепно воссоздающих эпоху.
Я в восхищении от глубоких, тщательных сцен, акцент которых не на детальной семантике, а на очень насыщенной атмосферности. В эмоциональную составляющую сцен можно было вплывать очень глубоко, даже слишком порой.
Шикарным аспектом этой постановки явилось участие академического хора имени Свешникова. Особенно примечательно, что хоровой состав был введён в качестве массовки. За каждый персонажем было очень интересно наблюдать, даже за слугами, прекрасная сплочённая актёрская игра.
В целом, направленный свет, объёмный звук, костюмы, идеальная мизансцена, элементы декораций на своём выразительном месте, тщательно погружённые в роли актёры, иммерсивные моменты - всё это вместе уже после первого акта родило во мне мысль: это лучшее, что на данный момент я видела в мировом театре.
Если вы не боитесь раскрываться пронзительному и эпичному искусству, идите на эту постановку.
Полный отзыв https://flamingovv.livejournal.com/1130657.html
"Война и мир" в театре «Модерн» оставила очень противоречивые впечатления, которые так и не удалось интегрировать в целое. С одной стороны - совершенно блистательная музыкальная и визуально-пластическая составляющие спектакля. Точнее, "спектакль" - это слишком мелкое слово для того, во что нас погружают. "Действо" - возможно, более точное обозначение для того, что происходит в здании театра "Модерн" в течение четырех с лишним часов (я не случайно написала "в здании театра", а не "на сцене").
Постановщик пошел на необычный для драматического режиссера шаг: он пригласил для участия русский хор имени Свешникова, который фактически сыграл роль главного героя спектакля. Этим героем стал русский народ, именно он на сцене с первых минут и до конца, именно голоса хористов и массовые действия, в которых они же участвуют, создают нерв и накал спектакля. Прекрасная музыка и блестящий вокал, отличные костюмы, сильные световые решения - все это работает на общее впечатление и держит в напряжении в течение спектакля.
Если же говорить о тех мыслях и ценностях, которые хотят донести до нас создатели спектакля, о вариантах прочтения и интерпретации текста Толстого, то мы резко разошлись с ними. Настолько резко, что к третьему акту такое прочтение Толстого вызывала недоумение и даже протест. Если совсем коротко, то идейный посыл спектакля - "православие, страдание, народность".
И еще показалось, что спектакль по сравнению с оригиналом на порядок более мрачный и трагичный. "Война и мир" - одно из немногих произведений русской классики с хорошим концом, но к спектаклю это не относится, он кончается на трагической ноте только что окончившейся войны, людских страданий и смертей.
В целом, нам блестяще представлена интерпретация великого романа, которую кто-то поймет и примет, а кто-то (как я) удивится и скажет, что "Война и мир" - это совсем о другом.
Каждый раз в театре Модерн удивляешься тому, как открывает Грымов вроде знакомые и прочитанные сто раз произведения. На этот раз это Война и мир. Вернее, на афише так, а на самом деле «Война и мир. Русский Пьер».
У Толстого множество сюжетных линий в романе, несколько планов, и понятно, что вместить все это многообразие даже в длинный (3 ч.20 мин.) спектакль совершенно нереально. Грымов концентрируется на линии Пьера, который постепенно превращается из Пьера с его масонством и преклонением перед Наполеоном в русского Петра Кирилловича. И актерский выбор Грымова прекрасен: Александр Колесников – настоящий толстовский и грымовский Пьер, который с потрясающей искренностью «взрослеет» у нас на глазах, и из неуклюжего ребенка превращается в настоящего мужчину.
И даже если следовать только одной линии Пьера, спектакль растянулся бы очень надолго. Поэтому Грымов – все-таки очень чувствуется его киношное творчество – показывает многие события короткими сценами, но такими яркими, что они действуют сильнее, чем, наверное, могли бы, будучи длинными расписанными эпизодами. И, конечно, сцены эти просчитаны до мельчайших деталей, иногда они даже напоминают картины, возможно, Брейгеля или Рембрандта.
Больше всего, пожалуй, подействовала на меня сцена, когда по диагонали из дальнего угла на нас несут носилки с ранеными. И свет здесь играет невероятную роль, когда выхватывает отдельные лица или фигуры. А в момент, когда Отечественная война только начинается, на сцене огромное число народа, и от выстрелов люди начинают падать по одному. Жутко. Вообще, войны - именно сражений - в спектакле нет, но есть горе и огромная боль.
В спектакле задействована почти вся труппа, а это более 70 человек. Но помимо этого во время всего действа участвует Хор им.Свешникова. Причем уже когда ты входишь в зал, а спектакль еще не начался, на сцене идет настоящая церковная служба, и хор ее сопровождает. Так что не мешкайте перед началом, сразу идите в зал. И также во втором антракте приходите скорее, чтобы послушать оперу.
Художником Ирэной Белоусовой было создано 423 костюма той эпохи.
Декораций почти нет, но они и не нужны: атмосферу создают и костюмы, и свет, и, как неудивительно, запахи: ладан, свечи. И ощутить их можно, даже сидя на последних рядах.
Не могу написать, что 3.5 ч музыки, пения и игры проходят незаметно. Сильные ощущения от спектакля незаметными быть не могут.
Впервые в театре Модерн, долго добиралась до него, слышала диаметрально противоположные отзывы, поэтому и боялась.... Повезло!!! От спектакля Юрия Грымова "Война и мир. Русский Пьер" на столько сильны эмоционально - сокрушительные для души и эстетически - шоковые для восприятия впечатления, что не могла уснуть.
Первые минут 20 спектакля не могла понять, почему действо на сцене мне напоминает череду слайдов? Они завораживают, они красивы, они информативны настолько, что кажется в голове незримый голос читает весь Роман Толстого слово в слово.
Затем перестаешь понимать, что смотришь спектакль, что живёшь в 21веке, что на руке фитнес браслет...
и приходишь в себя только в антракте.
Два действия до войны, два действия беззаботной жизни с параллельными сюжетными линиями историй Пьера Безухова, его духовных метаний и становления его гражданской позиции,
историй семьи Ростовых и Болконских, историй русского народа... И третье действие - уродливая война, немногословная, но с болью и криками, кровью и безнадёжность .
В антракте режиссер не даёт переключиться и вспомнить, что мы современники собянинской плитки.
Холлы и лестница театра в инсталляции пожаров Москвы, горе, пепел, утраты счастливой жизни, новое страшное мышление выживания.
Усиливает эмоциональную передачу романа и постановки музыка и световое оформление.
За свет ( Антон Исаев) я бы дала отдельную наивысшую театральную премию.
Приглашенный хор Свешникова с мощнейшими голосами, с православным песнопением и композициями западной музыки с первой до последней минуты держал зрителей на пике переживаний.
Не просто так в названии спектакля подстрочником стоит "Русский Пьер."
Удивительно точная и пластичная работа Александра Колесникова делает акцент на тексте Толстого: "Ежели бы не было страданий, человек не знал бы себя самого..." Я могу писать об этом спектакле долго, слов хватит, поверьте.
Но...Если вы забыли, что такое настоящий Театр, если последнее время смотрели один балаган или читки пьесы, идите в театр Модер на Войну и мир.
Очень зрелищный и атмосферный спектакль.
Хор Свешникова был прекрасен. Он был не просто музыкальным оформлением спектакля. Он был непосредственным участником действия. В некоторых сценах - главным действующим лицом. Он создавал атмосферу и задавал тон.
А ещё освещение. Полумрак, всегда царивший на сцене и световые акценты.
Всё происходящее на сцене было похоже на отдельные, сменяющие друг друга картины, из которых постепенно складывался единый узор.
Так что для вовлечённости в происходящее лучше всё-таки знать первоисточник. Хотя бы на уровне общего содержания.
Но больше всего меня поразило, как удалось показать войну, передать всю боль и страдания, которые она принесла. Без особых спецэффектов, движением людей, светом, музыкой показать весь ужас происходящего.
Четыре часа погружения в жизнь героев, в их переживания и страдания, в атмосферу Москвы того времени и войну. Запах гари, прожженные ковры, всполохи огня... Это не то, что происходит на сцене. Это то, что происходит вокруг.
Спектакль долгий, тяжёлый. Заставляющий думать и сопереживать.
Поэтому про такой спектакль не напишешь: рекомендую всем его посмотреть. Не думаю, что всем такое подойдёт. Но рекомендую.
Этот спектакль однозначно вошел в мой топ 3. Невероятная постановка. Потрясение. Не ожидала подобного, когда шла... Как можно поставить подобное эпическое произведение ТАК? И ведь все на месте, все ключевые сцены- здесь. Все узнаваемо, но как... Браво создателям. Это хрестоматийный спектакль, который должен войти в классику. Абсолютное удовольствие от каждой минуты просмотра. Спасибо!
Признаюсь, что идти на этот спектакль было немного страшновато. Потому что – ну как всю «Войну и мир» в один спектакль? Невозможно. Значит, режиссеру надо выделить то, что ему важно. А с учетом того, что последний раз я открывала этот текст еще в эпоху динозавров, то были опасения, что какие-то нюансы ускользнут. А перечитать 4 тома, ну сами понимаете… Сразу успокою таких же «преданных читателей» Толстого. Спектакль складывается из мозаики наиболее известных эпизодов, которые записаны у каждого на подкорочке, так что возникает приятное ощущение, что вы с режиссером помните книгу примерно одинаково.
Первые две части – это эстетически очень красивое действо, где атмосфера романа собирается из света, изящных композиционных решений и точности деталей. Диалогов мало, однако набор представленных сцен в полной мере иллюстрирует основные сюжетные линии романа. Т.е., если вы когда-то в школе читали текст, то с удовольствием погрузитесь в атмосферу, которая получилась просто замечательно, хотя и соткана вроде бы из иллюзорных вещей. Но если вы нерадивый школьник, который еще не открывал Толстого, то заменить чтение просмотром не получится
Актеры – очень хороши. Пьер, Наташа, Элен и Анатоль – словно сошли со страниц книги. Именно так себе их и представляешь. Образы обоих князей Болконских получили немного необычное прочтение. Андрей показался несколько суховатым, ни капли романтики не нашлось в его образе. А вот старый князь, напротив, внезапно оказался обаятельным и остроумным. Образ Марьи остался для меня странен – девушку превратили практически в карикатуру. И хотя в соответствующих сценах это было, возможно, оправданно в общем контексте (немного юмора в серьезном спектакле), как-то за нее было обидно.
Третье действие посвящено войне. Война тут ни разу не романтическое приключение (что, пожалуй, было бы ближе самому роману), а с точностью до и наоборот. Бесконечные дороги, по которым бредут то раненые, то пленные, смерть, боль и страдания. Все это под практически неумолчные церковные (или близкие к ним) песнопения, исполняемые хором Свешникова. На сцене все время полумрак, и от этого мрачность происходящего еще усиливается. Сделано вроде умно и правильно, но то ли уже устаешь к третьему действию, то ли градус трагичности несколько превышен, последняя часть спектакля кажется несколько затянутой.
Кстати, о световом решении. Художника по свету надо просто носить на руках, потому что игра света и тьмы превращала сцену то в шикарный бальный зал, то в старую усадьбу, то в храм, то в открытое поле, по которому гуляет ветер и сыпет снег. Браво!
Уже после просмотра подумалось о том, что и цвет здесь, видимо, символичен. Война и мир на сцене – это не только мирная и военная жизнь. Это светлые и темные стороны происходящего, отношений, настроения. И если первый бал Наташи Ростовой – это почти сплошной свет (ярко освещенная сцена, белые платья, белые костюмы), то затем все постепенно темнеет. Мужчины меняют светскую одежду на военные мундиры, женщины одевают цветные платья, а в финале – так и вообще все погружается в однотонный серый…
Кинематограф на сцене драматического театра!
Именно эта мысль возникла у меня после просмотра премьерной постановки Юрия Грымова "Война и мир. Русский Пьер".
⠀
Конечно, театр и кино - это разные реалии, но у Юрия Грымова получилось их как-то скрестить.
Уверена, вы почувствуете этот момент.
Это тот случай, когда у режиссёра огромный кинематографический и театральный опыт, и в итоге - неожиданный и оригинальный результат.
⠀
Масштабное действие романа виртуозно "смонтировано" в трёхчасовую клипную нарезку. План за планом мы мчимся с невероятной скоростью от начала романа к его финалу.
Только что ты была зрителем на балу и вдруг уже жестокая война.
Грымов - мастер ярких эффектов и визуальных решений, сильный сценограф.
В этой постановке-мистерии он выходит за рамки сцены. В самом здании театра происходит мощная метаморфоза и все антракты со смыслом и сюрпризами.
Не раскрою тайны, вы должны увидеть их так, как увидели мы, чтобы они вас поразили и эмоционально "втянули" в действие.
Четыре мира постановки - свет, музыка костюмы и актёры.
⠀
Так как на сцене практически нет декораций, то свет на общем затемнённом фоне становится архиважен.
Он разговаривает с нами, ставит смысловые и эмоциональные акценты.
Он двигает планы; выводит из темноты и опять погружает в неё героев и предметы.
Уникальность и особую духовность на сцене можно ощутить благодаря Академическому русскому хору им. А.В. Свешникова. Браво!
Он - полноценный участник событий.
Хор не только на сцене, но и на балконе. Пение окружает вас со всех сторон.
Костюмы - великолепны! Более 400 костюмов - оцените масштабы! Проработаны до мелочей.
⠀
100 актёров за сценой! Сложно представить!
Князь Болконский (Андрей Давыдов),
Курагин (Александр Шам) и Магистр Масонов (Юрий Анпилогов) - браво!
⠀
Военные сцены и речь Наполеона о том, что "он загонит нас в берлогу" как ножом в сердце.
Очень сильно!
Но сцена с ампутированием ноги Курагина как-то слишком "в лоб", прямолинейно. Опять отсылает к кино.
Я думаю она иллюстрирует, что война не щадит никого и мирит всех. Ведь следом сразу идёт сцена примирения Андрея Болконского и Курагина.
⠀
Что мне действительно не хватило - русской философии, души на сцене.
Я потеряла их за зрелищностью и визуальными эффектами.
⠀
Постановка получилась очень "театрогеничной" (по аналогии с киногеничной).
И всё же, я буду рекомендовать вам её смотреть, этот опыт важен каждому зрителю.
Всем известно, что "Война и мир" - не только весьма объемное произведение, но и насыщенное - характерами, отношениями, событиями. Поэтому попытка уместить роман в рамках спектакля, это уже, как минимум, смелое решение, которое заслуживает внимания. В то же время понятно, что такой проект не пройдет незамеченным, т.е. постановка спектакля по одному из самых классических наших романов должна в любом случае стать событием. И посмотрев премьеру, я уверена - станет!
Юрий Грымов выбрал довольно интересный формат, который одновременно близок опере и диафильму. Собственно, весь спектакль состоит из красиво скомпонованных сцен, помещенных в рамку церковных песнопений, которая объединяет выбранные эпизоды и задает общее настроение. Получилось красиво и цельно (хор Свешникова позвали явно не зря). Тем не менее, решение относительно именно такого музыкального сопровождения кажется довольно спорным, хотя бы потому, что православная направленность самому роману не особенно свойственна, а уж в таком концентрированном виде и подавно. Но здесь православное скорее подразумевает русское, противопоставляя, например, массонов Каратаеву. Кстати, сцена в массонской ложе - это отдельное художественное произведение.
Еще одно оригинальное решение (и вот оно полностью оправданно) - поставить в центр действия Пьера. Который проходит путь от восторженного нежного юноши, стремящегося улучшить мир ("хотел дать крестьянам вольную, а они отказались"), до зрелого человека, научившегося говорить "нет". Прекрасная роль (Александр Колесников), не только главная, но и, пожалуй, одна из лучших в этом спектакле. Это совершенно "правильный" и даже архетипичный что ли Пьер.
Спектакль начинается с церковной службы. На полутемной сцене батюшка под пение хора что-то неразборчиво читает, а с разных сторон постепенно собирается в церковь народ. Композиция выстроена так, что зрители в какой-то момент тоже ощущают себя среди прихожан, то есть частью происходящего. Это очень удачная находка - вот так задать настроение с первых минут. На службе появляются герои романа, в частности, семья Ростовых. Кстати, среди ее членов мы совсем не увидим Петю. Все внимание только Наташе (Ирина Лукина). Она - очаровательна, весела, непосредственна и совершенный ребенок, глядя на которого трудно представить, что она вообще готова выйти замуж.
Кстати, следя за отношениями Наташи и Андрея, я впервые обратила внимание на то, что Болконский не сильно горевал по поводу смерти своей жены. Да и Наташина измена его не особенно огорчила. Что вообще для него были женщины?
Между прочим совершенно неожиданной (и классной!) оказалась роль старого князя Болконского (Андрей Давыдов). Из строго и надменного старика получился довольно ехидный персонаж, реплики которого полны черного юмора. Надо будет заглянуть в текст, пожалуй. Этот момент меня заинтриговал.
Первое действие - самое длинное, продолжается почти 2 часа - и это сплошная светская жизнь. Декораций практически нет - сцены бала, дуэли, дома Ростовых нарисованы светом, уточнены тщательно подобранными костюмами и краткими диалогами. Но кажется, что больше ничего и не нужно - в каждой сцене композиция выверена идеально. И именно поэтому - диафильм - перед нами набор точных и лаконичных иллюстраций к роману, созданных талантливым художником.
Во втором действии уже чувствуется приближение войны, а затем и ее начало. И мир уже вроде не тот, которым кажется. Это действие совсем короткое - оно длится минут 30, а затем зрителей снова ждет антракт, во время которого они оказываются в вестибюле театра, превращенного в опаленную огнем усадьбу, за окнами которой пылает Москва.
Жутковато.
Первые два действия - это примерно половина романа, и в антракте думаешь, что войну (как и Петю) решили исключить из спектакля. Но нет. Третье действие - и через сцену идут бесконечным потоком крестьяне с тюками и повозками, затем также долго несут десятки носилок с ранеными и убитыми, а ближе к финалу все той же дорогой медленно и уныло бредут побежденные французы. Сплошное движение в полумраке, дороги, боль, смерть, взрывы. Война показана почти безмолвно и от этого особенно страшно. Диалогов тут практически нет. Лишь несколько сцен, которые все (включая краткий монолог Наполеона) об одном - война меняет все и всех.
Спектакль продолжался примерно 4 часа. И это 4 часа полного погружения в атмосферу толстовского романа, которая, как мне кажется, удалась на 100%. Я очень рада, что это увидела и искренне рекомендую к просмотру. Особенно (как девочка) первые два действия.
Про места. Ряд не очень важен, здесь везде хороший обзор, но я рекомендую выбирать середину, чтобы не упустить ни одной детали.
На прошлой неделе я посмотрела спектакль-мистерию "Война и мир. Русский Пьер." в Театре "МОДЕРН" от режиссера-постановщика Юрия Грымова. Давно мечтала со старшей дочерью посмотреть эту постановку, тем более она недавно читала произведение по школьной программе. И захотелось закрепить прочитанный роман, посмотрев красивый во всех смыслах спектакль.
Зайдя в зал, зритель становится участником церковной службы: горят свечи, идут песнопения, молятся прихожане. И ты сразу понимаешь, что спектакль о духовности нашей страны, о её силе, о русских героях и самое главное о Вере. Представление построено на контрастах и параллелях. Тем самым режиссер как бы сопоставляет хорошее и плохое, мирное время и военное, любовь и предательство, заставляя зрителя порассуждать и прийти к пониманию того, что: "Ежели бы не было страданий, человек не знал бы себя самого..."
Не совсем ещё духовно окрепший молодой и неуверенный в себе Пьер Безухов (в роли Александр Колесников) под влиянием западной культуры вступает в общество Масонов (магистр Ордена - Юрий Анпилогов, что-то загадочное и мистическое получилось в его образе). Тем самым переметнувшись на сторону тьмы. В дальнейшем, на протяжении всего представления мы прослеживаем путь, который проделывает наш главный герой к свету, к его духовному развитию, осознанию истины, понимания добра и зла. Но, к сожалению, всего этого он достигает пройдя через тяжёлые испытания: потери, войну, предательство и разруху. Александру Колесникову удалось очень реалистично передать образ героя Пьера Безухова, такой же доверчивый, неуклюжий и массивный, ошибающийся, словно сошедший со страниц романа. Постепенно становится народным героем.
Это было невероятное и масштабное действо, в него было вовлечено 70 актеров, в составе которых был Хор имени Свешникова. Именно Хору, на мой взгляд, здесь была отведена главнейшая роль. В его песнопениях отражался и усиливался весь драматизм происходящих событий, которых зритель наблюдал на сцене.
На мой взгляд, это самый лучший спектакль Юрия Грымова. Словно кадр за кадром основные события сменяли друг друга, как будто вырезки из старой киноленты перелистывались и оживились на сцене. При использовании необычных средств выражений получилась визуально очень красивая постановка, особенно впечатлила сцена светских балов, хоровых песнопений, сцена дуэли, сватовства, преклонения Кутузова к иконе Божьей Матери, до глубины души затрагивали сцены ужасов войны.
Режиссер умеет удивлять, неожиданным оказался антракт, который по своей сути был продолжением спектакля. На втором этаже в зале фойе была установлена композиция горящей Москвы и зритель становился её очевидцем. Обуглившаяся мебель, игрушки, одежда, обувь, картины, пепел и огонь и все это сопровождается хоровым исполнением, для придания более эмоциональной окраски. Далее вернувшись в зал зрителю была представлена иностранная оперетта.
Я до сих пор нахожусь под большим впечатлением от увиденного, очень рекомендую к просмотру со школьниками. Браво всей команде Театра "МОДЕРН" , за такую колоссальную и гениальную работу )))
«Война и мир» - очень запоминающийся, ни на что не похожий спектакль театра «Модернъ» @teatr_modern
Просто невероятная по реализации постановка: практически без декораций, она поражает своим грандиозным размахом и увлекает удивительной игрой света, теней и музыки.
Мощно, ярко, вдохновенно - как умеет Юрий Грымов. Никогда не думала, что такой роман можно поставить на сцене, но режиссёру это удалось 👍
Потрясающая художественная реконструкция - продуман каждый образ, тонко передана атмосфера и акценты расставлены таким образом, что ты словно погружаешься в действие, переносишься в ту эпоху!
Помимо классических театральных приемов в спектакле задействован хор им. Свешникова, который поет вживую (!), костюмы, музыка и свет очень необычны, словно симбиоз спектакля и клипа, практически стерта разница между кино и театром. Этакая переосмысленная классика - ни слова не изменено, но подано очень современно и модно. Особенно хороша иммерсивная часть, которая продолжается и в антракте.
Актеры точно на своих местах, все смотрятся удивительно органично. А в отношениях между Болконским и Наташей Ростовой ощущается такая нежность, что даже стало интересно - не пара ли они в реальности ☺️
Спектакль - восторг! Удивительно красивый, будоражащий, посмотрели на одном дыхании! Очень рекомендую!
Огромное спасибо за приглашение сообществу @moskvalublu
Друзья, мои! Хотела поделиться с вами впечатлениями от недавно просмотренного спектакля «Война и мир» в Театре Юрия Грымова «Модерн» .
Честно сказать, этот роман Л.Н.Толстого всегда был для меня сложным и нелюбимым. Проходя его в школе,было сложновато понять его и захотеть перечитать ещё раз.
К сожалению, и экранизации «Война и мир» мне тоже не нравились.
Узнав, что в моем любимом «Модерне» идёт спектакль по одноимённому роману, я сразу же отправилась посмотреть эту постановку.
Друзья! Наконец-то я решилась перечитать роман и сделаю это, с большим удовольствием. Именно после постановки Юрия Вячеславовича , после великолепной игры труппы театра, а также приглашённых актёров и хора им.Свешникова, я прониклась к роману, поняла его и полюбила.
Сколько эмоций я пережила за 3,5 часа… Я плакала и скорбела, гордилась и молилась вместе с актерами.
Юрию Вячеславовичу удалось передать характер каждого персонажа , их страхи, их чувства и раскрыть их зрителю.
В один миг на сцене начиналась божественная Литургия , в другой снежная вьюга , заметающая поля и степи.
Великий полководец Кутузов , берущий благословение у Казанской иконы Божьей Матери. Высокомерный тщеславный Наполеон вальяжно раскинувшийся в своём кресле и с пренебрежением смотрящим на окружающих. Весёлые оперетты , передающие настроение дворцовых развлечений того времени.
Каждая сцена сопровождалась звучным народным пением, которое отзывалось внутри трепетом и печалью.
Игра света позволяет зрителю увидеть сцену, как настоящее место действа: собор, поле битвы, госпиталь …
Ещё раз не перестаю поражаться мастерству режиссёра и актёров, которые так профессионально , а главное с душой и сердцем, проживают на сцене историю России , завладевая вниманием зрительного зала.