Москва

Все отзывы о спектакле «Ворон»

Рецензия Афиши

9
Екатерина Рябова
135 отзывов, 139 оценок, рейтинг 111
8 февраля 2012
Гоцци в театре буто

Николай Рощин — персонаж поколения конца 1990-х, из тех, кому скоро сорок, кто родился в одной стране, окончил театральный институт в другой, а живет теперь в третьей — и, заметьте, без всякой эмиграции. Все эти годы его сверст­ники-режиссеры встраивались в театральный процесс и занимались кто чем: возрождением классики, отрицанием классики, «новой драмой», репертуарной рутиной, дешевой антрепризой или дорогими корпоративами. Маргинал Рощин, вооружившись именами Гротовского и Арто, упрямо торил свою дорогу, ездил учиться к Мину Танаке и Терзопулосу, строил свой театральный монастырь, а заодно и собственную биографию. Его сфера — лаборатория, архаика, театр-ритуал; область, в которой можно сделать прорыв, а можно красиво умничать, и где сакральное от подделки отделяет очень тонкая грань. Десять лет назад ­худрук РАМТа Алексей Бородин дал своему ученику Рощину карт-бланш, и из соединения лаборатории с репертуарным театром возник «Король-олень», одна из лучших постановок Гоцци на нашей сцене. Без всяких примет комедии дель арте в ее привычном псевдопраздничном изводе эта страшная сказка была ближе к средневековому площадному театру: в ней играли косноязычие, серое, бедное — условная пластика и «старинная» (самодельная) театральная машинерия. «Ворон», поставленный в этом сезоне в подвальчике на Сретенском бульваре, обозначил новый вариант отношений Рощина с Гоцци.

Места для зрителей располагаются с трех сторон вокруг белого прямоугольника просцениума, в глубине сцены работают раздвижные решетки. Черная прозодежда актеров, резкий свет, фиксированные мизансцены — в профиль, между двумя рядами зрителей; голоса — натужная гортань, взрыв на выдохе, почти лай. Комедия изо всех сил старается не быть смешной, и это поначалу кажется ее единственной сверхзадачей; но постепенно через зажатое существование начинает прорастать скупая ирония. Сначала вырывается жест, изображающий ворона; потом в звучании монотонных голосов абсурдными — а потому смешными — становятся все действия, понятия, слова. Сюжет фьябы (сказки) развивается как в голливудском кино: король Милон убил ворона, потерял покой и сон, и спасти его может только девушка, волосы которой черны как вороново крыло. Брат короля находит и похищает девушку, но ее отец насылает на него проклятие: от этих подарков король погибнет, а если брат предупредит его, то сам превратится в камень. Брат выкручивается как может, но все-таки превращается в камень — в этом спектакле неожиданно забавным образом, и спасти его можно только одним способом: убив несчастную девушку. С этого момента ритуальное действо, не теряя серьезного выражения лица, превращается в гомерически смешной гиньоль и в темпе гиньоля несется к финалу. Интересная деталь: примирения братьев с волшебником и чудесного воскрешения девушки, написанного Гоцци, здесь нет. А иначе Рощин не был бы Рощиным; как говорится, умерла так умерла.

6
2
8
Арсений Кардинал
108 отзывов, 179 оценок, рейтинг 919
4 февраля 2024
Пожалуй, единственный хороший спектакль Александринского театра

Сюжет полостью сохранен, а не частично основан на первоисточнике, смотрится несколько мрачновато, но в целом играют достойно, костюмы прекрасны. Музыка идеально дополняет картинку. Смотреть за развитием персонажей, за их действиями, поступками и переживаниями вполне увлекательно, трепетно и легко. Отдача от артистов бешеная, выкладываются на максимум, чувствуют характер, образ. Молодцы.

6
0
9
Ulrih
270 отзывов, 401 оценка, рейтинг 434
18 марта 2012


АРТО - это очень загадочный театр. Загадочный какими-то нездешними актерами, таинственным местом на Сретенском бульваре, своими редкими работами. Вот, последний раз видел их прекрасную Мистерию в 2008 году. Что происходило все эти годы- загадка. Но вот, новая постановка.

В Вороне артошники валяют дурака, но каким-то изысканным способом. Очень заразительно и иногда даже кажется, что они говорят серьезно, но выглядят недотепами, вызывая смех. Вот эта замысловатая правдивость, игра в то, что они играют серьезно, чтобы все думали, что они не прикидываются, а на самом деле дураки - одна из причин удачи спектакля.

Второе, что важно, это стиль, дизайнерская глянцевость АРТО от порога театрика до всех деталей спектакля. Ворон с одной стороны монохромен и минималистичен, с другой очень изобретателен на сценические приемы и реквизит. Чего стоит одна только бетономешалка!

Про актеров уже говорил, они очень молодцы! Дают и Доронину и Пипца и еще всего разного, сохраняя при этом свое очень выразительное лицо.

Удивительное шоу для ума и сердца!

6
1
9
Надежда Карпова
195 отзывов, 232 оценки, рейтинг 201
27 марта 2017

Спектакль «Ворон» Александринского театра произвел на меня сильнейшее впечатление, но произвел не сразу, а спустя время. Когда я смотрела это произведение, то просто наслаждалась необычным оригинальным подходом. Хотя нет, я пыталась понять, что же мог иметь ввиду автор постановки за столь яркими внешними образами, но не могла. Не приходило ничего на ум. Но вот прошло буквально немного часов, и наутро все стало предельно ясно, аж до смеха и до слез. Так прозрачно, будто утренний солнечный воздух на природе.

Удивительно, как из относительно безобидной сказки Карло Гоцци получилось столь сильное высказывание на тему актуальной современности. Спектакль настраивает на «кусачий» лад с первых же минут, когда на сцене появляется псевдо-родственница великого автора. Она несет какие-то интересные слова, условно-нейтральные, но периодически покусывающие саму сотрясаемую неизменными скандалами «Золотую маску», или театры, или много чего еще. Публика благодарно откликается, но этот пока еще относительно безобидный монолог лишь начало.

Наши главные герои – это король и его брат, однако они оба абсолютно неотличимы от своих министров. Их лица скрыты за уродливыми масками, которые они совсем не снимают, так что может создаться впечатление, что они приросли к лицу. Действие начинается со сцены на корабле, когда принц все больше случает своего приближенного министра Панталону, которая, как и в нашей действительности, неизменно и в любой точке пути извещает, что светлое будущее близко, вот-вот покажется на горизонте, только не случилось бы…А здесь любое самое сумасшедшее происшествие, которое только может привидеться, будь то молния или монстр, которое, конечно, тут же случается. Однако любимый министр всегда извещает, что «это все тьфу, лишь бы не случилось…». Прямо как «мы достигли дна…», а потом оказывается, что не совсем. Интересно, что все эти происшествия происходят на сцене в виде каких-то издевательских декораций, забавных и нереальных, но оказывают на столь же нереальную лодочку героев свое воздействие. А принц…он лишь слушает приближенного министра.

Впрочем, принц характеризует себя достаточно неприглядным делом похищения прекрасной принцессы, конечно, во имя светлой цели, которая едва ли его оправдывает. Прекрасна ли принцесса, зритель долго не может знать, ведь она вся скрыта под стилизованными мусульманскими одеяниями, безразлична к происходящему, словно неживая. Зато в какой-то момент голос берет ее служанка, столь же одетая, но активная. Она как голос из толпы, который принц предпочел бы не слышать, и, конечно, со всей своей жестокостью этот отчаянный вопль власть прекращает. Заметьте, не лично, ведь бояре плохие. Зачем лишние чужие проблемы. Своих хватает.

Сам король является личностью не менее любопытной, чем его брат-принц. Чахнущее его королевство по вине какой-то истории с вороном, которая его якобы свела с ума и заставила заболеть. Однако никакой истории и ворона на сцене нет, лишь экран, происходящее на котором нам, как в школе или даже как на ТВ, объясняют с указкой. Вот ворон, вот людоед, вот проклятие. А было ли оно на самом деле, или выдумки/пропаганда – никто не знает! А еще есть экран, где изображено то неведомое, что нужно достичь: едва ли это лицо девушки, но актер объясняет, что вот это губы, это кровь, а это крыло. Для непонятливых. Можно видеть, что изображено, а можно то, что нужно видеть. Встреча с принцессой едва ли исцеляет короля, так как нельзя исцелить того, кто не болен. Тем более, что и после король продолжает восклицать: «Ах, ворон-ворон», что очевидно говорит о нежелании и неспособности брать на себя ответственность за свои поступки, сваливая все на какие-то внешние мифические обстоятельства.

Отношения братьев здесь комедийные, неловкие и даже неуклюжие. Братская любовь? Да, но формальная, с формальными же обниманиями на публику, ибо в этом мире никто никого реально любить не способен. Попытки спасти брата? Внушенное чувство долга, причем абсолютно слепое, без поиска даже хоть каких-то обходных путей или минимальной логики. Зато кровь и кишки в наличии. Кажется, что все происходящее, все обстоятельства – это лишь последствия самовнушения и игры воображения, когда сам уже веришь в ту ложь, которая была придумана для других.

Финал в определенной степени тоже символичен: что бы ни произошло, кто бы в чем не был повинен, наши герои в связи со своей властью всегда представят все в выгодном им свете. Нет, они никогда не виновны, и они не осознают ничего в финале, они всего лишь достигают своей цели. Однако они существуют не одни, важным элементом является их судьба-кукловод – Норандо, единственный без маски, хоть и в очках, играющий этими людишками с их мелкими страстями.

Интересно, что в спектакле на равных используется максимальная символичность и определенная прямолинейность. Молния, чудище – все они реальны, а превращение в статую (кусок камня) происходит путем выливания бетона из натуральной такой бетономешалки. Однако все актеры в масках, в одинаковых костюмах и в минимальных декорациях. Все роли чуть бездушны, и просто исполняют свою функцию, а Армиллу и вовсе лишили хоть каких-то признаков жизни: она кукла (иногда в прямом смысле) в руках окружающих, так что за нее можно делать и думать все, что угодно.

Спектакль исключительно понравился и внутренним своим посылом, и подходом к интерпретации классической истории, и оформлением. Минимум декораций и костюмов, но какой эффект! Это очень экспериментальная постановка, я даже не помню, чтобы что-то еще производило такой эффект. Оформление как кожа, когда поначалу не ясно, о чем же речь, но потом шкурка слезает, появляется кожа гладкая и молодая, и все встает на место. Все не затянуто, максимально подтянуто и динамично. Очень хорошая постановка.

0
0
9
Оксана Васько
497 отзывов, 697 оценок, рейтинг 83
9 апреля 2017

Какой же великий Рощин, поставивший «Ворона» на сцене Александринки. Не зря этот спектакль повезли в Москву на «Золотую маску». За эту работу режиссер награжден Премией им. Смоктуновского и Премией Ассоциации Московских критиков, и я полностью солидарна с теми, кто выдвинул эту постановку на награду.

Сейчас, на мой взгляд, наблюдается сильнейшая тенденция в театральной среде к театру абсурда. И Николай Рощин как никто другой отлично чувствует это направление.

Доведенная до крайности абсурдность этой пьесы привела меня в неистовой восторг. Я «пищала» от увиденного. Сзади шептались: «Боже! Больше никогда не пойду в театр! И это Александринский!» Хотелось повернуться и сказать: «Замолчите вы, елки-палки! Да, это Александринский и гениальный режиссер Рощин!».

Театр абсурда надо тонко чувствовать и понимать, иначе…, увлекшись гипертрофированностью образов, можно свалиться в безвкусицу и глупость.

0
0
9
Ольга Сергеева
23 отзыва, 308 оценок, рейтинг 12
4 апреля 2016

Весьма необычный спектакль! Современный! Технически навороченный! С классными спецэффектами. И юморной. Правда присутствует и черный юмор, Так что будьте к этому готовы. Поднимает настроение!

0
0
9
Kate K
16 отзывов, 24 оценки, рейтинг 11
17 мая 2017

Какое яркое действие было на сцене! Ощущение, что ты смотришь спектакль в стиле Тарантино (когда кровищи полная сцена). Тут тебе и чудовища, и корабль, и абсолютно сюрреалистические маски, и даже летающий дракон. Декорации в процессе все время перестраиваются, трансформируются, перемещаются. Действие захватывает и уносит за собой в иную реальность. Даже на балконе МХТ (где спектакль показывали в рамках "Золотой маски") спектакль прекрасно воспринимался и чувствовался распыленный в воздухе сказочный дух.

Я бы не стала утверждать, что это спектакль глубоко философский. Это, скорее, фарс и насмешка над тем, что зритель рассчитывает увидеть трагедию, а получает entertainment в чистом виде.

Описывать происходящее на сцене почти бессмысленно. А вот сходить и получить дозу эндорфинов от этого спектакля я желаю, как петербуржцам, так и москвичам.

2
1
5
Евгений Дворецкий
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 6
29 декабря 2016

Действие происходит в течении двух часов без антракта, дабы большая часть зрителей не ушла во время перерыва. Спектакль неимоверно скучный и банальный. Все действующие лица шаблонные и манера игры, произношения и тексты заезжены до дыр. Актерское мастерство отсутствует в принципе. Есть пару пошлых и порой даже вульгарных шуточек, которые вызывают легкий смешок у зала и всё. Нудно, скучно, банально. За счет попыток "необычных" декораций, и "юмора" можно с легкостью обозвать этот спектакль - "шоу клоунов-сварщиков". Если хотите просто "куда-нибудь" сходить, это то самое место.

9
3
9
Виталий-отзывник
27 отзывов, 27 оценок, рейтинг 4
23 февраля 2018

После унылых постановок в Балтийском доме очень боялся, что очередной спектакль, на который я купил билет опять окажется меланхоличным пустым времяпрепровождением без динамики и модернизации в ногу со временем. НО, нет! Постановка "Ворон" Николая Рощина в Александрийском театре оказалось тем, что я очень давно хотел увидеть!!!

То, чего так давно не хватало, новаторство, современное видение материла (первоисточника), а так же реальный вклад режиссерского мышления и без сомнения, вклад финансовый! Декорации, всякие механизмы, до этого надо было додуматься, а так же на производство этого, однозначно, были потрачены не малые деньги. Ведь в большинстве театров мы видим постановки в классическом виде и применением сценографии, которая использовалась, как нечто обыденное еще лет 30 назад. Но ведь сегодня, 2018 год, Россия, Санкт-Петербург. И почему это происходит в отдельных театрах и спектаклях, а не везде?! Мало бюджета, много воруют?! Думаю, второе.

Оркестр в спектакле еще одно прекрасное средство, чтобы создать свою неповторимую атмосферу и подчеркнутость действий персонажей. Некоторые в отзывах писали, что якобы скучно... Не могу этого понять. Я часто бываю в театрах и я, как никто другой ценю эмоциональность и динамичность в спектаклях. И данную работу невозможно отнести к таким. Столько наворотов, современных оригинальных режиссерских подходов, почти арт-хаус. Сцены менялись очень быстро, декорации передвигались и трансформировались. Маски на актерах вносили свою нотку мистицизма в спектакль. Речь героев трагикомедии произносилась по-театральному громко, ярко, никак в жизни, но в той интерпретации, как сделан спектакль это больше казалось стебом, еще одной задумкой режиссера. Много смешного и тут же немного мрачного, что только добавляло красок постановке. Игорь Мосюк в роле короля, единственный, кто весь спектакль играл без маски, был как всегда харизматичен. Жаль он не популярен в кино, как в театре.

Я хотел бы описать здесь и сейчас многие сцены и моменты из постановки, но не буду, потому что это будет пересказом по сути. Было супер!!! Хочу сказать, что много будет неожиданных моментов, поворотов. В том числе именно этим и трогает кино и театральное искусство, удивить чем-то, вызвать эмоции. Очень похоже на работы Андрея Могучего. Аналогично было на постановке Максима Диденко "Земля" на малой сцене Александринки, это вообще убойный спектакль. И радует, что есть режиссеры умеющие и желающие видеть современный театр по-другому. Вот без них будет тоска. Что касается скуки, сходите в тот же Александрийский на спектакли Валерия Фокина, например, Живой труп/Ревизор/Двойник и другие. Тогда вы поймете, что такое унылая постановка.

Сам по себе Александрийский театр один из самых масштабных не только в Питере, но и России, его сцена масштабна и как-раз для таких экспериментов, разумеется заранее взвешенных и правильно оцененных. Единственное, что не понравилось, что у нас были места во 2-ом ряду балкона 3-его яруса, сцену плохо видно в целом, но при этом все равно удовольствие огромное от увиденного. Советую всем сходить! Сам буду отслеживать такие работы в данном театре.

2
1
10
Мария Дружинина
8 отзывов, 121 оценка, рейтинг 4
30 ноября 2022

Шок и разрыв всех шаблонов - так я бы назвала этот спектакль. Слабонервным и впечатлительным не рекомендую)

0
0
4
Пользователь Афиши №2676249
13 отзывов, 24 оценки, рейтинг 3
15 января 2020
Скучно и пресно, не спасает даже реализм и сцены насилия

Спектакль-провал. Безглавое привидение брызжущее из артерии на шее реальной кровью по сцене... Декорации с кишками... Сцена казни... Отвратительно и непонятно какому режиссерское решение подкрепляет. В конце концов-то спектакль неважнецкий даже не по этому всему: это просто ужасно скучно.

4
1
9
Михаил Чирков
12 отзывов, 23 оценки, рейтинг 2
14 марта 2017

Отличный спектакль? Да, зал смеялся как ребёнок, и аплодировать пытался при каждой паузе. Абсурд, вот. То, что все в итоге не имело смысла, и всем не стоило и пальцем шевелить. Король умрет, да здравствует король. А не умрет, так тоже скука.

1
1
1
УЛЬЯНА ПАУТОВА
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
17 января 2025

в каком-то комментарии увидела «технически навороченный». это 100% правда
еще из плюсов живая музыка

а дальше только минусы
- подойдет для тех, кто не ценит хороший театр, но хочет куда-нибудь сходить
- подойдет тем, кто засыпает на спектаклях в мариинке, но любит смотреть триллеры и ужасы

любителям театра не советую

0
0
1
ДМИТРИЙ КОРНЕЕВ
4 отзыва, 5 оценок, рейтинг 0
15 января 2025

Очень посредственно жалко потраченного времени. Не рекомендую

1
0
1
varvara kurashenko
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
29 октября 2023
Спектакль для очень-очень неискушенного зрителя

Актерскую игру не упрекнуть, НО оценить сложно, потому как сам спектакль очень плох. Максимально примитивный юмор. Странные режиссерские решения.
Не рекомендую

1
1
3
Наталья Горбунова
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
24 июня 2023
Это Александринка? Я в шоке.

Я не театрал, не в курсе актуальных театральных тенденций, поэтому мой взгляд- взгляд простого зрителя. Я понимаю, конечно, что эта постановка пьесы К.Гоцци- фарс и театр абсурда, но не до такой же степени! Зрителю предлагается смеяться над казнью одной женщины и избиением другой, над кровью, пролитой и размазанной по сцене и декорациям. Это Александринка, я туда попала? На основе классической пьесы происходит расчеловечивание, не смотря на типичный сказочный сюжет. Не аплодировала, извините. Хотя игра актёров Жизневского Т., Немзер Е., Мосюк И. восхитительна! Буду тщательнее выбирать спектакли, чтобы впредь избежать подобных впечатлений.

1
1
3
Людмила Шульга
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
24 апреля 2023
Не уму, ни, тем более, сердцу...

Бедные артисты и автор... искренне их жаль ... Министрам приходилось таскать бесконечно эти конструкции под однотипными масками ... Скучно, серо, хоть и были попытки в финале обращения к автору, большинство сцен решены безвкусно с претензией на оригинальность: в частности, убийство лошади и свадебная ночь просто "фу". Живой оркестр бодрил, главные герои очень старались, спасибо ребятам, но в зрительном зале шла своя жизнь - большинство скучали, смотрели в телефоны и зевали.

1
1
10
Мария Киселёва
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
27 марта 2023

Это великолепно!!!! Вышла под таааким впечатлением, просто божественно. Игра, декорации, юмор - восхитительно!! Думаю ещё раз сходить на этот шедевр

0
0
1
Пользователь Афиши №5499183
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
24 февраля 2023
Худшее, что мне довелось увидеть.

Спектакль явно для тех, кто умеет видеть смысл там, где его нет. Для любителей плоского пошлого юмора, странных сценариев и дешевых минималистичных декораций. Постановка не несёт в себе ни красоты, ни смысла. Хорошо что я оптимист и не считаю что потратила время в пустую - контрасты в жизни необходимы! После этого спектакля любой другой покажется шедевром.

1
1
10
Лесли Верник
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
21 апреля 2022
- Я восхищен! - вскрикивал кот.

Необычно! Постановка в стиле hi-tech, сюр и минимализм одновременно, где все внимание на персонажах. Интересно, динамично, смешно, а местами страшно и смешно. Погружаешься и забываешь обо всем! А столько игры телами во время спектакля! Все еще улыбаюсь! Спасибо!

0
0
10
Пользователь Афиши №5197091
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
20 апреля 2022

Великолепная постановка и игра артистов и аранжировки. Тот момент, когда аплодисменты не могут выразить весь восторг!

0
0
9
Пользователь Афиши №3922173
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг -1
12 сентября 2019
Однозначно советую людям с широкими лбами)

Ворон - отличный спектакль!
Не могу даже представить кому там могло быть ... скучно! Вы серьёзно? )
Игра великолепная! Совершенно не стандартные вставки ;)
Пошлые шутки, действительно, есть, но это и не детский спектакль.
Некоторое осовременивание вызывает тошноту, тут же всё гармонично. Смеялись даже дамы преклонного возраста (просто у людей либо есть чувство юмора, либо нет, да и расслабляться нужно уметь).
Ожидала, правда, более серьёзного повествования, но только рада увиденному!

0
1
1
НИНЕЛЬ КОСТРЫГИНА
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг -1
12 ноября 2023

Все черно- белое, уродливые маски и костюмы, ад на сцене. Те , кто создавал Александринский театр не только в гробах переворачиваются, скоро вылезут оттуда. В этом театре культура изуродована и убита. Со сцены на зрителя льют дерьмо. Зрителю пора приносить тухлые помидоры, яйца и другие нечистоты и закидывать актеров и сцену.

1
1
1
Павел Владимирович
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг -2
14 ноября 2019

Ребята, Нарандо с 2017 года играет Мосюк Игорь Зиновьевич, а не Виктор Смирнов. Артист Александринского театра Виктор Фёдорович Смирнов ушёл из жизни 12 августа 2017 года.

0
2