«Человек человеку – волк!» - это известная пословица как никогда хорошо подходит под описание сущности спектакля московского театра МТЦ «Вишневый сад» на Сухаревской площади, дом 10. Сейчас в России вроде бы некий наблюдается гибрид между диким капитализмом и государственным монополизмом. Так вот, Волки существует больше в мире капитализма, есть даже выражение, «Волки капитализма». Кто это? Это те единицы общества обоих полов, которые не гнушаются подлогом, грязными интригами, ни преступлениями, ни подкупом, ни шантажом.
Подобного персонажа «волка» мы можем наблюдать в спектакле «Волки и овцы» в МТЦ «Вишневый сад» по фамилии Беркутов. Этот типаж весьма хитёр, отличается хороший образованностью, но основная его черта характера - цинизм. Он чётко знает, что ему надо, и составляет план действий, как ему этого добиться. Беркутов - тигр, который подкрадывается к жертве, прыгает, уничтожает её, при этом никаких эмоций не испытывая. Беркутов в исполнении актёра Павла Архипова показался очень лощеным, умным, и даже в чем-то привлекательным. Хищник. Потому что за ним сила.
К сожалению, на каждого волка обязательно должна быть хотя бы одна овца, иначе волку будет нечего кушать. На роль такой овцы в спектакле «Волки и овцы» в МТЦ «Вишневый сад» претендует Евлампия Николаевна Купавина (Людмила Кожевникова). Купавина довольно молода, весьма симпатична, женственна, но плохо разбирается в делах. Она просто хочет жить хорошо. После скоропостижной кончины её престарелого, но богатого супруга, Купавина остается весьма выгодным «активом», говоря языком финансистов. Имеет хорошее поместье, имя, довольно кроткий характер. Но такую добычу находится немало охотников.
Её замечает Анна Давыдовна Мурзавецкая (Широкова Ольга). Эта женщина вся в чёрном, вообще, как мне кажется, является стержневым персонажем. Помещица, люди думают про нее, что она и благочинна, и справедлива, и богобоязненна. Она - довольно известный персонаж в границах своей губерний. Мурзавецкая решает своего племянника Аполлона Викторовича (как писал про него Островский «пьяница, ничтожный человек») пристроить под бочок к молодой вдове Купавиной. При достижении цели Анна Давыдовна не гнушается поставить на кон всю свою благовоспитанность, ставит под удар имидж добропорядочной дамы, не гнушается она и обманом, преступлением. Спектакль «Волки и овцы» в МТЦ «Вишневый сад» держится и многим обязанмименно на этом персонаже, который удивительно достоверно сыграла Широкова.
У Анны Давыдовны жёсткий характер, она не витает в облаках, во всём ее облике есть некая властность, даже демоничность. Но как и у всякого Терминатора у неё тоже есть слабое место – это Сибирь. Каторга. Боязнь утраты столь тяжко нажитой репутации. В наше время, особенно в мире капитализма, утрата репутации значит очень много.
Родители знаменитого солиста дуэта Modern Talking восьмидесятых годов Томаса Андерса учили сына с детства, что репутацию беречь надо смолоду. Если её потерять, то вернуть практически невозможно. Анна Давыдовна Мурзавецкая даже на склоне лет ставит под прицел свою репутацию, но поняв, что её могут разоблачить, переиграть, она идёт на попятную и делает все, чтобы её репутацию ничто не запятнало. Ольга Широкова создала реальную силу центробежного притяжения в спектакле «Воли и овцы». На ней практически все и держится в первой части спектакля.
Надо сказать, что спектакль «Волки и овцы» в МТЦ «Вишневый сад» имеет продолжительность более 3 часов и протекает с двумя антрактами. Поэтому, разделить спектакль можно на три отрезка. Первый получился довольно нудным, лишенным какого-либо драйва, да и просто серым. Я видел, как немало зрителей, которые покинули спектакль после первого отделения. Это связано с тем, что в первой части идёт длительная завязка, практически персонажи не выказывают никаких эмоций. За исключением персонажа Ольги Широковой. Повествование тянется как тугая резина: со скрипом, монотонно.
Но во второй части спектакля все действие окрашивается неожиданными эмоциональными тонами и центром притяжения внимания (в первой ею была Мурзавецкая) становится, как мне кажется, Глафира Алексеевна - родственница Мурзавецкой. В первой части Глафира Алексеевна (Князьниделина Ирина) предстает этакой овечкой, и она говорит, что все земное ей чуждо, что её не интересуют ни деньги, ни замужество. Только молитвы и послушание. Но именно Глафира Алексеевна являет нам доказательство верности пословица «Волк в овечьей шкуре».
Путём хитрых манипуляций, интриг, эта хрупкая и простоватая на вид девушка дарит зрителю образец ещё одного хищника в спектакле. Её цель - выгодно выйти замуж, и она находит себе закоренелого хвостика Лыняева (Игорь Бровин),который по пьесе является почётным мировой судьей. Он - закоренелый холостяк и верит, что женщинам доверять нельзя, потому что они «мигом тебе в горло вцепятся».
Удивительно, в планах Лыняева не было никакой женитьбы, не было женщины, которую был он пустил в свою жизнь. Он любит поспать, покушать вкусно, любит просыпаться один, чтобы никто ему не диктовал каких-нибудь условий. Но Глафира Алексеевна знает, где, какие расставить сети, чтобы добавить и эту «рыбку» в свою копилку. Глафира Алексеевна- еще один «волк» в женском обличье.
Она выдает две удивительно эмоциональных,и трогательных речи, и именно актриса Князьделишина вносит во вторую часть спектакля эмоциональную окраску и живость. После второго отрезка спектакля я уже не видел, чтобы зрители покидали зал. И немалая в том заслуга искрометной игры Князьделишиной. В третьей части действа происходит развязка, и мы наблюдаем довольно неожиданные итог.
Язык персонажей в спектакле довольно запутанный, да и вообще не очень ясная основа лежит в этой пьесе Островского. Мне иногда казалось, что я наблюдаю детектив. Видимо, зрителю не мешает обладать какими-то финансовыми знаниями, чтобы понять схемы с махинациями, векселями, с конторскими книгами и проч. Лично я честно признаюсь, не очень понял финансовые вопросы, поэтому могу лишь оценивать на основе чувств то, что я увидел на сцене.
Глядя на костюмы персонажей я удивлялся ,насколько удивительные одежды носили люди тех лет. Платья длиною до пола. Шляпки разных фасонов с морем цветов на голове, изысканные мужчины в начищенных сапогах. Какой же это был удивительный, хоть и чужой для нас мир! Речь идёт о жизни обычного российского провинциального города в конце 19-го столетия. Помещики различного толка, девицы на выданье, тарантасы, особый язык, на котором общаются представители высшего света с низшим. Ах, мне кажется это было удивительное время.
Прошло почти 150 лет с той поры, как было написана пьеса «Волки и овцы» А. Островского. Что-то изменилось, что-то осталось неизменным: волки кушают овец. Так было, так есть, и так будет. В целом спектакль «Волки и овцы» в МТЦ «Вишневый сад» оставляет противоречивые впечатления. Я бы не сказал, что это одна из сильнейших пьес Островского, да и спектакль от этого тоже не самый сильный. Мне кажется, вещи не хватает эмоционального накала, борьбы персонажей, нет почвы для накала спирали конфликта.
Но все же спектакль «Волки и овцы» в МТЦ «Вишневый сад» достоин того, чтобы его посмотреть. Правда, я бы не стал многого ждать от спектакля со стороны зрителя.
Нудная, скучная, тривиальная постановка без всяких идей. Обычно в таких случаях спасают актеры, но им тоже было неинтересно.
Но когда обращаются к медику, так от него не сострадания требуют, а знания своего дела и полезного совета. (с) А. Н. Островский. Пьеса Островского «Волки и овцы» написана в 1875 году, но на удивление, остается актуальной и по сей день. Ставят ее часто, цитируют еще чаще. Я, как зритель, постановок именно этой пьесы Островского в театре не видела. Но вчера, 6 декабря 2018 года, я побывала в Московском театральном центре Вишневый сад п/у А. Вилькина и наконец, увидела «Волки и овцы» на сцене. Немного о впечатлениях: Как обычно, качественный, классический спектакль, взглядом от сцены отрываться не хочется, смотреть в мобильный телефон, тем более. Как всегда - удачные декорации и красивые костюмы. Костюмам, созданным по рисункам Светланы Ставцевой посвящено мое отдельное визуальное удовольствие. Какое платье и чепец у Мурзавецкой! Я за этим блеском, следила взглядом как пришитая! И еще отметила– первое платье, в котором появляется Купавина на сцене, и по цветовой гамме, и по фасону очень напоминает эскиз Бориса Кустодиева к костюму Купавиной к одной из первых постановок этой пьесы. Обычно не пишу, но в этот раз отметила, чудесная фоновая гитара сопровождает сцены. Отвлекалась на гитару – ждала русского романса. Жалею – не прозвучал. :) Роли и актеры: Дуэт Ольги Широковой и Сергея Ковалева –великолепен. Чугунов – персонаж омерзительный. Смесь подобострастия, наглости, трусости, балаганного юмора и подлости у Чугунова становится как бы отражением альтер эго Мурзавецкой – ее самолюбивого ханжества, властности, напористости и отсутствия чувства юмора. Пожалуй, эти антигерои так же хороши и обаятельны, как Лиса Алиса и кот Базилио. В какой-то момент понимаешь, что Чугунов, конечно, побаивается Мурзавецкую, и творит свои подлоги в адрес Купавиной с помощью своего племянника – каллиграфа в том числе и из-за опасения, что гнев Мурзавецкой обрушится и на него. Но также как сильна Мурзавецкая, побеждая, она и внутри проигрыша остается мощной фигурой. Ольге Широковой удается это передать не только вербально, но и с помощью пластики. Мурзавецкая рядом с Беркутовым, пока еще не понимающая, что он ее переиграл – властность и сила в каждом движении. «Подумай, Батюшка, подумай». И Мурзавецкая, осознавшая победу более сильного хищника, и ее графически, безвольно согнутая спина: «Б-а-а-а-тю-шка-а-а, не погуби» (с). Это не крик человеческий – волчий вой. Каллиграф Горецкий (Евгений Солагалов) –опасная, но на самом деле управляемая и чертовски обаятельная шпана. Очень быстро становится понятно, что делишки его – по большей части даже не заработок – возможность самоутвердиться. Купавина (Людмила Кожевникова) –в целом чудесная, добрая женщина, понятия не имеющая какие вокруг нее опасные люди. И в этом, я думаю, ее счастье. Мне бы было на ее месте очень страшно. Она красива. Не очень умна. И абсолютно искренна. Единственный, пожалуй, искренний персонаж во всей пьесе. И сыгран так, что вызывает сочувствие и в момент, когда подвергается нападкам Мурзавецкой, и в момент, когда понятно, что хищник Беркутов получает ее и ее имение, как трофей. Аполлон Мурзавецкий (Михаил Безобразов) - я совершенно очарована. Каждое его появление на сцене – взрыв смеха. Давно я так не смеялась. Пожалуй, именно его персонаж и несет на себе всю основную нагрузку за комедийную часть спектакля. Разряжает атмосферу и веселит зрителя. По пьесе Аполлоша – юный мот и пьяница. Но именно то, что актер старше написанного Островским персонажа, делает его героя еще смешнее. Ужимки, уместные в юности, подчеркивают абсолютную несостоятельность зрелости. Глафира (Ирина Сологалова) молодая, активная хищница с большим потенциалом. Ну, что сказать - история охоты циничных молодых дев за престарелыми богатыми все еще красавцами не нова и во все времена актуальна. Сцену соблазнения бедолаги Лыняева сыграна безукоризненно. Лично, я дама уже не самая юная, пожалуй, и взяла бы пару уроков – это было чудесное пособие. И преображение Глафиры из богомолки в даму в алых туфельках – восторг. Живая реклама тренингов личностного роста из серии «Искусство меняться». :) Лыняев (Вадим Райкин) вновь весьма достоверно представляет представителя высшего сословия по праву рождения. Очевидна порода и полное отсутствие воли. Его героя и жалеешь, и не сочувствуешь ему. И хочешь над ним смеяться, и грустишь, понимая какой печальный конец ждет по сути этого пусть милого и не глупого, но, увы, крайне слабого человека. Беркутов (Павел Архипов) –привлекательный, кровожадный, расчетливый, элегантный и конечно же беспощадный хищник. Собственно, самый страшный персонаж в пьесе. На его фоне происки Мурзавецкой и Чугунова – детский лепет. А удачная охота Глафиры состоялась только потому, что не мешала, а помогала его планам. Его мощь и его ум очевидны. Его жесткость и жестокость проявляются в мелочах - мне кажется, что актеру, и по типажу и по сути идеально удалось сыграть этот достаточно распространённый и в наше время образ. Деловой человек, знающий, что он хочет, считающий удачными все средства достижения цели. Анфуса (Ирина Новикова) – уже второй раз я вижу ее на сцене в роли комической старухи. И в этом спектакле, мне кажется она к месту – возникает в определенные моменты, как клоунесса, разряжает обстановку, переключает на себя внимание, но не мешает наблюдать за развитием событий. Очень понравился слуга Мурзавецкой Павлин (Виктор Бочков). Роль не главная, но несущая на себе, серьезную задачу – подчеркнуть атрибутику времени, в котором происходит действие пьесы. На мой взгляд удачно. Спектакль, как и пьеса заканчивается объявлением двух грядущих свадеб героев. Но добро не побеждает. Просто зло победило более мелкое зло. К чему я? Десять из десяти. Прямое попадание. Если вы любите хороший театр, это стоит увидеть своими глазами.
Отличный спектакль! Первый раз в этом театре и в таком восторге. Абсолютно легкая, без пошлостей, без надрывов, хотя и слегка затянутая, постановка. Актёры просто молодцы, великолепно играют свои роли, просто вживаются в них. Все потрясающи! И, как всегда у Островского, в постановке есть мораль..
Рекомендую сходить на этот спектакль, не пожалеете!
Впервые посетила театральный центр " Вишнёвый сад" спектакль " Волки и овцы". Скажу сразу-понравилось все. Сам театр новый, приятный для времяпрепровождения: хороший небольшой зал, удобные кресла, хороший обзор.
Что касаемо спектакля-классика на все времена: современно, актуально с прекрасной моралью в конце. Хочу отметить, красоту о обаяние актрис женских ролей и харизматичность актёров мужских ролей, глаз радовали.
Действие самой пьесы разворачивалось неспешно, но, все смотрелось настолько органично и естественно, что все 3 часа пролетели незаметно.
Хочется отметить хорошую режиссерскую работу худрука и режиссёра А. Вилькина, которая позволила полностью погрузиться в сюжет, сопереживать, оценить тонкий юмор, вообщем, все то, что позволяет получать культурное наслаждение.
Захотелось прийти в этот театр ещё раз и посмотреть другие постановки, чувствую, что здесь меня не разочаруют.
Рекомендую к просмотру спектакль " Волки и овцы".
30/10/21 Замечательный спектакль и актеры и постановка. Живу недалеко. Пандемия. Жалко артистов, что народу в зале мало из за ковида. Очень интересно и талантливо. Все отлично играли, с душой. Островского не пытались переделать. Спасибо. Рекомендую всем людям, кто имеет дущу и сердце.
Моя дочка с друзьями были первыми ласточками в театральном центре "Вишневый сад". Смотрели спектакль А.Н.Островский "Волк и овцы" (комедия) остались очень довольны от проведенного времени.Потом ходила моя подруга,она смотрела Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание", очень понравилась постановка спектакля и игра актеров.Следующие кто посетил этот необычный центр, мы с мужем. Понравилось все, необычный дизайн театрального центра, доброжелательный коллектив и уютная обстановка. Смотрели спектакль " Тартюф" (комедия) время прошло незаметно, легко и весело, игра актеров превосходная.Рекомендую всем и взрослым и детям (есть спектакли для детей) театральный центр "Вишневый сад" как прекрасное время провождение в необычной и уютной атмосфере.
Выражаю огромную благодарность за потрясающую игру составу
Остапенко Марии
Людмиле Кожевниковой,
Архипову Павлу,
Боч кову Виктору
Бровину Игорю
Сологалову Евгению
Князьниделиной Ирине
Ковалеву Сергею
Сафиулину Рифату
Прекрасный спектакль по прекрасной пьесе Островского "Волки и овцы". Ходили с друзьями на постановку где играли Кожевникова, Архипов, Сологалов и др. Нам очень понравилось: спектакль поставлен в классической манере, акустика в зале хорошая, все слышно, кресла удобные, но расстояние между рядами маловато. В целом театр оставляет приятное впечатление, все красиво и не хамят))) но нет буфета и в антракте выстраивается длинная очередь к вендинговому автомату, возле которого стоит несколько столов.