Драматический |
16+ |
Дмитрий Калинин |
Премьера «Вода в стакане» — авторская пьеса художественного руководителя и главного режиссёра театра Дмитрия Калинина. Фантастическая, если не сказать фантасмагоричная завязка сюжета: в пионерском лагере в начале 80-х проводят секретный эксперимент, давая воспитанникам особую экспериментальную воду, которая то делает из пионеров послушных «роботов», то превращает их в неуправляемых правдорубов.
Однако, заряда этой незамысловатой, на первый взгляд, сюжетной пружины хватает на динамичное и многогранное развитие постановки вплоть до последней минуты спектакля.
Здесь есть всё. И живой колорит жизни пионерлагеря. И, подчинённые сюжету, но, всё же, такие хорошо узнаваемые подростковые мальчишеские разговоры.
Есть и роковая красавица Люся из старшего отряда (Елена Бобровская).
И местный хулиган Спиридон (Евгений Харланов), заприметивший через забор модных пионерок Кэт (Варвара Русалевич) и Люсю. И, конечно же, Спиридон влюбился в Люсю. И готов ради неё пойти на конфликт с вожатым лагеря Павлом (Тимофей Пузин).
К слову, это натяжение подростковой влюблённости, без преувеличения прекрасно разыгранное Харлановым и Бобровской — пожалуй, главный центр эмоций всего спектакля. И это при том, что в пьесе ещё полтора десятка персонажей, а практически все исполнители «Нового Арт Театра» — выпускники театральных вузов, профессиональные актёры.
Я сказал «практически все» по той простой причине, что «Вода в стакане» — постановка на две трети с участием подростков, которые пока что просто «воспитанники Студии театра». Но об уровне их игры (именно игры) можно судить по упомянутой роли Елены Бобровской — это работа, нормальная взрослая работа, без всяких компромиссов и скидок на возраст (Лене всего 15 лет). И на протяжении всей постановки можно с уверенностью сказать, что юношеская часть труппы спектакля — это как минимум ровня «старшим товарищам», а порой на харизме, «на огне» они и вовсе выходят на авансцену всего действа. Ну, впрочем, и пьеса-то про пионерлагерь и, безусловно, заслуга взрослых коллег — в умении выгодно обрамлять и оттенять юные таланты.
Григорий Анашкин точен в роли слабохарактерного, рассеянного, но добродушного директора лагеря, его заместитель и жена, «серый кардинал» лагеря Розалия Михайловна (Анастасия Плюснина), вожатая Галина (Ангелина Логинова) и повариха Айдарсылу (Гузель Калинина), завхоз Роман Тимофеевич (Артём Гайдуков).
***
Действие спектакля несколько раз сжимается в тугую пружину, но причудливым образом вся полифония к концу приходит к общему равновесному знаменателю: «Вода в стакане» стала в буквальном смысле «бурей в стакане» — яркой пьесой, которая меня лично познакомила с «Новым Арт Театром» и подтолкнула посмотреть репертуар на ближайший месяц. А если зритель хочет к тебе вернуться, то что может быть важнее?..
Раньше об этом театре мне слышать не доводилось, а на решение посмотреть спектакль повлияло прежде всего географическое положение (минута от Ленинского проспекта), а не актерский состав или имя режиссера. Теперь вот радуюсь, что неизвестность меня не отпугнула и планирую получше ознакомиться с репертуаром.
Это тот случай, когда с театром действительно пришлось знакомиться. И знакомство было приятным: нет набившего оскомину пафоса, уютно, камерно, на сцене начала спектакля ждали деревянные паллеты - лично я очень люблю минималистические и многофункциональные декорации. "Вода в стакане" рассказывает нам о событиях, происходивших в одном совершенно секретном пионерском лагере. И атмосфера сразу погружает в нас в описываемую эпоху: звучат советские детские песни, на стенах меняются фотографии.
Говоря о комедии, посвященной пионерскому лагерю, сложно избежать невольного сравнения с бессмертным фильмом Элема Климова, впрочем, не думаю, что авторы от него будут открещиваться: на сцене выступали вполне узнаваемые Иночкин и Дынин, пионервожатая и физрук, повариха и завхоз... Но здесь и речи нет о копировании. Ведь что может быть более постоянным, чем конфликт отцов и детей? Да и противостояние педагогов и детей никуда не делось, пусть слово пионерский и ушло из обихода, пионерский салют и не все умеют делать, а на дискотеках звучит другая музыка, но и современному подростку все это близко.
Дети хотят жить и сами выбирать свой путь, взрослые - что бы все было как надо: "В лагере должна быть тишина и дисциплина! - В пионерском лагере? - В любом!". А что получится, если секретный эксперимент пройдет успешно и дети превратятся в послушных роботов? Локальная антиутопия на сцене, правда со счастливым концом.
Вместе с советской музыкой, шутками и талантливыми и бойкими ребятишками получился прекрасный спектакль для всей семьи. Дети - воспитанники театральной студии - на все пять справились со своими ролями. Прямой и открытый Коля Льдинкин в исполнении Егора Горчакова, потрясающе выразительная наушничающая Жанна Надежды Будиной, фееричная Люся со своим "Ну и шо?" Елены Бобровской.
Отдельное спасибо - за музыку! Советские мелодии и ритмы зарубежной эстрады стали значительной частью действия, добавили колорит. Да просто стали отдельными шутками, правда скорее для взрослых зрителей: не каждый ребенок оценит "Наша служба и опасна и трудна..."
Это первый визит в Новый Арт-театр. Оказалось, что самое главное и самое лучшее в нем - это дети. Участники студии при театре, играют наравне со взрослыми, причем "наравне" во всех отношениях: ребята 10-12 лет играют не хуже взрослых (главную фактически роль исполняет мальчик 2004 года рождения Егор Герчаков ), выдерживают более, чем трехчасовой спектакль. Разновозрастность героев и соответствие возраста персонажей и артистов придает спектаклю тонкость и очарование. Сцена дискотеки под ритмы 80-х, где "кадрятся" все, начиная с 10-летнего возраста и до поварихи с завхозом, прекрасна и уморительно смешна в своей достоверности.
Сюжет "Воды в стакане" нет смысла пересказывать, скажу лишь, что это не то фантастика, не то сказка на темы пионерского детства и зловещей руки КГБ. Тема вполне актуальна, происходящее, если всерьез задуматься, страшненько. Но спектакль решен в "легком" жанре, и то, что могло стать основой для драматического сюжета, лишь придает остроты веселому спектаклю.
Автор пьесы Дмитрий Калинин является одновременно режиссером, и некоторые роли очевидно писались под конкретных исполнителей. Вообще практически у каждого актера есть свой маленький бенефис, все характеры созданы и сыграны, все персонажи запоминаются, и это здорово. Исполнитель одной из лучших ролей Евгений Харлакин неожиданно оказывается еще и композитором спектакля. Вообще музыкальная составляющая на основе советских хитов прекрасна и дает возможность поностальгировать вволю.
Не буду раскрывать всех "фишек" спектакля, упомяну лишь отсылки к бессмертному фильму "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен" (кто видел, тот поймет). И скажу об одном недоумении: на некоторых афишах спектакль числится как 16+. Думаю, это по недосмотру. "Вода в стакане" - как раз для семейного похода: дети следят за сюжетом, родители (или бабушки-дедушки) ностальгируют, всем интересно.