

К 85-летию Леонида Зорина в Театре на Малой Бронной (где в 1974-м Михаил Козаков поставил «Покровские ворота») сейчас репетируют самую известную его пьесу — «Варшавская мелодия». Глава театра Сергей Голомазов сделал ставку на молодую Юлию Пересильд и Даниила Страхова, с которым его связывает давнее партнерство — Страхов играл у Голомазова в «Петербурге», поставленном в Театре им. Гоголя, «Безотцовщине» (чеховский «Платонов») и «Театре-убийце», идущем в Театре Армена Джигарханяна.

Делайте со мной что хотите, а я не люблю я истории, в которых люди встречаются, затем расстаются на десятилетия, создают при этом семьи с другими людьми, но продолжают при этом любить друг друга и не предпринимать никаких попыток к счастливому воссоединению. Пьеса Зорина – как раз из таких: русский парень Виктор (Страхов) и полячка Геля (Пересильд) в этом произведении маются такими встречами и расставаниями всю жизнь, и пусть на сцене по-настоящему целуются, пытаются танцевать и красиво поют польский романс – мне всё равно очень быстро становится скучно. Действия как такого фактически нет, а разговоры ведутся ни о чём и решительно не запоминаются, и хочется сказать: «Не верю!» каждому слову, каждому жесту – актёры ещё очевидно неуверенно чувствуют себя в предложенных образах. Геля похожа на девушку из 47-го года в самую последнюю очередь – чеканно выкрикивая слова, меряя сцену широкими шагами, она напоминает то капризную старую деву, то умудрённую опытом женщину-вамп, но уж никак не юную непосредственность. Виктор переигрывает в инфантилизм, отчего временами смотрится откровенным дурачком, но точно не мужественным солдатом-орденоносцем. Духа времени на сцене не создаётся в принципе – дуэт существует в пространстве, более близком к современности, нежели к послевоенной эпохе, в котором лишь изредка просверкивает нечто ностальгически-советское. Оно не выдерживает никакого сравнения с, например, «Соловьиной ночью» ЦАТРы, погружающей в антураж Великой Отечественной с первых «кадров», да и не только по части исторической достоверности – в «Варшавской мелодии» ноль лирики, ноль романтики, ноль очарования первой юношеской любви, ноль ангста от столкновения с жизненными обстоятельствами, одна банальная бытовуха и немного юмора. Хочется закрыть от неё глаза и просто слушать потрясающую музыку Шопена, которой озвучили спектакль – под эту музыку герои преимущественно раздеваются и одеваются, не до стриптиза, естественно, а в обозначение «прихода» и «ухода» в очередной бессмысленный эпизод. Помимо звука, не подкачало и декоративное оформление: снежные-нежные блёстки из-под потолка, трепещущие струны вместо задника и взлёт стаи виолончелей всех размеров – это чертовски эстетично. Однако, к сожалению, ни звукоряд, ни его визуальное сопровождение не являются достаточными основаниями для просмотра невразумительной, безбожно затянутой на два с половиной часа мыльной оперы, какие бы овации стоя ей ни устроили по окончании.
05.12.09
Комментировать рецензию

"А мы любили, а мы могли..." - при воспоминании о спектакле наворачивается попсовый мотивчик. Отнюдь не Шопен, увы, и даже не польский романс. Спектакль - попса чистой воды. Посредственно, скучно и тоскливо. В первом акте меня неудержимо клонило в сон. Если бы не резкий голос переигрывающей Гели-Пересильд с жутким акцентом да пара действительно трогательных моментов, так бы и уснула.
Не прониклась я историей "любви". Ни любви, ни какой-то выдающейся истории, ни собственно театральной постановки я не увидела. Два человека, не сумевшие быть ни друг с другом, ни с кем-то другим, со временем научились неплохо себя обманывать. Таких историй - выйди из театра - пруд пруди. И если уж их показывать, то на мой взгляд, стоит подчеркивать их пошлость и иллюзорность, а не чувственную романтическую обертку. Однако создатели спектакля старательно щиплют зрителей за сентиментальные струны. Наступают присутствующим дамам на имеющуюся у каждой больную мозоль: позабытого ухажера юности Колю, делавшего предложение когда-то Васю, носившего ведерко в садике Петю. Ах, а вдруг большая любовь осталась позади. И прослезившись, зрители все простят, даже не заметят. Что актеры стоят перед залом как на детском утреннике, иногда шагают по сцене и говорят текст. Страхов - красивый и пресный как кукла Кен. Пересильд - тоже пластмассовая, но со звонкой пищалкой внутри. Неожиданное хореографическое отражение их любви тоже напоминает танец неповоротливых кукол, и выглядит стыдно. Единственная интересная находка в спектакле - декорации в виде струн - не спасает всей этой тоски.
Ушла со спектакля минут за десять до финала во время очередного де жа вю "через десять лет".

Не понравилось. До этого была на спектакле 2х актеров "Джонни и Хес", от которого осталась в восторге. На этом спектакле не тронул ни сюжет, ни игра актеров, ни декорации, хотя историю можно было бы обыграть совсем по-другому. И да, сюжет напомнил фильм "ЛаЛаЛэнд", который произвел также более сильное впечатление. Концовка спектакля также была странной, как будто не продумана до конца. Сострадания к героям не испытала.
Остался неприятный осадок от организационных моментов: в течение часа после начала спектакля люди беспардонно толпами входили в зал и занимали места, при этом контролер, который, казалось бы, должен был следить за порядком, громким голосом просил людей подвинуться, чтобы опоздавшие гости могли рассесться. БЕЗОБРАЗИЕ! В результате некоторые диалоги можно было и не услышать с дальних рядов.
Произведение необыкновенное, чудесное, но игра Даниила Страхова просто ужасна! Если бы не Юлия Пересильд - просто бы можно было уйти. Да-а-а-а! Театр - это не кино. Тут дублей нет и смонтировать ничего нельзя. В антракте люди уходили - очень жаль... Девочка вытянула всю постановку на своих плечах. Первый раз я видела её на сцене - талантливая актриса с большим будущим.Умничка! На это имя стоит идти, но с другим партнёром. Страхов откровенно слаб!
Достаточно скучный и нудный спектакль. Еле досидели до половины. Смотрела на часы каждые 5-10 минут. В начале как-то еще увлекало, благодаря музыке, может быть, а потом чересчур затянули.
Помимо этого с 16го ряда было очень плохо видно.
Признаюсь честно, спектакль не понравился вообще, хотя зал был полный, но уже с середины народ начал расходиться. Выдержать такое может далеко не каждый. Актеры сыграли плохо. Геля ( Юлия Пересильд) часто забывала о том, что она вроде как полячка, и ее акцент часто пропадал, если сначала девушка изображает насколько ее русское произношение далеко от совершенства, то потом начинает говорить как настоящая столичная барышня. В то, что между главными героями есть любовь, верится с трудом, скорее не любовь, а так, нечто выдуманное ими самими. Плюс к тому, начало спектакля задержали на десять минут, антракт был двадцать минут, и если убрать постоянные хождения героев по сцене, то смотреть будет решительно не на что.