Драматический |
18+ |
Алексей Логачев |
2 часа 30 минут, 1 антракт |
В апреле месяце в театре «Булгаковский дом» проходили гастроли Екатеринбургского Центра Современной Драматургии. А кто у нас самый известный драматург из Екатеринбурга? Правильно, Николай Коляда.
Поэтому хотя и написана пьеса «В этом городе жил и работал...» другим автором Константином Костенко и поставлена другим режиссером Алексеем Логачевым, но влияние Коляды для меня было на лицо.
Сюжетно вещь показалась очень близкой к когда-то виденному фильму Карена Шахназарова «Город Зеро». Герой, попадающий волей случая в глухой провинциальный город, из которого пытается, но никак не может выбраться. В те давние времена, когда смотрела фильм, имена Набокова и Кафки слышала, но с произведениями знакома не была. Сейчас уже что-то этих авторов прочитано, поэтому при просмотре не близкие мне темы «Приглашения на казнь» и «Замок», погружающие в абсурдистско-бюрократическое повествование, всплыли из глубин сознания.
Если бы наверняка знать, что драматург не знаком ни с одним из упомянутых произведений, можно бы было похвалить за оригинальность, но как-то не верится. То есть для меня вещь смотрелась «мотивами на тему...» Опять же манера исполнения песен и плясок в спектакле отсылали к постановкам Коляды.
Актеры нормально существовали в этом абсурдном мире с названием город Анусинск. Милое многоговорящее имя.
Апофеозом абсурда является теория заговора, которую раскрывает сослуживец по газете Дмитрий(Евгений Чистяков) главному герою — заезжему известному журналисту Александру Блику (Олег Ягодин).
Финал полон черного юмора. Из него следует, что журналист не единственный человек, который пропал в липких сетях патриотичных горожан.
Диалоги слушались хорошо, но вот такая неблизкая замороченная тема не смогла вызвать восторга и сочувствия.
Перед тем, как идти на спектакль «В этом городе жил и работал», привезенный на гастроли Центром современной драматургии, прочитала пьесу Константина Костенко «Техническая неисправность», по которой он поставлен. Какая-то ахинея…
Расстроилась, т.к. имя режиссера Алексея Логачева было мне незнакомо, чего ожидать от этой постановки, можно было только гадать…
И какое-же удовольствие я получила, посмотрев спектакль!!!
Про фееричную игру воспитанников Н.В. Коляды я уже писала неоднократно, и здесь они создали потрясающий ансамбль «анусинцев», заманивших хитростью в свой затрапезный город довольно-таки яркую личность – известного журналиста из краевого центра (Олег Ягодин). В каждом образе актеры нашли то, что можно довести до фарсовости, почти карикатурности и показали нам показали нам абсолютно гротесковый мир.
Во-первых, Алексей Логачев убрал из пьесы избыточную фантасмагорию (в пьесе в конце так наворочено, что «без ста грамм не разберешься») и выстроил ее ход достаточно четко.
Во-вторых, он поставил просто шикарные массовые сцены (начиная с поездки в переполненном автобусе, где все сбиваются в плотную толпу, держась за невидимые поручни, и толкают друг друга).
В третьих, определив жанр своей постановки как «Песня о Родине», ввел в нее персонаж Русской красавицы (Гюльнара Гимадутдинова), символизирующую нашу с вами Россию.
Появляется она перед зрителями под знаменитую песню «Гляжу в озера синие». И так искренне, с такой печалью и сочувствием она смотрит на всех, так соответствует образу той, кого мы зовем «единственной»! А в конце именно она «наносит сокрушительный удар» главному герою…
Спектакль о человеческой ограниченности, о том, насколько страшно попасть в лапы ЕДИНОЙ (ключевое слово), безликой, серой массы, если ты из нее выделяешься.
И это отличие Александра Юрьевича Блика, известного журналиста, культурного обозревателя газеты «Неделя нон-стоп», режиссер показывает в лоб, одев его в яркий костюм, в то время как остальные персонажи и внешне соответствуют определению «серой массы» (растянутые тренировочные штаны и пиджаки, майки и резиновые сапоги).
И вот с первых секунд под ритмичную музыку «Turn down for what» серая масса буквально набрасывается на Блика, давит его количеством, давит наглостью и непробиваемостью, прижимает к стенке. Однако Блик неизменно ускользает от них. Но, к сожалению, ненадолго.
То, что с ним происходит дальше – полный абсурд!!! Даже Гоголю (ассоциация с которым здесь невольно возникает), такое не приснилось бы и в страшном сне!!!
Добавлю только, что в спектакле есть еще один персонаж, тоже вроде бы выделяющийся из общей массы – это Дмитрий, друг Блика (Евгений Чистяков). Вот он то воплощает самый ужасающий тип людей, которые притворяются, прячут свою злобную зависть!!! А потом наносят «удар в спину»…
Алексей Логачев поставил живой, остроумный и яркий фарс. БРАВО!!!
Не буду рассказывать, это надо видеть!!!
С удовольствием посмотрела бы и другие работы этого режиссера!!!