
| Современный танец, Пластический |
| 18+ |
| 55 минут |
Очень мощно! Тут все сошлось - пластика, танец, музыка и свет! Все как я люблю. Ничего подобного у нас больше нет. Спектакли театра «Черное небо белое» действуют на меня гипнотически. Кто не знаком с творчеством этого театра, р екомендую посмотреть! Такого вы точно больше нигде не увидите ♥️
Театр "чëрноеНЕБОбелое" - один из моих любимых театров. Не все их спектакли довелось посмотреть вживую, но, благо, есть несколько записей. Так, первым спектаклем, который я у них посмотрел, стала "Астрономия для насекомых", которую теперь пересматриваю каждое 31 декабря))) Вживую я увидел "Игрушки Бертрана" (5 раз), "La llorona" (2 раза), "Imitator Dei 2.0", "Большой маленький дом" (3 раза), "М означает Магритт", "Улица крокодилов". И вот наконец довелось побывать на премьере " Утопии". И, честно сказать, это самый тяжёлый спектакль, который я видел у чНб.
Декорации представляют собой угол изрисованной, исписанной, запачканной стены, уходящей в перспективе влево и вправо в Небытие. Откуда-то звучит, растворяясь в пустоте, "Утомлённое солнце", исполняемое Боцманом Бобом (персонаж из их спектакля "Омега"). Слева медленно танцует пара - девушка и военный. И тоже пропадает во мраке. Это некий пролог. Романс исполняется явно НЕживым существом: среда существования мертва за поворотом за угол. А люди ( словно с пустыми лицами) медленно кружатся в вальсе - "Страна моя погибла, а люди остались". И тут открывается словно второй план, который я бы назвал как "ПЛАЧ", мечта о той самой Утопии. Слышно пение птиц. Волей-неволей это напоминает отголоски Рая, подобному тому, который "рисовал" Венечка Ерофеев о Петушках ("это место, где не умолкают птицы, ни днём, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин"). И вот - ровно, словно маршируя, выходят спиной вперëд из Небытия Двое бритых. Один в чëрном - похожий на человека. Второй в белом - утративший человеческий облик. Для меня отсчётом "ПЛАЧА" является сцена болезненного отсоединения одного от другого. С этого момента ни похожий на человека ни второй НИКОГДА уже не соединятся. В целом, хочется отметить, что эффект невозможности достижения Утопии строится в спектакле на тотальном НЕвзаимодейсвии двух субъектов или неполном их взаимодействии. И ближе к финалу, да и в самом финале, это видно наиболее ярко. НЕВОЗМОЖНО Утопию УБИТЬ, но и ДОСТИЧЬ еë тоже НЕВОЗМОЖНО. Так, Бритый в чëрном так и не зарубит топором огромного ребëнка с выпавшими глазами... И уже потом, встретив "андрогина" (назовëм его как раз Утопией) в неподвижной маске и чëрном пиджаке, как бы он ни старался вторить его движениям, как бы он не боготворил его, боясь даже прикоснуться к нему в луче света с неба, всë равно воссоединение с ней (Утопией) невозможно. И, разделившись однажды, разойдясь в разные стороны угла этой стены, Бритый в чëрном закружится в порыве ветра навсегда, а Утопия так и будет недосягаема, где-то там, за углом, где когда-то растворялся в пустоте романс "Утомлённое солнце".
Про ветер - это одна из ключевых составляющих использованного в спектакле альбома группы Art-Zoyd "Nosferatu". И не спроста. У меня возникли ассоциации с " ветром перемен" и, как ни странно, мультфильмом Р. Саакянца "Ветер". Если отбросить политический пласт (а мультфильм, стоит заметить, перенасыщен отсылками к политике и "мутациями" под еë "радиоактивным" воздействием), у Саакянца можно наблюдать большое количество этих самых уродцев, словно идущих из Ниоткуда в Никуда. Что-то похожее можно увидеть и в "Утопии" чНб. В один момент Бритый в чëрном пиджаке внезапно зайдëтся криком, когда не сможет соединиться даже с собственным отражением. После этого (также из Небытия в Небытие), минуя переломный момент - угол стены - перед нами возникнет вереница странных существ-мутантов: Танцующий (по сути одновременно) в паре и сам с собой... Слепой на костылях, размахивающий красными флажками... Двухголовый... и Человек с Младенцем с нереально большой головой. Кто они? Откуда они пришли и куда исчезнут потом? Снова подул ветер, и никого не стало... Да и каждый из них никому не нужен и не знает друг о друге: они ни разу не пересеклись, остались друг для друга неизвестны и недосягаемы. Все они прошлись по земле, на которой Бритый в белом отчаянно пытался что-то написать? нарисовать? Всë это забудется, всë это затопчут, всë это сдует ветер... Безусловно, своего пика масштаб трагедии достигается в финале благодаря душераздирающему фрагменту из струнного концерта №8 до минор Д. Шостаковича. Использование его музыки выводит эпилог на другой уровень - когда заканчивается "ПЛАЧ" и начинается БОЛЬ... когда вдруг в закрутившемся в ветре человеке мы видим боль всех людей, которые остались, а "страна их погибла".
Я посмотрел "Утопию" дважды, и именно во второй раз боль, которую проживают все актëры, занятые в постановке, ощущается сильнее, и в финале в горле подступает ком. Настолько это было сильно и проникновенно.