Очередной спектакль театра п/р Елены Камбуровой по мотивом двух рассказов Туве Янссон, Песни о Гайавате и рассказе о японской девочке Тамико. Спектакли этого театра заставляют почувствовать слезу, подступающую. На последних секундах. Когда уже гасят свет и оставляют зрителя в темноте и одиночестве, наедине с собой и своими чувствами. И самое сложное то, что через несколько секунд включат свет, и надо будет хлопать и улыбаться актерам и видеть их усталые улыбки.
"Туве Янссон, словно фантик конфету, обрамляет история японской девочки Тамико, которая пишет письма дорогой Янссон-сан. Тамико 13 лет, она прочла все книги Туве Янссон и даже начала учить английский язык, чтобы навестить любимую писательницу в ее далекой Финляндии. Но умирает мать Тамико, и девочка должна остаться дома, потому что, по японской традиции, старший в семье семью не покидает. И все-таки девочка может путешествовать. Вы спросите как? Ну конечно же, по страницам книги вместе со своими любимыми героями — поэтом Снусмумриком и трясунчиком Титу-Ву. Сначала Снусмумрик рассказывает Титу-Ву историю Филифьонки, а потом мы узнаем, как они (Снусмумрик и Трясунчик) когда-то познакомились". (с)
Спектакль - объединение трех "начал", а может и четырех, если учесть обильно цитируемую песню о Гайавате. Филифьонка познала истинную катастрофу, но пережив её почувствовала себя сильной, новой, воодушевленной к новой жизни. Трясунчик получила новое имя Титу-ву и обрела себя как личность, как совершенно обособленную единицу в этом мире. А девочка из Японии Тамико начала новую взрослую жизнь главы семьи, совсем не ту которую хотела. Она хотела путешествовать как Снусмумрик, её любимый герой, но судьба преподнесла ей совсем иной путь. И поэтому с одной стороны нестерпимо грустно расставаться с мечтами, но вместо мечты приходит новая жизнь, напитанная этими светлыми мечтами, пусть совсем нежданная, но своя собственная. "Никогда не надо кем-то очень сильно восхищаться". Рискуешь потерять себя. Да, и об этом тоже этот спектакль.
А ещё он о любви Титу-ву и Снусмумрика. Бесконечно милой и обаятельной Титу-ву и странника и одиночки Снусмумрика. Их пути пересеклись всего один раз, в ночь когда Мумрик дал ей имя. А после он ушел в долину. Как Гайавата ушел к людям. А Титу-ву отправляется по ведомой только ей дорожке. "Зачем? Ну, например, чтобы превратиться для Снусмумрика в маленькую точку. Ведь каждый может превратиться в точку с высоты полета птицы! Точка слева — это восход, точка справа — закат. Точка слева — это начало пути, это точка отсчета будущих путешествий." (с)
И немного об актерах. Филифьонка - маленький суетливый вихрь. Снусмумрик - резкий, больше похожий на одинокого волка, чем странника-романтика. Титу-ву - нежная, романтичная, глубокая, трогательная. Гафсу и Тамико играет одна актриса , но совершенно по разному, неузнаваемо по разному. Но одинаково убедительно и трогательно.
"Спектакль Марченко содержит в себе элементы самых разных культур — от японской до мексиканской. Ведь чудеса нужны всем, весь мир читает сказки Янссон-сан. Поэтому Титу-Ву носит такое странное, все в заплатках одеяние: будто мексиканское пончо раскрасили финскими красками. Поэтому все герои танцуют твист и чарльстон. И наконец поэтому под музыку Эннио Морриконе Снусмумрик превращается в лихого ковбоя. Отсюда и татами, отсюда и убранство дома Филифьонки."(с)