Драматический |
Владимир Тыкке |
(2`30``, 1 антракт). |
За чаем в своем кабинете художественный руководитель театра «Балтийский дом» режиссер Владимир Тыкке рассказывает, что для него театральная история «Трех мушкетеров» началась в 1960-х годах — когда француз Роже Планшон показал студентам Ленинградского театрального института фарсовую версию романа Дюма. Студенты были шокированы развенчанными образами мушкетеров, а Планшон, в свою очередь, потрясен реакцией студентов, ибо в цивилизованной Европе романтические герои давно не были в чести.
Потом «Трех мушкетеров» поставил в Театре имени Ленинского комсомола (как тогда именовался «Балтийский дом») лучший за всю его историю художественный руководитель Геннадий Опорков. Начинающий актер Владимир Тыкке сыграл в той постановке графа де Варда. Тех «Мушкетеров» худсоветы принимали, по воспоминаниям Тыкке, четыре или пять раз — такой остросовременной выглядела в нем история стукачества. Тыкке уверяет, что его спектакль не будет иметь никакого отношения к нынешней политике. Его как режиссера интересует то, как молодые люди из праздных гуляк превращаются в людей с целью и смыслом и делают первый в жизни выбор.
Отправляюсь в зал, чтобы еще до премьеры хоть немного почувствовать собственно спектакль. А там сплошной мерлезонский балет. Человек пятнадцать выполняют на сцене стилизованные под XVII век танцевальные па — все драматические линии в спектакле прочерчены хореографией. Королева (Инна Волгина) танцует неизменно между королем (Олег Куликович) и кардиналом (Дмитрий Ладыгин). На заднем плане — женская дуэль: Констанция (Кира Данилова) против Миледи (Наталья Индейкина), причем обеих дуэлянток поддерживают на должной высоте по четыре пары мужских рук.
Тыкке то и дело выскакивает на сцену и делает артистам меткие замечания. С чутьем, свойственным хорошим актерам, он исключительно точно подмечает то, чего не имел шанса пережить сам. Например, Инне Волгиной режиссер читает целую лекцию о том, с каким наслаждением та должна торжествовать свою победу над королем и кардиналом после истории с подвесками. Образ Ришелье у Тыкке получается тоже занятный: по его мнению, герой Дмитрия Ладыгина должен быть похож на Ивана Грозного — палача-шута. Беда только в том, что Ладыгин, исправляясь в мелочах, так и не может уследить за образом в целом, и его Ришелье все равно выглядит эдаким бедолагой-лешим из старых советских киносказок — персонажем, которому достается и от родной нечисти, и от положительных героев. Это и есть главная беда всех спектаклей Тыкке: точно сделанные в частностях, они проигрывают на уровне цельных образов. По видимости, лучший спектакль режиссера Владимира Тыкке был бы тот, где все роли сыграл бы Тыкке-актер.