Премьерой «Трактирщицы» открылся Каменноостровский театр, 130 лет простоявший практически в руинах и в этом же состоянии подаренный Путиным на 80-летие Кириллу Лаврову в сентябре 2005 года (как еще одна сцена БДТ), а затем прошедший грандиозную реконструкцию-реставрацию стоимостью более чем 1,5 миллиарда рублей. За два часа действия облик сцены радикально меняется шесть раз: умопомрачительно прекрасная Мирандолина (Раппопорт) встречает грубияна-женофоба с романтической внешностью кавалера Рипофратту (Ботвин) на фоне барочного задника с видом Флоренции восемнадцатого века, а обедом кормит его уже в начале двадцатого, за столом, сервированным приборами эпохи модерн, и сама героиня при этом соединяет в себе черты Комиссаржевской, Элеоноры Дузе и Елены Андреевны из чеховского «Дяди Вани», которую Раппопорт с блеском играет на сцене додинского МДТ. Во втором действии имперский стиль фашистской Италии (увы, ни жанрово, ни эстетически режиссером не осмысленный и потому проваленный актерами) уступает место итальянскому неореализму (тут персонажи блистательно выясняют отношения вокруг гладильной доски на фоне развешенных повсюду белых простыней), за которым следует, увы, опять-таки усредненная, невнятная психушка. Заканчивается история на чердаке современного дома, где Мирандолина — хозяйка современного отеля — прячется от уже буйнопомешанного кавалера.
Справедливости ради надо признать, что ни один российский комедийный спектакль последнего времени не представлял вниманию зрителей столько изумительных актерских находок и мастерски сыгранных деталей. Игорь Ботвин доводит до абсурда все штампы романтического героя и с каменным выражением лица переживает подлинный триумф. Другие поклонники Мирандолины не отстают. Михаил Морозов великолепно играет разорившегося маркиза-эстета вечным ребенком с выпяченной от обиды нижней губой, а Василий Реутов придумал уморительно смешной образ графа, вечно дремлющего, но при появлении прекрасной трактирщицы всегда готового выставить руку с новым драгоценным подарком. Слуги — и ревниво пожирающий хозяйку взглядами из-под мохнатых бровей Фабрицио (Александр Кудренко хорош как никогда), и чрезмерно утонченный, так что, видимо, впервые не устоявший перед женской красотой слуга кавалера (Тарас Бибич) — выглядят так же безупречно, как и господа. Так что БДТ, да и город вообще, хоть и не без оговорок, но можно поздравить с появлением в репертуаре полноценной комедии, с финалом пусть и не слишком веселым, но зато вполне в современном стиле.
Впервые в своей жизни я ушла со спектакля. И даже не в антракте, а в середине первого акта. Это вопиюще невежливо, но потратив немалые деньги за билеты, я была уже не готова потратить на это еще и вечер своей жизни.
Средневековая клоунада в париках и с нелепыми кривляниями. Я не пишу плохих отзывов, многие прислушиваю тся к мнениям других зрителей при выборе спектаклей - не хочу своим негативом, субъективным по природе, уменьшать, пусть даже мизерно, шансы спектакля на успех.
Но тут мне хочется прежде всего самих актеров освободить от этого. Мне кажется они страдают, играя это.
Очень жаль, что таким классным актерам приходится играть в столь наивных, а подчас просто пошлых спектаклях!
Принципиально не ухожу в середине спектаклей, поэтому и эта оценка касается не фрагмента, а всей "ЗАДУМКИ"!
Первый акт -- механический, пустоват, но оставляет надежду на хорошее продолжение.
Второй акт -- это крах всех надежд! Бедным актером даже слова заменили ором, криком и шумом! На такой небольшой сцене, в столь камерной атмосфере это выглядит катастрофически инородно! Каких бы новых взглядов не придерживался режиссер, какие бы новые формы не искал...все должно быть подчинено хоть какому-нибудь смыслу.
Как можно было имея такую палитру из актеров (с великолепной Ксенией Раппопорт), выдохнуть на сцену ТАКОЕ?! Остается загадкой для меня! Все равно что забивать гвозди микроскопом!
Бедные актеры!
Бедные зрители!
В середине первого акта стало жалко Гольдони, в начале второго - зрителей. Думалось, режиссер посчитал ниже своего достоинства поставить спектакль в традиционной манере, а решил привнести " свое, новое видение материала". Получилось так, как делаются плохие спектакли - по лекалам, известным последние лет тридцать, - "осовременить", "сделать на злобу дня". Неумение выдержать жанр привело к аллюзиям мелодрам Чехова, де Филиппо и бог знает еще кого.Финальная сцена, вероятно, претендовала на пафос "Макбета" или "Короля Лира". Забавно.Следующая неудача - выбор исполнительницы единственной женской роли. Госпожа Раппопорт не органична в материале, ее постоянное apart - "Девочки..." словно из концертов "Аншлага". После спектакля, под дождем было жалко всех: Гольдони, зрителей, актеров, потраченного вечера.