Два брата, Лукас и Клаус, которых на время войны отправили на деревню к бабушке, учатся выживать. Этот сюжет — часть романа Аготы Кристоф, который называют «самой жестокой книгой двадцатого века». Молодой петербургский режиссер Борис Павлович, два года назад возглавивший кировский Театр на Спасской, инсценирует его в парадоксальном фон-триеровском ключе.
Драматический |
Борис Павлович |
Впечатления от спектакля оказались достаточно противоречивыми.
С одной стороны – великолепное трио актеров (два «брата» и бабушка) и хорошее музыкальное оформление, с другой стороны – переходы от сцены к сцене не всегда плотные, выражение действий героев порой слишком предсказуемо, да и тема войны уже порядком поднадоела (вспомнить «Войцека» того же).
Как резюме – спектакль однозначно стоит смотреть, хотя бы ради отличной, берущей за душу игры трех актеров.
Как уже писал – когда два взрослых мужчины играют братьев-мальчишек, которые приехали из города в деревню, причем живут и играют они без внешних эмоций – как два «биоробота», но при этом способны и учиться, и иметь свое мнение, и выражать его и отстаивать (сцены с кюре сделаны хорошо – и сам «кюре» сыграл хорошо) - смотрится интересно и захватывает. И, конечно, хорошо сыграла «старая ведьма» - бабушка мальчиков. На них троих заглядываешься и живешь вместе с ними.
В целом – спектакль оставляет «послевкусие», его еще «продумываешь» после просмотра, и уже этим он интересен. Хотя на мой личный взгляд – есть и минусы, сцены сделаны как-то «по юношески» неровно, порой – как на горках, но все равно впечатление хорошее. (да и звук во второй половине иногда «напрягает», а вот в первой половине – очень гармонично)
Заслуживает ли режиссер и спектакль «Маску»? Не знаю, но претендент достойный, очень даже.
Неровная работа режиссера Павловича, похожая на пересказ подростка, который только что прочел книгу Аготы Кристоф, возлюбил ее и теперь сбивчиво, стараясь ничего не упустить, но при этом весьма своеобразно переставляя акценты, излагает содержание. Такое прочтение не показалось мне удачным - ради "читабельности" сглажены многие острые углы. Контрвитальность "Тетради" в спектакле обернулась аморфным антитоталитаризмом или даже антифашизмом, - сказочками, притчами про "страшное время". Поэтому и в финале не совсем понятно от кого из страны пытается бежать отец. Не хватило пороху объяснить от каких таких новых оккупантов...