Москва

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1167
17 апреля 2012
Мастер до Маргариты

О театре написано много хороших пьес. «Театральный роман» — иное. Он не об абстрактном театре, а о конкретном. Но он же больше, чем про МХАТ, — он о нашем театре в целом: репертуарном и уникальном, выдающемся русском ноу-хау — о театре-доме, который с годами дает все больше поводов для смеха. Булгаков не закончил роман, и теперь его дописывает реальность; в момент сдачи номера свое лыко в строку вставили кукольники — артисты написали Дмитрию Медведеву, что им не дают играть «Несносного слоненка».

«Мастерская Фоменко» ставит «Театральный роман» в порядке профилактики. Это не означает, что на премьере можно узнать о закулисных дрязгах «Мастерской». Наоборот. «Фоменки» скрыли то, чего нам знать не нужно, да, честно говоря, и не хотелось бы. Из двух сюжетов — про МХАТ, в тридцатых годах ставший пародией на самого себя, и про автора, очарованного театром и раздавленного его жерновами, — они выбрали второй. Максудов, каким его исполняет Кирилл Пирогов, — это Мастер до Маргариты. Это его имя стоит на афише рядом с Эсхилом и Софоклом. И это ему театр заказал пьесу и сам же ее похоронил — не поставил и другим не велел отдавать. Он побывал в театре и больше туда не ходок. Теперь он заглядывает в ту волшебную коробочку, которая по-прежнему влечет его, и артист Бомбардов, его персональный Вергилий, объясняет, как она на самом деле устроена. Окончательно уходя со сцены, он уже сочиняет роман про Ершалаим.

Спектакль родился из актерских самостоятельных работ; основную режиссерскую работу сделал Кирилл Пирогов, Петр Фоменко подключился позже. И, похоже, именно он вписал в спектакль те слова, иронически их закавычив, которые Максудов по требованию Рудольфи из своей рукописи вычеркнул: апокалипсис, архангелы и дьявол. В конце первого действия Максудов уже было затянул на шее петлю, но отвлекается на пение у соседей. «Батюшки! «Фауст! — подумал я. — Ну уж это действительно вовремя». И тут стучат в дверь: в образе Мефистофеля является издатель Рудольфи. Во время встречи Максудова с основоположником Станиславский появляется со дна преисподней. Спектакль о дьявольском искушении вышел желчным, печальным и, прямо скажем, флегматичным. Фирменную фоменковскую театральность в нем потеснил нарратив; комические сцены тяжеловесны и не смешны. И если вы еще раздумываете, бежать ли на премьеру сломя голову, посоветую подождать: репертуарный театр обладает ангельским терпением, спектакли в нем идут годами — и годами растут.

6
0
7
Svetlana Fishman
118 отзывов, 249 оценок, рейтинг 397
20 ноября 2012

Смотрели вчера в большом зале на новой сцене.
От первой половины первой части - "литераторы" - клонило в сон, освещение усиливало желание закрыть глаза - яркая лампочка в темноте явно нервировала не меня одну. Но когда действие наконец перенеслось в театр, мы порадовались, что не поддались искушению вздремнуть, и были за это вознаграждены.
В целом понравилось, но на мой взгляд, это все же был хороший спектакль, а не "мистификация" . Впрочем - каждому свое, так - в финале, когда Пирогов начал читать строки "второго романа", дама, сидевшая рядом с нами, прошептала "Прелесть! Прелесть!"...
p.s. отдельно хочется сказать, что нам очень повезло, что тетушку Ивана Васильевича играла сама Максакова, спасибо.
p.p.s. голос Пирогова стал подозрительно напоминать тембр Ливанова (Холмс), в темноте казалось, что сейчас увидим именно его )).

2
0
9
Tatiana Che
128 отзывов, 210 оценок, рейтинг 227
18 сентября 2012

Замечательно! От начала и до конца. Каждый жест, каждая мизансцена, каждый актер. Очень смешно и очень печально, очень просто и очень глубоко.
Когда идешь на спектакль с продолжительностью более двух часов, испытываешь определенные опасения в сторону монументальности и затянутости. И это совсем не потому, что я люблю эрзац и клипы, просто жаль отдавать свои carpe diem в угоду чьей-то манерности или величию. Этот спектакль - однозначное исключение.
Кирилл Пирогов - большая умница и достойный приемник Фоменко. На этот спектакль идите смело (вдвойне смело, если любите и знаете Булгакова).

0
0
7
oxana63
67 отзывов, 302 оценки, рейтинг 116
24 января 2014

И вот мой второй спектакль в этом театре. Могу сказать, что в целом спектакль понравился, да и каков первоисточник. Второе действие смотрится на одном дыхании. Но... Но если господин Пирогов не прекратит свои актерские искания и режиссерские эксперименты, то спектакли рискуют окончательно скатится в сторону интонационных постановок. Когда на сцене находится только Пирогов, начинается заунывное повествование, интонации оттягивают внимание от текста, слышится только растянутая речь, которая не позволяет вникнуть в смысл произносимого текста. И как только остальные актеры уподобляются подобной манере исполнения, хочется заснуть. Обидно, ведь Кирилл Пирогов прекрасный актер, вывод делаю исключительно основываясь на его работах в кино.
Опять же повторю, спектакль мне понравился. Некоторые сцены были просто блистательны. Актеры замечательные. Великолепный Литовченко. Пожалуй, данный спектакль изменил мое мнение о театре в положительную сторону.

0
0
7
_Shunia_
42 отзыва, 119 оценок, рейтинг 52
6 ноября 2012

В поисках идеального спектакля. Идеальный театр - это конечно Мастерская Петра Фоменко. А вот с идеальным спектаклем не могу определиться. (Такой, который хочется посмотреть еще раз, который можно без колебаний порекомендовать друзьям и знакомым, который идет в настоящее время). Надеялась, что это будет Театральный роман (новый спектакль, по одному из любимых романов любимого автора с прекрасным актерским составом). Посмотрела дней десять назад с большим интересом, а второе действие - с удовольствием. Сидела в амфитеатре (проверено, если места близко, то в этом театре попадаешь под сильное воздействие того, что происходит на сцене, и не можешь объективно воспринимать происходящее). Некоторые сцены (впрочем, об этом тут уже написали) просто блестящие. Очень понравился Максим Литовченко, Марлен Джабраилова, Никита Тюнин, да практически все актеры замечательно играли. Но чего-то не хватило...Надеюсь, что со временем "Театральный роман" достигнет совершенства. А пока лучшим для меня все-еще остается "Таня-Таня" (правда у фоменок он давно уже не идет).

1
0
5
Геннадий Колосов
47 отзывов, 192 оценки, рейтинг 50
31 января 2014

Я знаю радость печатного слова.

Первое очное знакомство с театром "Мастерская Петра Фоменко" не могу назвать удачным. Спектакль погрузил меня в дрему на десятой минуте. И это повергло меня в шок, тихий, сладкий шок...
В те моменты когда на сцене присутствовал только Максудов, Морфей царствовал. Когда же на сцене существовало больше одного актера, то становилось интересно и сон спадал с моих ресниц. Рваный ритм представления не давал погрузиться ни в состояние сна, ни в состояние бодрствования полностью. Спектакль как-то отдаленно, сквозь сон, напоминал произведение Михаила Афанасьевича, хотя текст воспроизводили практически дословно. Но если слова те же что и в романе, чего не хватает? А не хватало именно той самой иронии Булгакова. У актеров была самоирония, но вот иронии, или даже сарказма, по отношению к Великому Русскому Репертуарному Театру, на мой взгляд, не было. Затянутость спектакля не соответствует динамике повествования романа. Иногда было просто скучно. Здесь я вспомнил, что не видел ни одной удачной постановки Булгакова на театре. Успокаивало только то, что могу в любой момент перечитать "Театральный роман".

6
0
5
Сергей Мазовецкий
17 отзывов, 182 оценки, рейтинг 33
31 мая 2012

Не могу причислить себя к частым посетителям театра. Поэтому можно расценивать мой отзыв как неискушённый.
1. Одна звезда за текст Булгакова
2. Одна звезда за то, что в постановке нет ни одного пошлого момента.
3. Одна звезда за сцену со Станиславским.
Остальное - неплохо, но и не великолепно.
Итого 3 звезды.

3
0
5
Lyudmilkin Туровцева
17 отзывов, 47 оценок, рейтинг 32
9 января 2014

Для меня этот спектакль был пыткой. Почувствовала себя инопланетянином. Рядом все смеются и восторженными глазами глядят на сцену, а у меня в голове крутятся вопросы, зачем этот спектакль, почему сейчас и для кого. Играют хорошо, но видимо само произведение "не моё".

1
0
7
ЕКАТЕРИНА СОБОЛЕВА
12 отзывов, 69 оценок, рейтинг 18
15 октября 2012

К сожалению, довольно скучновато. Игра хорошая, есть интересные сцены, диалоги, но в целом затянуто, особенно первый акт. В какой-то момент начинаешь просто зевать. Возможно для другого театра этот спектакль был бы шикарен, но фоменки могут лучше! Делаю скидку на то, что для Кирилла Пирогова это дебют в качестве режиссера. Как актер он не знает себе равных! Буду надеяться, что только первый блин комом.

1
0
9
ЕКАТЕРИНА ТОРОПЦЕВА
4 отзыва, 7 оценок, рейтинг 6
13 ноября 2012

С картинками - http://lizetta8venski.livejournal.com/213997.html
Это вам не просто классика, что называют классической постановкой, текст один, только действия и актеры разные, это современное искусство. Как вообще можно было придумать изображать театр в театре? Думаю, это довольно оригинальный ход, впрочем, не знаю, придумал ли его Булгаков, по чьему рассказу поставлен спектакль, или режиссер.

Вот лампочка над столом болтается, вот уже главный герой полез вешаться на этой лампочке, но конечно же, не сделал этого, его прервали. Да, а какой акцент делает на этом режиссер с помощью музыки просто бесподобно!

Есть некий портрет главы театра, но оказывается это вовсе и не портрет, а дверь, куда входит его помощница (главы театра) и там заведует во время его отсутствия.

Я очень тороплюсь написать эти строки, т.к. сейчас антракт, и я еще не знаю, что ждет меня дальше, но появившиеся мысли хочется запечатлеть.

Сквозь дождь наш герой наконец пробирается в театр и тут начинается самое интересное. Сделано его появление опять же, очень необычно, но в то же время просто.

Да, еще забавный момент был, когда нашего героя стали посвящать в то, кто работает в театре и тогда вышел в зал персонаж, Бомбардов в исполнении Никиты Тюнина, который и в дальнейшем освящал и зрителей, нашего героя о различных профессиях и не только. Он стал бегать и показывать и рассказывать кто есть кто.

Далее очень порадовала сцена с окном, где продаются билеты, точнее, окно было просто как предмет для передачи эстафеты от одного другому желающему приобрести или получить билет просто так.

Да, скажу вам - стоять это мучительный труд, но я сама себя подвергла на такую жертву и очень этим довольна!
Не буду отвлекаться все же, вдохновившись этим спектаклем, я как и его режиссер, общаюсь с вами вот так напрямую. И вот что было дальше, вдруг откуда ни возьмись, появился Бомбардов, рассказчик, уже наверху, на балконе, лежа на перекладине, и опять рассказывал о людях, но теперь уже о тех, кто стоял в очереди у передающегося окошка.

Далее наш герой идет наконец показать свою пьесу одному из главных мэтров этого театра, и все его даже боятся. Думаю, что герой ожидал другого поворота событий, но пьесу его взяли не сразу, точнее, взяли все-таки, но с многочисленными исправления. Чтобы не затягивать свой рассказ и не посвящать во все детали, скажу лишь о персонаже Иване Васильевиче, образ сделан очень интересный, с одной стороны, интеллигентный, с другой стороны, сразу говорит правду и постоянно выдает забавные шутки.

Постановка меня поразила своей живостью и реальностью происходящего. Своеобразный юмор, где используется повторение слов, прерывание основных действий, например, звонками и при этом девушка эта печатала роман нашего героя, Сергея Леонтьевича.

В итоге, в связи с невыдерживанием всех этих переделок своей пьесы, Сергей Леонтьевич не выдерживает, и также не выдерживает критики, которую высказывают все работники театра, собравшись, что ли, на совет, и писатель просто начинает высказывать свои мысли Бомбардову по поводу всего этого беспредела, буквально крича о своих эмоциях, а в это время все остальные театралы застывают как бы на месте, но при этом 2 действующих лица постоянно их то толкают, а потом поднимают, то делают что-то с их частями тела, например, поднимая, опуская, в чем тоже заключается своеобразный режиссерский ход. Вот так странно и нелепо все заканчивается.

Я была очень рада попасть на этот спектакль и посетила бы его еще не один раз!
©Lizetta Venski

1
0
9
Brigitte Bardot
7 отзывов, 11 оценок, рейтинг 5
28 января 2014

Смеялась от души! Очень веселая игра актеров и интересная живая постановка. На это действительно стоит сходить!

0
0
7
Stankovna
9 отзывов, 29 оценок, рейтинг 3
14 октября 2013

Спектакль понравился,очень рада,что посмотрела. Остроумно,смешно,оригинально.Первый акт показался немного затянутым,но от второго я осталась в полном восторге,глаз не могла оторвать!хотелось смотреть и смотреть!Постановка,игра актёров-всё было на высшем уровне,именно так,как должно было быть.спасибо за спектакль!

0
0
7
Alexander Fokin
1 отзыв, 21 оценка, рейтинг 3
12 июля 2012

Перефразируя классика, можно сказать так: мне понравилось, а те, кто не знает, КАК фоменки могут, вообще в восторге.

3
0
9
Maria Raczynska
5 отзывов, 7 оценок, рейтинг 2
7 октября 2014

Вчера сходили в "Мастерскую П. Фоменко" на "Театральный роман". Алчная подруга убедила меня взять билеты на последний ряд балкона, и с биноклем он внезапно оказался очень даже ничего. Кроме цены, у него есть и другие преимущества: во-первых, своя собственная дверь к туалету и гардеробу, во-вторых, первый ряд балкона находится заметно ниже, так что перед тобой нет никаких голов.
В целом, я как-то прямо кожей ощутила, почему Фоменко считается таким хорошим театром! Давно я не испытывала в театре такого бесхитростного удовольствия. Смотришь постановку, и все в ней, ну, просто очень хорошо. Поставлено и с выдумкой, и без чрезмерности. Не испытываешь никакой неловкости ни в какой момент. Сценография и не скучная, и не отвлекает. Спектакль очень длинный (3 часа), но совершенно не затянутый. Играют все прекрасно. Мой личный фаворит - литератор Рудольфи: в романе говорится, что он был похож на Мефистофеля, но вы даже не можете представить себе, насколько эффектно это подано в спектакле! Ревизороподобная сцена в конце спектакля - тоже фантастика и блеск. Сюжетные решения не бесспорные, но хорошо обоснованные: история автора в постановке превращается в историю самого Булгакова, который в финале приступает к сочинению "Мастера и Маргариты" - ну ок, надо ведь все-таки переделать в спектакль роман, к тому же незаконченный. Непременно схожу еще раз.

1
0
1
Alex Motin
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 1
26 октября 2015

Очень люблю произведения Булгакова. Именно этим был обусловлен мой выбор спектакля. Был полностью разочарован. Посредственная игра актеров. Когда главный герой оставался на сцене один и монотонно бубнил заученный текст и вовсе клонило в сон. Как можно было так испортить произведение классика?! НЕЛЬЗЯ ТАК ИГРАТЬ БУГАКОВА! Где ирония? Где паузы? Весь спектакль - это как хороший анекдот, криво пересказанный человеком без чувства юмора на скорую руку. НЕ ВЕРЮ!

0
0
9
Алексей Кувшинников
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
20 ноября 2012

Смотрел 19.11.12. На одном из ТВ каналов Дмитрий Певцов как-то привел тезис М.Захарова о том, что только 10% процентов зрителей в зале понимают происходящее на сцене, а остальных можно обмануть. Так вот на этом спектакле никто никого не обманывал и не пытался даже этого сделать. Никто не кривлялся, не визжал и не штамповался. Все пахали, сцена и зал жили одной жизнью с самых первых секунд. Даже моргать было некогда, хотелось и хотелось это видеть!
Не самым лучшим образом выглядел только "певец", который вышел в ТАКОЙ команде и в ТАКОМ местес тем же набором эмоций, с которым он утром одевает носки. Это было самое яркое серое пятно. Научите его, хотя бы портянки мотать!
Плохо было со зрителем. Он ржал и хихикал там, где надо было не просто смотреть и слушать, а впитывать всеми нервами. Это напоминало запись "Аншлага" на ТВ. Актеров от такого восприятия похоже здорово "колбасило", лично мне было стыдно перед ними. Из-за этого дурдома все овации оказались смазаны.
В целом - хочется сказать огромное СПАСИБО! Такие работы дают силы для сохранения веры ....

1
0
9
Igor Nekrasov
1 отзыв, 3 оценки, рейтинг 0
28 февраля 2013

Волшебно! Масса положительных эмоций, всем и вся рекомендую! Только только из зала .... Ммммм гениально и смешно ;)

0
0