Классическая пьеса Мольера про обманщика Тартюфа была представлена в Театре на Таганке еще в конце 1960-х и уже 40 лет является одной из сильнейших его репертуарных позиций.
Драматический |
12+ |
Юрий Любимов |
4 ноября 1968 |
2 часа 10 минут, 1 антракт |
Всегда с удовольствием хожу на спектакли Московского Театра драмы и комедии на Таганке
На этот раз я выбрала легендарный "Тартюф"
Потому что вдруг поняла, что всегда старалась пойти на премьеру, а вот спектакли выдающегося Юрия Любимова оставила без внимания.
А «Тартюф» как раз один из самых прославленных любимовских спектаклей, котоому буквально в следующем году стукнет 50!!!
Только представьте, насколько длинная жизнь у спектакля!
И вот я в зале, и в ожидании начала, рассматриваю оригинальные декорации.
И лестницу, ведущую со сцены в зал.
Оказалось, впрочем, что это лестница из зала на сцену :)
Именно по ней поднимались актёры, участвовавшие в спектакле.
Оригинально. Вообще, во всём, что касается сценографии, много оригинального. Мне понравилась идея с декорациями,
когда актёры как бы выныривают из портретов и скрываются внутри них.
Мне понравилась игра почти каждого актёра в отдельности. Это в самом деле отлично сыграно! И я никак не могла понять, почему спектакль в целом меня не задел..
Это было грустно и досадно.
Видимо, я, настроившись на "Тартюф", оказалась не готова к тому, что увижу игру в "Тартюф".
Да, да. Этот спеткаль изобилует отступлениями и вкраплениями современного. Актёры постоянно намекают на то, что происходящее на сцене всего лишь игра. С одной стороны, я понимаю эту попытку осовременить спектакль, но с другой... я чувствовала себя на театральном капустнике, который, конечно, смешной и полон неплохой сатиры, но..
не глубок, а местами и слишком прямолинеен. Что, впрочем, не помешало мне таки посмеяться некоторым шуткам и полюбоваться игрой любимцев.
И, пожалуй, мне нужны теперь другие спектакли Юрия Любимова, чтоб по достоинству оценить величие этого режиссёра и человека.
Я очень редко ухожу с постановок... бывает плачевный сюжет, но игра актеров заставляет тебя досмотреть его до конца, но здесь отличный материал, который,по-моему мнению, не смогли преподнести, просто прочли с выражением. Рекомендовать постановку не буду.
Может быть я далека от театрального искусства, но данный спектакль я вообще не поняла. Через 5 минут после начала захотелось встать и выйти. Полный шлак. Все действие в стихах, ничего не понятно. Разочарована. Скучно. Декораций практически нет. Полный бред короче.
Записки дилетанта.
№ 35. Театр на Таганке. Тартюф (Ж-Б Мольер). Режиссёр Юрий Любимов.
Спектакль «по-французски» от Юрия Любимова.
Поводом повеселиться и актёрам и зрителям на этот раз послужил Мольеровский «Тартюф», один из самых известных спектаклей во всём мире и идущий с неизменным успехом на Таганке вот уже полвека (в 2004 году состоялся тысячный). В чём секрет?
Сюжет достаточно прост: в добропорядочную зажиточную семью под личиной «святоши» проникает мошенник, втирающийся в доверие главе семейства Оргону настолько, что тот готов выдать за него замуж свою единственную дочь Мариану и завещает всё своё имущество, попутно проклиная и выгоняя на улицу сына, пытающего вывести Тартюфа на чистую воду. Целью Тартюфа является также и жена Органа Эльмира, к которой он пристаёт самым беззастенчивым образом. Самым трезвым человеком препятствующая козням оказывается остроумная и смелая горничная Дорина, оказывающая страстное сопротивление мошеннику. Наконец, приходит время срывать маски и вся семья находится под угрозой оказаться нищими и на улице. Но в последний момент «Богом из машины» оказывается король, восстанавливающий справедливость и карающий зло. В настоящей жизни зло никогда не наказывается так быстро и полно, но в сказке для взрослых – пожалуйста.
Реверансы в сторону «власти» - неизбежная дань и у Мольера и у Любимова (комедия запрещалась и несколько раз переделывалась, и Мольер отстаивал её у короля в «Прошении»). У первого по тексту именно справедливый и всемогущий король неожиданно приходит на помощь, осуществляя правосудие и наказывая виновных. У Любимова неизбежный «надзор» обыгрывается нахождением на сцене двух представителей высшей власти: короля и кардинала, глядящих на происходящее из золочёных рам, расставленных по бокам сцены. Причём начинаются оба действия и заканчивается спектакль именно с коленопреклонения труппы перед его Величеством, рассчитывающей на благоразумие и справедливость «правителя». Хотя для советских времён это стоит признать необязательным юмором на грани фола.
Но тем не менее никаких других политических аллюзий в этом спектакле больше нет, чистая классика, не перестающая быть по-любимовски озорной, развесёлой, хулиганской. Актёры поднимаются на сцену проходя через зал и рослый бабник Тартюф (в исполнении Сергея Трифонова) по пути не забывает обнять и потискать симпатичных зрительниц, заряжая с самого начала зрителей хорошим настроением. В гомеопатических дозах в репликах героев присутствовали и намёки на современность: один раз зазвучал речитатив в стиле «рэп», в другой раз были упомянуты доллары… Были и удачные разговорные экспромты с залом (снова Сергей Трифонов).
Удачной находкой явилось сценографическое решение: на сцене расставлена галерея портретов (или характеров) - это персонажи, изображённые в полный рост, сквозь которые и вещают актёры. Это своего рода социальные маски, которые примеривает на себя каждый. Расставлены они не случайно – портреты переставляют, меняя экспозицию и главенство персонажей: если это полукруг, то «главным» является тот, кто в центре, если по диагонали, то власть за тем, от кого уходит «перспектива». За время спектакля Оргон и Тартюф таким образом меняются местами. Подсветка подчёркивает персонажей, расставляя акценты - простой и эффектный приём, когда всё сразу становится понятно. Стоит также отметить безупречные и красивые костюмы из эпохи Людовика XIV.
Характеры персонажей воплощены на сцене именно такими, какими ждёшь их увидеть, с добавлением фирменных любимовских шуток, простоты и энергичности, которые заставляют смеяться зрителей: Оргон своеволен, капризен и упрям в своём витании в облаках, бойкая Дорина сообразительна и решительна, оказываясь прозорливей своих инфантильных хозяев, Эльмира мягка, обворожительна, но хитра, лицемерный Тартюф самодоволен, пронырлив и похотлив. Хорошо запоминается шутливо-сексуальная сцена соблазнения Эмилии Тартюфом с хватанием за грудь, двусмысленным стоянием позади возлюбленной и «бесконечным» шнуром от корсета, который всё никак не развязывается. Не зря на программке стоит «12+»…
Единственным неудавшимся местом стоит признать затянутую на несколько минут «ускоренную перемотку» первого акта в самом начале второго, сопровождающаяся громкими визгливыми звуками и быстрыми движениями актёров, движущихся задом-наперёд. Ускоренная и должна быть ускоренной, минуты было бы вполне достаточно, но не больше.
В целом, как и другие спектакли Любимова Тартюф оставляет ощущение яркого красочного праздника с элементами строго дозированного хулиганства, лёгких проявлений сексуальности, а также тонкой иронии, витающей в воздухе. Кажется, что вот он, эталонный русский театр, настоящий, весёлый и самобытный.