Драматический |
18+ |
Сергей Потапов |
2 часа 40 минут, 1 антракт |
Несколько дней тому побывали на спектакле "Тарас" в Балтийском доме, и все эти несколько дней я периодически о нём думала: с одной стороны, мне не близки никакие тексты "по мотивам", хотя театр и кинематограф в принципе склонны отвергать литературное - им всегда либо чего-то не хватает, либо что-то кажется лишним. С другой стороны, почему бы и нет, от трактовок оригинал ничего не теряет, а иной раз и приобретает, а режиссёр Сергей Потапов так честно и сказал в каком-то интервью, что это не Гоголь, а (это я уже продолжаю от себя) магический реализм, чистое визионерство и рассуждения о судьбе ницшеанского сверхчеловека, который, поднявшись на вершину, обнаружил себя в одиночестве и космической пустоте (мне это, опять же, всегда представлялось чистым теоретизированием, поскольку, хоть в совершенстве и кроется особого рода печаль, всякий человек смертен, а потому и не совершенен). Что понравилось безоговорочно, так это взгляд на любовь как на силу не противостоящую насилию, а, напротив, сугубо демоническую: гоголевская панночка, непрописанная в повести совершенно, как и все женщины у Гоголя, просто какой-то абстрактный красивый и нежный ребёнок, в спектакле становится злобной мстительной ведьмой, чистой красотой без души, и за красоту эту, а не за отсутствующую душу, Андрий отрекается и от отца, и от товарищей, и от отечества, и никакой морали из этого не следует, кроме, в общем-то, той, что безумие в принципе сильнее любой морали и любой, самой уверенной логики. Рекомендовать пойти буду тем, кто любит мистерии, эксперименты, ну и замечательных актёров - многие образы в спектакле
совершенно незабываемы..