Была на премьере "Судьбы..." 9 апреля 2015 года, за месяц до торжеств по случаю 70-летия Великой Победы. Странно читать рецензии тех, кому спектакль показался скучным и затянутым. Да, война - не веселье, не балаган. Спектакль долгий, но он поставлен не по одной конкретно взятой пьесе, а состоит из шести фрагментов. Это масштабная инсценировка по произведениям писателей-фронтовиков (кроме В.Мотыля) - Василия Гроссмана ("Жизнь и судьба"), Виктора Некрасова ("В окопах Сталинграда"), Виктора Астафьева ("Прокляты и убиты"), Юрия Бондарева ("Берег"), Василя Быкова ("Сотников"), Булата Окуджавы и Владимира Мотыля ("Женя, Женечка и «Катюша»"). Недаром подзаголовок спектакля так и звучит: "Шесть мелодий войны".
Каждый фрагмент спектакля смотрится буквально со слезами на глазах. До глубины души меня поразила роль народной артистки России Алины Покровской, играющей мать главного героя Штрума в отрывке из "Жизни и судьбы" Гроссмана. Но есть и весёлые моменты - например, Женька из "Жени, Женечки и «Катюши»" (прекрасная роль молодого актёра Евгения Безбога). Отдача актёров на сцене, искренне проживающих свои роли, их костюмы, декорации, работа звукорежиссёров, свет - всё на высоте. Дополняли атмосферу звучавшие песни военных лет и кинохроника на экранах в зале.
На премьере в зале, буквально в 2-3 рядах впереди от нас, присутствовали актёры Театра Российской армии - Людмила Чурсина и Владимир Зельдин с супругой.
Кульминацией спектакля стал выход на сцену с монологом народного артиста России Александра Алексеевича Петрова, которого зал, аплодируя, слушал стоя. В начале Великой Отечественной войны Петров добровольцем ушёл на фронт, участвовал в составе 137-го полка связи в Сталинградской битве, в освобождении Одессы, Праги, взятии Вены, Будапешта, дошёл с боями до Германии и Югославии. Награждён многими орденами и медалями.
Странное варево из нескольких произведений. Очень затянуто. Действие буксует. Режиссер слабо справляется с пространством сцены. Эклектика в сценографии. Местами плохой звук. Типичный "датский" спектакль. И все отговорки: "это скучно, потому что про войну" не выдерживают критики. А почему у Льва Додина нескучно?!
Спектакль представляет собой несколько историй о войне. Точнее, о жизни людей во время войны. Самых разных людей.
Это и истории с фронта, и с оккупированных территорий, и из жизни в Москве. И даже из жизни в Германии. Истории эти по мотивам произведений о войне. "Прокляты и убиты" В. Астафьева, "Берег" Ю. Бондарева, "Сотников" В. Быкова, "Жизнь и судьба" В. Гроссмана, "В окопах Сталинграда" В. Некрасова, "Женя, Женечка и “катюша”" Б. Окуджавы и В. Мотыля.
Но почему вдруг "Судьба одного дома"? Да, потому что начинается всё 22 июня 1941 года в одном из обычных домов, каких были миллионы.
Домов, олицетворяющих один наш общий дом - Родину. Так что да. Это судьба жильцов одного дома. Судьба наших с вами родственников и знакомых. Наша с вами судьба.
И состоит это рассказ из шести разных историй.
Оглушенные восторгом после спектакля, мы шли в метро и подсчитывали, сколько же их было этих историй. Вспомнили все шесть. Хотя в спектакле они превратились в одну непрерывную цепочку повествования.
Удивительно, как чётко, последовательно и гармонично выстроено действие. Все истории разные, но как бы цепляются одна за другую, всё больше набирая темп и повышая градус сопереживания.
Началось всё вообще как обухом по голове историей двух мальчишек. Мальчишек, которых безжалостно уничтожил маховик системы.
Шок от увиденного не сразу позволил осознать весь масштаб катастрофы. Осознание пришло позже. И стало ещё страшнее.
Но пока, я увлеченная калейдоскопом происходившего на сцене, отодвинула на задний план произошедшее в первой истории. И с любопытством наблюдала за происходившим далее. С удивлением отмечая, что это не просто истории о военной жизни, это истории о людях, об их выборе, об их действиях в той или иной ситуации.
И всегда невольно ловила себя на том, что примеряла каждую ситуацию на себя.
А как бы поступила я? Что бы выбрала я, окажись в такой же ситуации?????
Ох, это непросто, друзья мои. Каждый раз это был очень непростой выбор и очень непростой разговор с самим собой.
Очень скоро я вообще как-то забыла, что я в театре, и что всё происходящее перед глазами - спектакль. Насколько переплелись сцена и мои внутренние ощущения.
Единственное, о чём я точно помнила - это как ждала появления Алины Покровской.
смотрела в её глаза, наполненные слезами, и не могла отвести взгляд. Мои собственные слёзы точно так же застыли в уголках глаз, не в силах скатиться по щекам. Словно замёрзли. Замёрзли от осознания ужаса всего, о чём говорила её героиня.
Браво!
Можно бесконечно долго описывать достоинства спектакля.
Продуманные декорации, поразительные спецэффекты от взрывов снарядов до настоящих грузовиков, легко проезжающих по этой уникальной сцене.
Здесь множество интересных сценических приёмов. Хорошо подобранные костюмы.
Но я хочу показать только одну картинку. Которая у меня самой долго не выходила из головы.
Картинка с виселицей. Где каждая верёвка - это как бы язык колокола.
Это настолько мощный образ, о значении которого можно рассуждать часами.
Скажу только одно. Каждая жизнь, которую унесла с собой эта безжалостная война, она не была напрасной. Она услышана! Мы, каждый из нас слышим и помним каждый голос, каждый колокол!
Про этот спектакль можно рассказывать долго. Приводить десятки доводов, ЗАЧЕМ идти его смотреть. Смотреть с повзрослевшими детьми, способными уже хоть частично понять происходящее на сцене.
Потому что спектакль - это какая-то мощнейшая терапевтическая штука, проверка прежде всего себя самого на моральную зрелось.
А ещё здесь очень тонко показано, что все мы разные. Но у каждого из нас есть шанс в любых условиях остаться человеком. Главное - сделать этот выбор - быть и остаться человеком.
Сходите в театр!
Авторы спектакля объединили 6 произведений. Это и достоинство спектакля, но одноврмененно и недостаток.
Достоинство - так как война показана с разных сторон. Тут и подвиг, и предательство, и бессмысленные жертвы, и трагические ошибки командования, и забавные случаи, и трагизм оставшихся на оккупированных территориях, да и в тылу были свои "бои". Война освещена если не со всех сторон, то со многих.
Но и времени на каждую историю не так много. В итоге кусочки историй, штрихи портретов, вырванные эпизоды. Только ещё с Сотниковым разговор был, а на сцене уже Колышкин. Не успеваешь проникнуться персонажами, а актёрам не даётся достаточно времени, чтобы развить персонажа.
Каждый раз переключаешься на новую историю.
Буквально первая же история - и комок в горле. Братья Снегирёвы - такие милые, такие забавные телкИ. И развязка, в которую до конца никто не верит. Очень понравились Ярослав Бережнов и Иван Гришенков. Последнего запомнила по "Похищению" - очаровательный мим был. А тут совершенно другая роль. Я даже и не узнала, пока на сайте не посмотрела состав.
Замечательный Колышкин - Дмитрий Ломакин.
Запомнился Рыбак со своей жаждой жизни - Сергей Иванюк.
Хороший Максим Чиков в роли молоденького лейтенанта, которому предстояло совершить прорыв. Тот же Андрей Егоров как противовес лейтенанту-интеллигенту - но тоже не так много реплик или ситуаций раскрыть персонажа. Фарбер - Александр Рожковский. Сам "прорыв" тоже скомканный..
В завершении история о любви с немкой за считанные километры до Берлина. И немка замечательная - достоверная,а не карикатурная - в исполнении Марии Оамер, и её возлюбленный - Константин Днепровский. опять же - времени раскрыть историю нет.
Наверное, в этом тоже что-то есть - события в войну также менялись калейдоскопом.
Но мне хотелось побольше узнать персонажей, занимавших позиции под Сталинградом, больше хотелось проникнуться чувствами людей, которых захватила любовь, невзирая на то, что они по разные воюющие стороны...
Конечно, истории про войну и больше мужских персонажей, но самая трогательная и запоминающаяся сцена - чтение письма матери сыну в исполнении Алины Покровской. И столько тут достоинства и трогательности!
Я не всех понравившихся указала тут, в том числе и из-за слишком большого числа персонажей.
В Театре Российской армии много необычных спектаклей, «Судьба одного дома» - один из них. Необычен он в первую очередь тем, что поставлен не по одной пьесе, а по целому ряду: «Прокляты и убиты», «Берег», «Сотников», «Жизнь и судьба», «В окопах Сталинграда», «Женя, Женечка и “катюша”». Эти произведения написаны теми, кто побывал на войне, поэтому они особенно ценны. На спектакль многие приходят с детьми, и я тоже взяла дочь. Думаю, 12-15 лет – самый лучший возраст для восприятия, младшие просто не высидят так долго.
Спектакль начинается с того, как девушка-корреспондент берет интервью у жителей во дворе, кто-то из них только закончил институт, а кто-то уже видный ученый, кто-то заслуженный ветеран, а кто-то простой учитель. Но жизнь каждого из них меняет война. Многим приходится выбирать – между чистой совестью и смертью или забвением, между безоговорочным выполнением приказа и чувствами, между долгом и часто несправедливыми законами. Именно в таких ситуациях задумываешься: чего стоит одна жизнь, десятка, сотни или тысячи человек.
Здесь мы видим и мальчишек, которые по глупости убегают в родную деревню за едой, и пойманных партизан, и фронтовой роман, и дошедших до Берлина солдат.
Особняком стоит судьба профессора, открытие которого сначала не признали, а потом сам Сталин его оправдал. Но для того, чтобы стать своим в интеллектуальной элите Москвы, ученому приходится подписать донос на своего родственника. Он понимает, что от этого решения завит не только его будущее, но и его семьи.
Больше всего меня растрогала история его мамы (Алина Покровская), попавшей в оккупацию. Она пишет письмо своему сыну, понимая, что ответ к ней не дойдет, да и не доживет она до него. Её, как и всех евреев сначала отправляли в гетто, а потом в концентрационные лагеря.
В спектакле интересная сценография – декорации в виде разрушенного дома, в разных частях которого происходит действие. Несколько раз на сцену выезжает машина, а во втором акте много пиротехники, даже «катюша» дает залп.
Истории почти все грустные, много потерь и смертей. Но во втором акте есть уморительно смешной момент, даже стало любопытно, если ли он в оригинальном рассказе, но, чувствую, это режиссёрская находка.
В постановке занято много артистов, многих я уже знаю. Это Сергей Колесников, Константин Денискин, Роман Богданов – все они играют по несколько персонажей. А в конце спектакля выходит Александр Петров – старейший артист театра и рассказывает свою историю о том, как он ушел на фронт добровольцем. Дочь зацепил именно этот момент, потому что он как раз и придал реальность всему, что происходило на сцене.
Так что пока еще есть возможность, обязательно посмотрите «Судьбу одного дома».
Лет с 20 не смотрю ни спектакли, ни фильмы про войну, не читаю книги о войне. Почему? А все просто - очень тяжело. Я настолько все пропускаю через себя, что потом не могу спать, буквально становлюсь больной. Но после одного из спектаклей ЦАТРА "До режиссера", когда Владимир Еремин рассказал про спектакль "Судьба одного дома", дочь загорелась его посмотреть. И вот удача - приглашение от сообщества "Москультура". Это судьба!
Состав писать не буду, так как там чуть ли не вся труппа театра занята.
В прологе спектакля перед нами открывается многоэтажный дом сталинской постройки. Множество веселых людей, одетых по моде 30-40 годов. И молоденькая журналистка, берущая интервью у студента Жени Колышкина, физика Штрума, учителя Сотникова, военного офицера Щуся... Шесть персонажей, как будто живущих по соседству в одном доме. Перед каждым впереди яркая и блестяща жизнь, светлое, полное надежд будущее... Могло бы быть. Но это не простой день, это 22 июня 1941 года. И будущее всех этих людей меняется безвозвратно. А у кого-то этого будущего просто не стало.
Потом нам показали 6 историй, происходящих от осени 1941 года до мая 1945 года. 6 историй по 6 произведениям известных авторов. Не просто произведений, а написанных по реально происходящим событиям. И вот осознание именно этого факта - все это было на самом деле - переводит спектакль в совсем иную плоскость. Еще в школьные годы я читала 4 из этих 6 историй. Но потрясли меня до глубины души именно сейчас, во взрослом возрасте. До комка в горле, до слез, до дрожи в пальцах. Страшно!
Я в начале упомянула, что Владимир Еремин рассказал немного про этот спектакль. А рассказал он о том, что на спектакль приходили ветераны ВОВ и после просмотра писали возмущенную петицию, что этот спектакль порочит Советскую армию, Советский народ и накладывает тень на победу в ВОВ. Вроде как такого не было и не могло быть. А я считаю, что было! Мой родно дед погиб на Курской дуге, уйдя на войну добровольцем, оставив беременную жену с 4-мя детьми. И по рассказам мамы я знаю изнанку этого поступка (здесь о нем писать не буду). Вокруг каждого подвига много грязи и изнаночной стороны. Подвиг - это не только героизм, блеск орденов и слава. Подвиг, это еще и страх, ужас, безысходность и покалеченные судьбы других людей. И чтобы люди шли на подвиг иногда применялись совсем нечеловеческие методы показательного устрашения, как в первой истории "Прокляты и убиты" или в 5 истории "В окопах Сталинграда". А какова цена подлости? Именно этот вопрос ставит перед нами 2 история "Жизнь и судьба", особо сильно тронувшая лично меня. И не менее сложный вопрос задает 3 история "Сотников": что выбрать - выжить любой ценой, чтоб продолжить воевать или остаться "чистым" до конца, сложив голову? Есть ли место чувствам во время войны? На этот вопрос зрители пытаются дать ответ при просмотре 4 и 6 истории.
Разные вопросы, на которые у каждого свой ответ. И даже если нам кажется, что мы можем дать этот ответ, совершенно не факт, что, не дай бог, случись подобная ситуация с нами, мы поступим в соответствии с этим ответом. И страшно именно от осознания того, что всем во время войны каждый день приходилось искать ответы на подобные вопросы, продолжать жить, стараясь остаться человеком.
Этот спектакль, на который ДОЛЖНЫ учителя вести детей, от первого до одиннадцатого класса. Просто в обязательном порядке! Этот спектакль может помочь подрастающему поколению сохранить в себе чуть больше человечности, порядочности.
Как уже писала, сильнее всего меня тронула история "Жизнь и судьба". У меня реально тряслись руки, катались слезы и сердце просто грозилось выпрыгнуть из груди. Нет, в нем не было особого треша и динамики. Но была страшная история целого народа - еврейского. История, в которой без надрыва, без пафоса, спокойным голосом великолепная актриса Алина Покровская говорила о таких страшных вещах, о которых даже думать больно. О подлости, предательстве, бездушии не фашистов (об этом уже привычно знать), а тех, кто живет рядом. Соседей, родственников, друзей. Начинаешь понимать, что любой человек, живущий рядом, может оказаться монстром. Только в просто обличии соседки "тети Маши" или приятеля "дяди Пети". И примиряет с этим только то, что также неожиданно совершенно чужой человек может оказаться Человеком, которые невзначай придет на помощь и поддержит, рискуя пострадать сам. И снова выбор - потерять дело всей жизни, жизнь не только свою, но и своей семьи, или сделать маленькую подлость, которая, на первый взгляд, не принесет прямого вреда никому. Многие ли смогут честно перед собой сделать подобный выбор? Честно, я не смогла дать самой себе ответ на этот вопрос. И тем страшнее и трогательнее был этот рассказ, чем спокойнее был тон Алины Покровской. На последнем монологе актрисы даже ее партнер по сцене Роман Радов не смог сдержать слез...
Мне кажется, это один из самых сильных спектаклей театра. Серьезный, проникающий в самое сердце. Это урок памяти для всех!
Мне кажется, это один из самых сильных спектаклей театра. Серьезный, проникающий в самое сердце. Это урок памяти для всех!
Борису Морозову удалось поставить спектакль, который без пафоса и ненужного надрыва говорит о том, о чем говорить не принято. И это особенно ценно. Ну и возможности сцены ЦАТРА позволили реализовать просто феноменальное оформление сцены. Здесь и огромный остов многоэтажного дома, и противотанковые ежи. И проезжающий грузовик, и стреляющая Катюша, и взрывы бомб. Все практически натурально. Очень впечатляюще. Ну и актерская игра на самом высоком уровне!
Спектакль произвёл на меня глубокое, неизгладимое впечатление. Постановка включает в себя шесть разных военных историй, позволяет зрителю увидеть войну с разных сторон и в разных тематиках: сталинские репрессии, расстрелы молодых солдат и их последняя встреча с ни о чем не подозревающей матерью, еврейские гонения, вопрос бессмысленности военных жертв и многое другое.
Положенные в основу спектакля новеллы воспроизведены в хронологическом порядке: начиная битвой под Москвой и заканчивая взятием Берлина, что только усиливает впечатление от спектакля и позволяет сгладить первые морально тяжёлые сцены. В спектакле нашлось место и юмору, и любовной линии.
Сценография спектакля прекрасная: настоящий грузовик, воссозданные «Катюши», полноценное трехэтажное здание. Поражает также и акустика: взрывы, запуски ракет.
Могу сказать, что не смотря на длительность спектакля - 3,5 часа, время пролетело незаметно, не было усталости или ощущения скуки. Эта постановка позволяет ещё раз отдать дань Великой победе и осознать подвиг советского народа. Поэтому я однозначно рекомендую этот спектакль к просмотру.
Идеальный спектакль для 23 февраля или 9 мая "Судьба одного дома". На сцене Театра Российской Армии я увидела его год назад, находилась под сильным впечатлением, в обязательном порядке отправила туда дочь с друзьями, а теперь и сама пришла во второй раз, с мужем, приурочив просмотр ко Дню защитника отечества. Кстати, с появлением станции метро Достоевская, добраться до театра стало проще простого.
Ещё в фойе замечаешь, что зрители - самых разных возрастов - от школьников до людей глубоко преклонного возраста, соответственно и реакции на происходящее на сцене самые разные. В праздничный день сюда пришли целыми семьями, поколениями, с детьми и родителями.
Будни войны, ожившие на сцене, вместе с артистами в этот вечер переживали и прочувствовали и те, кто знает о них не понаслышке, и поколение послевоенных детей, и даже те, кто ещё не знаком с военной прозой. Спектакль поставлен по произведениям разных авторов-фронтовиков, свидетелей тех страшных исторических событий, о судьбах отдельно взятых людей на фоне войны.
Артисты театра психологически тонко передали абсолютную правду характеров и образы советских солдат и офицеров: мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию, порядочность и еще умение не унывать! Но всем известно, что в критических ситуациях люди обнажают не только самые лучшие свои качества и это авторы спектакля тоже не умолчали.
Не буду пересказывать сюжет, поскольку об этом уже много написано в отзывах. Что же касается постановки, театр остаётся верен своим традициям. Игра актёров, свет, звук - это как второе название спектакля - мелодия войны. Механика сцены позволяет задействовать даже тяжелую технику - это масштабно и зрелищно!
Режиссеру БРАВО за финал, монолог ветерана ВОВ Петрова А.А. пробирает до слез...
В огромном зрительном зале почти не было свободных мест, как и не было равнодушных!
Я повторно пытаюсь оставить на сайте театра свой отзыв. Если «модератор» будет его игнорировать, придется прописать впечатления не только на театральных форумах, но и задать вопросы министерству культуры.
Мы с мужем были на спектакле «Судьба одного дома» 12.03.2016г. Шокированы были не только мы, - люди уходили и во время спектакля, и после, уже на улице, мы слышали возгласы возмущения. Некто В. Ерёмин и главный режиссер театра Борис Морозов поставили спектакль на основе отрывков из 6 великолепных произведений о войне. Эпизоды подобраны так, что во время спектакля растет недоумение, - как же так вышло, что эти солдаты, которые идут воевать под дулом НКВД-шников, только и делают что бестолково бегают, регулярно пьют и дерутся, где из двоих попавших в плен солдат один – герой, другой – предатель, как мог народ, где на толпу соседей и знакомых только ОДИН сочувствует судьбе пожилой еврейки в в гетто (пронзительная героиня Алины Покровской), а остальные выстроились в очередь на её жилплощадь и имущество, - как мог такой народ и такая армия победить в самой страшной войне, разгромить мощнейшую военную машину Европы и, кстати, освободить и слабую на историческую память Европу???
И это такой взгляд на войну у театра Российской Армии(!)...
Единственный патриотичный момент спектакля – эпилог ветерана.В театре было много групп детей разного возраста, много иностранцев. Рядом с нами сидела группа девочек –индусок. Было больно и стыдно и за то, какое отношение формирует театр о великой войне и великой стране.