Пьесу Семена Злотникова о злоключениях Льва Николаевича Кошкина у фонтана впервые поставил знаменитый Марк Вайль в ташкентском театре «Ильхом». Прошло почти тридцать лет. Вайль убит, Злотников живет в Израиле, а пьеса, ставшая классикой современной драматургии, наконец добралась до петербургской сцены. В «Буффе» ее поставил режиссер и педагог Театральной академии Геннадий Май.
Драматический |
Геннадий Май |
Ташкентец, ленинградец, москвич, ныне гражданин Израиля Семен Злотников занялся драматургией в середине 70-х и преуспел, по театральным меркам, чрезвычайно быстро. Его ставили Фоменко, Любимов, Вайль — лучшие режиссеры. Впрочем, многие спектакли не доживали до премьеры или закрывались после пары-тройки показов. Советская цензура боялась Злотникова, потому что не понимала его пьес. Сегодня, видимо, многие так же не понимают, иначе не объяснишь отсутствие имени драматурга на афишах. Между тем он создал специфическую эстетику наивного драматургического письма: описывает смешных маленьких человечков в не то чтобы неправдоподобных, но утрированных ситуациях. Это не значит, что у Злотникова нет больших и волнующих идей, но они всплывают исподволь, как бы случайно, органично.
«Сцены у фонтана» — первая большая пьеса Злотникова и одна из лучших. В театре «Буфф» ее переименовали в «Страсти у фонтана», и если вы решите, что это, мол, намек на христианские идеи любви и ненасилия, носителем которых у Злотникова выступает клинический недотепа Лева Кошкин (аллюзия на князя Мышкина), то ошибетесь. В легендарном спектакле Марка Вайля в ташкентском театре «Ильхом» такие намеки были: Виктор Вержбицкий играл Кошкина существом неотмирным, инопланетным, вызывавшим и уважение, и жалость, и некоторую брезгливость. В «Буффе» о спектакле Вайля напоминает лишь одно: сценограф Алексей Уланов уважительно цитирует ильхомовский фонтан в виде цапли. Последнее дело каламбурить насчет фамилий, но что поделаешь, если режиссер Геннадий Май поставил спектакль в легкомысленном весеннем настроении? Впрочем, учитывая жанровую специфику «Буффа», трудно вменять это ему в вину. Анекдотический сюжет о ночной неразберихе в парке культуры с драками и незамысловатым адюльтером, освободившись от подтекстов, вроде обречен был соскользнуть в бездны идиотизма. Но режиссеру как-то удалось остаться на плаву — и не только сообщить спектаклю витальную атмосферу, но и вывести на сцену галерею обаятельных и запоминающихся персонажей. Елена Зубович (Туся) не стала прямолинейно шаржировать «простую русскую бабу», а добавила своей героине черточек вечно нетрезвой богемной хамки — получилось чрезвычайно удачно. Проходят на ура и комические эскапады брошенного женой электромонтера: артист Антон Денисов в современной пьесе явно чувствует себя уверенней, чем в костюмных. Мила девочка-одуванчик Оличка в исполнении Натальи Мартыновой — кукольная недотрога с присказкой «Как страшно жить» (А вы не в курсе? Эта модная фразочка — цитата из пьесы Злотникова). Смешно и точно играет пьяницу Федора Андрей Соловьев. Если кто в спектакле и вызывает серьезные вопросы, так это собственно Кошкин. Артист Андрей Лёвин исполняет эту роль так бесцветно, как будто боится привлечь к себе внимание. Вне зависимости от того, что этот Кошкин говорит или делает на сцене, он выглядит банальным типом. И среди своих партнеров по спектаклю, нацепивших эксцентрические маски, смотрится как новогодняя елка в разгар весеннего половодья.