«Спящая красавица» П. И. Чайковского, созданная в 1888–1889 годах, вместе с другими его балетами «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» составляет триаду наиболее любимых и часто исполняемых произведений хореографического искусства, золотой фонд репертуара музыкальных театров.
При создании шедевра счастливым оказалось сотрудничество композитора с балетмейстером Мариусом Петипа, первым постановщиком спектакля на сцене Мариинского театра в Петербурге. Чайковский писал: «Спящая красавица» — едва ли не лучшее из всех моих сочинений». Бесспорно, лучшим сочинением, вершиной творчества явилась она и для Петипа.
Хореография здесь не только удивительно изобретательна, но и образна, насыщена чувством и мыслью. Построив спектакль на основе крупных, полифонически сложных танцевальных форм, балетмейстер добился единства и непрерывного развития музыкально-хореографической драматургии.
Замысел балета по сказке Шарля Перро «Красавица спящего леса» принадлежал князю И.Всеволжскому — поклоннику творчества Чайковского, высоко оценившего его балет «Лебединое озеро». Получив сценарий во второй половине августа, композитор был очарован и восхищен. Чайковский не изменил ни одной подробности предложенного ему сценария. Но привлекала его не стилизация под старину, а поэзия сказки. Благодаря его гению спектакль «Спящая красавица» родился как хореографическая симфония, ведь не случайно композитор утверждал, что «балет — та же симфония».
«Спящая красавица» — это не только сказка о принцессе, которая сто лет проспала волшебным сном, пока не явился принц и не разбудил ее поцелуем, но и апофеоз классического танца. Первый спектакль «Спящая красавица» — грандиозный симфонический дивертисмент, который увидели зрители Мариинского театра в памятный для истории мирового балета вечер 3 января 1890 года, — стал легендой.