Сторителлинг |
16+ |
Ксения Зорина |
Эпос, как известно, полагается рассказывать. Это всегда устная импровизация на тему древнего героического мира.
В тот раз, теплым весенним вечером, в здании культурного центра «Дом на Патриарших»,
истории о рыцарях Круглого стола нам рассказали пять актрис, -Еще я вспомнила их забытые имена, их подвиги, и выучила новые, конечно, это было интересно.
Формула эпического вечера на Патриарших оказалась примерно такой – «Шла война, все воевали с друг с другом и не могли остановиться», и еще была одна, про причину гибели Британии - обычно называется причиной страсть Ланселота и Гвиневеры, а здесь нам рассказали, что один рыцарь не смог простить Ланселоту гибель своего третьего брата, потому Британияи погибла. В любом случае, рыцарь Ланселот – и повод, и причина столь грустного конца.
Среди пяти рассказчиц мне были доходчивей рассказы в исполнении Ольги Злодеевой и Люсьены Любимовой
-Еще понравились общие названия историй:
1. История о человеке, который придумал рыцарский подвиг — но не спас даму.
2. История о том, кто ни в чем не был виноват — но стал управляющим.
3. История о том, кого несправедливо обвинили в предательстве.
4. История о лучшем друге.
5. История о том, кто хотел стать лучшим рыцарем мира.
6. История о том, кого все любили.
7. История о человеке, который не простил своего брата.
8. История о том, кто был во всем виноват.
9. История о том, кто достиг Святого Грааля.
Ну и стаканы, конечно. Граненые, на подносе, и в них налито жидкости чуть-чуть на дне. Наверняка, этот аксессуар для удобства рассказывания, горло промочить, и вообще, знак застольной беседы.
Но мне увиделся в них яд.
«Выпей яду, о фея, и говори, пока не подействовал»
Что показалось мне недостатком – так это отсутствие арфы.
Эпос в былые времена часто распевался, и сопровождался игрой на арфе или виоле. Уверена, что звуки арфы или виолы вполне могут послужить и сейчас к украшению и прибавлению смысла происходящему.
Это первое мое столкновение со сторителлингом, и да, это действо отличается от обычной театральной постановки - даже от постановки с минимумом декораций или вовсе без оных. Фактически, на сцене ничего не происходит. Просто сидят несколько женщин, просто рассказывают истории о людях. Рассказывают с очень такими простыми, знакомыми, будничными интонациями, так рассказывают, что создается впечатление, будто они и не играют вообще, а просто собрались поговорить, рассказать о близких им людях.
Почему близких? Потому что каждая рассказчица очевидным образом переживает за "своего" героя, она на его стороне, она сочувствует его боли и разделяет его радости, она понимает его цели и хочет и может объяснить их зрителям, она прощает ему промахи и ошибки и осуждает ошибки его врагов. Каждый из нас когда-то слышал истории, рассказанные подобным образом: когда, вроде бы, не отвлекаясь от сюжета, одним изменением интонации, выразительной паузой, поднятой бровью рассказчик умудряется ясно выразить свое отношение к тому, о чем говорит.
И вот эти женщины (не героини, имеющие конкретные имена, не действующие лица, просто рассказчицы) излагают, одна за другой, истории своих героев - рыцарей Круглого Стола. Одного, второго, третьего...
Они подают эти истории как нечто из ряда вон, но одновременно совершенно обыденное. Как будто обыденны, привычны и понятны постоянные рыцарские поединки, и стремление стать одним из рыцарей, и поиск Святого Грааля в качестве высшей цели и смысла жизни; как будто Мерлин - совершенно естественно - до сих пор сидит в заточении в пещере; как будто совсем недавно погиб король Артур и погибла Британия. Как будто это все еще больно.
Истории переплетаются одна с другой, наслаиваются, повторяются, спорят друг с другом, подавая один и тот же сюжетный поворот с разных точек зрения, снова и снова, пока не станет совершенно понятно, что случилось и почему, и почему именно этот рефрен звучит в конце каждой истории, именно этот и никакой другой. Девять историй, девять рыцарей, а за ними весь Круглый Стол (и теперь я даже помню, сколько человек могло сидеть за тем столом), весь миф, вся история, уместившаяся в один час, в несколько женских монологов.
Я, наверно, не буду советовать и кричать "идите непременно". Кому это может понравиться, тот наверняка уже и сам это понял :)
Вот кажется, что вообще такого в этом действе? Всего-то 10 стульев, 11 стаканов, 5 девушек и слова, которые умещаются в 1 час. А все вместе производит совершенно удивительный эффект невероятно глубокого погружения в полумифический, но совершенно живой мир:
"Была большая война, все воевали со всеми и не могли остановиться"
Что потрясающе умеет делать Ксения Зорина - это создавать ритм. Он завораживает, зачаровывает - и все, ты уже там, внутри, в другом измерении: за стульями - туманные холмы, из камня торчит меч, за огромным столом громыхает железо доспехов. И совершенно неважно, что на сцене никаких декораций - интонации, темп, паузы создают истории настолько волшебные, что кажется любая деталь, кроме актера и голоса - тут лишняя. Интересно и то, что девушки - совершенно разные, и это важно, это как-то удивительно правильно: то ты слушаешь только голос и интонации становятся важнее смысла; то с тобой говорят ровным тоном, но сюжет вдруг оказывается идеально разложен по полочкам; то ловишь светлую грусть и отпускаешь ее....
"...он смог простить сэру Ланцелоту смерть брата своего сэра Гавейна, смог простить сэру Ланцелоту смерть брата своего сэра Агравейна, но не смог простить сэру Ланцелоту смерть брата своего сэра Гарета...".
Первые несколько минут зритель привыкает к именам и пытается складывать в голове мозаику родственных отношений. Имен так много, что кажется невозможным упомнить всех рыцарей, их жен, детей и друзей (кстати, не представляю, как это удается актерам). Через какое-то время, оказывается, что можно просто слушать истории, они разворачиваются спиралью, на каждом витке которой снова и снова появляются тени ушедших рыцарей. И даже, если ты упускаешь детали, сама форма настолько хороша, что влюбиться в спектакль можно только за ритм, имена и рефрены.
Несмотря на то, что спектакль обозначен как 12+, на мой взгляд, он гораздо сложнее (и в том числе для восприятия), чем История о Зигфриде и Брунгильде. Там действие собрано из персонажей, все они на виду, и все рассказывают одну историю. Здесь мир начинается из точки, каждый монолог - о новом герое, и эту самую общую историю складывает из кусочков уже сам зритель. Но что объединяет эти два спектакля - это текст. Я не знаю, как Ксения это делает, но что в "Истории о Зигфриде и Брунгильде", что в "Спасти Британию" текст - это что-то невероятное. Он несет какое-то сакральное звучание, наверное, по тому же принципу в древности создавались заговоры и молитвы.
Порой идёшь в театр в предвкушении чего-то потрясающего, сильного, эмоционального... Спустя час выходишь на улицы вечерней Москвы и не понимаешь, как ты вообще тут оказался, ведь всего пять минут назад тебя окружали леса и замки, рыцари с невероятно красивыми и сложными именами, их прекрасные дамы сердца, их мотивы и взаимоотношения, их судьбы и подвиги. И это было так красиво рассказано, с огромным наслаждением мы впитывали в себя эту историю. Вот она, чарующая и такая притягательная Англия.
Как за час рассказать про подвиги Артура и предсказания Мерлина, про рыцарей круглого стола и поиски святого Грааля, про тех, кому было суждено стать героями и про тех, из-за кого погибла Британия. История в жанре сторителлинг. Перед нами не было ни мечей, ни лат, ни круглого стола, да и рыцарей, откровенно говоря, тоже не было. Но пять девушек, сидящие перед нами, друг за другом по кругу рассказывали нам свои истории, полные силы и нежности, истории, сливающиеся в одно красивое сказание... Истории про мужество и честь, про отвагу и доблесть, про стремления и веру, и про любовь обязательно тоже. Хотя немного грустно, ведь была война, все воевали со всеми и никак не могли остановиться...
Спасибо большое режиссёру Ксении Зориной за впечатляющую постановку, где нет ничего лишнего, где ничего не мешает слушать и слышать историю. Спасибо актрисам этого спектакля, не менее героичным, чем рыцари, про которых шло повествование - запомнить все эти добрые полторы сотни имён (ну, уж пол сотни имён рыцарей в спектакле точно прозвучало!) - это подвиг!
Посмотрела ещё один спектакль в жанре сторителлинг (сказительство) в постановке Ксении Зориной и снова восторг. В этот раз, мы познакомились с заключительным спектаклем из цикла "Истории Европы" и перенеслись в период правления Короля Артура. Пять прекрасных рассказчиц, девять историй и настоящее погружение в те далёкие времена, когда одни люди пекли хлеб, лепили горшки из глины, растили детей, и когда были другие, и они воевали! Они кажется, больше ничего не умели, это были рыцари Круглого Стола и они не смогли спасти Британию.
"Была большая война, все воевали со всеми и не могли остановиться" - этой фразой начинается спектакль, ею и заканчивается. Кадр за кадром оживала история рыцарства, подвигов и предательства, ревности и братства, любви и ненависти. Голоса рассказчиц, их настроения, движения тела, а главное движения их душ передавалось нам, зрителям. Я буквально, отследила как мысленно провожаю одну историю и встречаю другую, как эти истории сплетаются воедино, как-будто я держусь за нить и постепенно наматываю в клубок, завязываю узелки в самых сильных, волнующих местах и останавливаюсь на мгновение, сделать глоток воды и продолжаю свой путь следуя за нитью, иногда сбиваюсь и спешу догнать, не упустить, услышать, увидеть, почувствовать...
Легендарные рыцари Круглого Стола: Гавейн, Ланселот, Галахад, Персиваль, Мордред, Агравейн, Гарет и др. Их было 150, а может их было больше...
Они совершали подвиги, стремились к славе, мечтали достигнуть ордена святого Грааля... они вершили судьбы, лишали и лишались жизни...они не могли договориться и некоторые не умели прощать...и Британия погибла.