Москва

Спектакль в Москве
Соборяне

Постановка - Театр Гоголя
скачать приложение
Бот
О спектакле
Произведения Н.С. Лескова — артистически тонкие, невероятные и правдивые картины русской жизни. В поисках своих героев Лесков обращался к древнерусской литературе: к жанрам жития, летописи, сказаний. Это позволило наполнить образы архетипическим звучанием — тем, что и сейчас, с течением времени, остается исконно русским. Хроника «Соборяне» — это переплетение самых разных человеческих типов. Лесков-художник приблизился к тайне, которая называется «русская душа». В русской душе Лесков подметил нечто такое, что способно сделать грешника праведником. Праведники Лескова –– это блаженные, их святость – явление метафизическое, вечно русское. Его персонажи — «чающие движения воды», духовного и телесного исцеления. Это люди вовсе не идеальные, они, по Евангелию от Иоанна, – «болящие, слепые, хромые, сухие», но жаждущие спасения. Создавая колоритные характеры, писатель осмысляет философские проблемы: связь настоящего, прошлого и будущего, смысл человеческого существования, единство всего живого. Лесков строит свою систему ценностей на вечных вопросах — что есть истина и ложь, добро и зло, святость и грех. Эти вопросы волнуют нас и сегодня. Тексты Лескова всегда будут Собором Блаженных, Собором Чающих Движения Воды. Его слово - символ Соборной России. Режиссер Полина Агуреева о спектакле: «Когда мы ездили на гастроли со спектаклем «Живые и мертвые», я много рассказывала Юрию Абрамовичу Башмету и его директору Дмитрию Гринченко про роман Лескова «Соборяне», который очень люблю. Они предложили мне сделать спектакль по этому роману. Это наш второй совместный проект. Я с большим уважением отношусь к творчеству Юрия Абрамовича, и мне интересен формат спектакля, в котором участвует оркестр. Композитор Валерий Воронов создает музыку для постановки одновременно с тем, как мы репетируем. Это сложный, но очень интересный процесс. Тексты Лескова, писателя XIX века, звучат сегодня поразительно современно. Лесков остро, полемически размышляет на те же темы, которые волнуют нас и сегодня — о либерализме, о связи настоящего и прошлого, о вере. Несмотря на «хронический» характер наших российских проблем, любовь у Лескова к России безусловна, и для меня это очень важно. «Соборяне» - роман непростой, избыточный, его композиция организована по принципу матрешки. Хотелось и в сценической форме сохранить эту мозаичность, поэтому мы дали спектаклю подзаголовок «Картины из русской жизни». Роман Лескова — это переплетение разных орнаментов, которые в конце концов складываются в картину русского менталитета, глубокого, противоречивого, порой трагикомического — всего того, что есть русское. Недаром Лескова называют собором Василия Блаженного в слове.  Герои «Соборян» — люди вовсе не идеальные, они, по Евангелию от Иоанна, – «болящие, слепые, хромые, сухие», но жаждущие спасения. На мой взгляд, Лесков - один из тех авторов, который приоткрывает створку в тайну русской души. В это интересно вместе с ним погружаться, понять, почувствовать и попытаться выразить. В спектакле принимает участие та же команда, которая была в «Живых и мертвых». Это Илья Шакунов, Алексей Вертков, Максим Литовченко, Варвара Насонова. И в мировоззренческом, и в эстетическом смысле мы слышим и понимаем друг друга. Мы пригласили и замечательную актрису МХТ Наталью Егорову, в спектакль влились и актеры Театра Гоголя. Наша команда – это люди, которые объединены одними ценностями, одним поиском, и Лесков помогает нам это выразить.
Драматический, Музыкальный
12+
Полина Агуреева
5 февраля 2024
2 часа 15 минут, 1 антракт

Расписание сеансов

Участники
Все

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Татьяна
220 отзывов, 221 оценка, рейтинг 26
19 октября 2024

Очень хотела посмотреть этот спектакль. Было интересно, как большой роман "Соборяне" перенесли на сцену.

Необычно, что главный герой - православный отец Савелий.
И в спектакле очень хорошие отец Савелий и его жена. Они и благостные, но и живые, практически святые, но не безгрешные. Агуреевой этот образ безумно идет. Чудесная до невозможности. Но и Илья Шакунов очень понравился, а это было главным опасением. Сложный образ. Если не очаруешься отцом Савелием, то вся история теряет смысл. Вот жил "простой" священник, каким образом он в глазах людей обретает святость, где тот момент, когда жизнь перетекает в житие?
Мудрый, осознающий ситуацию, что не наука враг церкви (и уж тем более Варнава), и не приверженцы раскола, а то, что православный люд сам не ходит в церковь. Сам отец Савелий прекрасно знает анатомию, он не может быть против скелета для изучения. Мило, как он осаживает Захарию (Максим Литовченко ) и Ахиллу (Алексей Вертков ). Они, скорее, злятся от своего же бессилия. Они какие-то вещи приняли на веру, а ученики задают каверзные вопросы. По существу это философские сложные вопросы. И однозначного ответа нет. Наука есть, она развивается. Но и не редки случаи, когда известнейшие ученые, делавшие важнейшие открытия, в итоге приходили к Богу. Ибо чем больше узнаешь Вселенную, тем больше поражаешься, кто же ее создал?

Конфронтация Варнавы и Ахиллы в обоих постановках главный экшн. И в обоих чувствуется, что это даже не вопрос в скелете как таковом, а вопрос принципа - кто прав?. Не будь скелета, нашлась бы другая причина. Причем как бы они не выясняли отношения, потом на застолье они окажутся рядом, и один другого заботливо отведет домой. И оба же наотрез откажутся писать донос. Хотя казалось бы - на войне все средства хороши. Но в том-то и дело, что здесь не война. А скорее спор друзей на кухне.
Оба актера очень хороши! Антон Лызо играет на грани карикатурности, но яркость завораживает. А также тараторит, но все понятно!! Вот ведь дикция! А Алексей Вертков Ахиллой такой представительный, недалекий, простоватый и чувствительный одновременно!

В романе на отца Савелия добывает донос совершенно посторонний, прибывший в Старгород секретарь ревизора Термосесов. Целью которого была исключительно выслуга перед начальством, дабы продвинуться по служебной лестнице. Но в этом спектакле его нет.
У Агуреевой эту функцию добытчика доноса взял Лекарь (Павел Комаров). Его было так мало, что я даже не сразу поняла, что произошло. И в чем его выгода от отстранения отца Савелия?...

Порадовалась забавному отцу Захарию . Его играет тоже Максим Литовченко. С его ростом и представительностью забавно видеть в кротком образе. Ну, и стих!!

Отдельная радость Плодомасова и Николай. Наталья Егорова своей харизмой - помещица, привыкшая повелевать, но и умная, не самодурша. Немного сомнений в ее адекватность внесла сцена со сватовством. Но Плодомасова именно тот единственно умный человек в окружении отца Савелия, кто даже если и не во всем абсолютно прав, но с кем можно поговорить. Как не прекрасна Наташенька Агуреевой, рассуждать на равных с отцом Савелием она не может. Она сердцем любима. Ну, и в принципе рада видеть на сцене старую гвардию в силах играть. И как играть! Браво!

И совершенная неожиданность и в плане героя, и в плане актера - Марк Бурлай . Я его знаю по другим работам и не ожидала тут увидеть. Играть карлика - низенького роста, с маленькими ручками - чисто даже физически шикарное преображение, но и герой яркий!! Со своими чувствами и гордостью. А вязание?!!! Я в полном восторге. В общем Марк тут для меня полнейшая неожиданность, приятнейший сюрприз. Но и сама роль, повторюсь, яркая.

Данилка. Забавно, что здесь он одновременно и Иуда, и юродивый, и практически ангел, отводящий на небо... Но опущено (или я пропустила), с чего он стал подаяние просить, а когда не давали, пошел на разбой? От него отвернулись именно оттого, что он донос тот подписал (хоть Лекарь его и заставил силой, но кому до этого дело?). Александр Хохлов.

И как говориться the last but not least. Юрий Башмет и его оркестр. Поначалу думалось, что ну, это как-то слишком круто для спектакля целый оркестр, да еще какой. Но завершающая сцена совершенно завораживает!! Начинается с а капелла с запевающей Агуреевой (а мне всегда нравилось, как она поет), плюс Наталья Егорова. И Варвара Наносова же тоже? (она генеральшу играла). И подхватывается музыка оркестром. Эффект от пения и игры оркестра просто ошеломляющий. Хочу запись!! Остаться и слушать бесконечно...

Спектакль не простой. Темы сложные. Скорее заданы вопросы, чем даны четкие ответы. Явно потом обдумывать.

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все