Комедия |
16+ |
Михаил Черняк |
2 мая 2009 |
3 часа 30 минут, 2 антракта |
Какими словами принято характеризовать незамысловатую комедию на потребу публике? Шумная, наглая, наваристая, базарная… «Школа налогоплательщиков» могла быть такой, но как будто осипла и заколотилась в ознобе. Директор налогового департамента мсье Фромантель дерет с мирных обывателей три шкуры — актер (и режиссер спектакля) Михаил Черняк немножко тараторит, слегка суетится, чуточку хмурится и капельку улыбается. Его зять Гастон открывает школу, в которой обывателей учат, как от фискального бремени отбиваться. На эту роль в труппе Молодежного театра актера почему-то не нашлось — пришлось посылать в БДТ за Евгением Славским. Он играет все три действия с очаровательной развязностью и интригующей улыбкой, будто вот-вот расскажет смешной анекдот. Но анекдота не рассказывает, зато время от времени широко вскидывает руки. Анемичная жена Гастона Жюльетта (Юлия Шубарева) вяло флиртует с вертлявым клерком Жиру (Александр Андреев). Иногда появляется Лашапелод (Евгений Клубов), и ему позволено декламировать громче остальных героев. Как же, как же, Лашапелод — миллионер!
Не припомнить точно, когда Молодежный театр прозвал себя «солнечным» — в том смысле, что он призван дарить людям добро и красоту с интенсивностью солярия. Такая идеология в короткие сроки привела к появлению театра даже не бульварного, но пляжного. На этой сцене много и радостно пили и ели, пели и плясали — а потом с тем же нетрезвым максимализмом отдыхающих на воде ссорились и бежали топиться. Затем мирились, обнимались и поливали друг друга слезами. Долго это продолжаться, конечно, не могло. Молодежный театр утомлен солнцем, он перегрелся и устал. Ведь пьеса Вернейля и Берра — классика французского развлекательного театра. Ну может быть, она слишком буржуазна в своей зацикленности на политэкономическом аспекте, но любители найдутся. Вот только зал тих, как на какой-нибудь «Жизни и судьбе», и отдельные робкие смешки быстро гаснут. Винить Черняка за то, что он не пустился в ужимки и кривлянья (как, скажем, режиссер Андрей Андреев, здешний «Тартюф» которого можно посвятить Регине Дубовицкой), не следует. То, что он не хочет добиваться хохота, задирая актрисам юбки и услаждая слух публики ставропольским говором, — свидетельство вкуса и интеллигентности. Но режиссеру следовало бы еще помнить, что никакая самая распрекрасная комедия не сыграет себя сама, если просто прочитать ее с выражением. Хорошие комедии в театре делаются трудно — с серьезным разбором ролей и с холодной головой.
Не понятно по каким причинам, но спектакль "Школа налогоплательщиков" снискал себе неплохую репутацию, если не сказать славу. С момента премьеры летом 2009 давали этот спектакль не часто, ажиотаж был создан, зритель ломился и жаждал зрелища. Вообще, надо сказать, с комедиями у "Молодых на Фонтанке" действительно все неважно. Либо это зевотная классика про "комедию положений", либо простоватая юмореска с легкой самоиронией. Вдоволь похохотать, наблюдая за происходящим и в этот раз вряд ли удастся.
Тонкая экономико-страноведческая вещица про жизнь французов, их деньги, любовь и любовь к деньгам передана весьма пресно. Тут нет виртуозных схем, которые талантливый Гастон придумывает для богатеньких уклонистов от лишних налогов, хотя любопытно было бы посмотреть. Любовная линия - скорее "нечеткий пунктир", свидетельствующий скорее о скверном характере главной героини, нежели о глубине ее чувств.
"Школа Налогоплательщиков" - простой, без затей спектакль, на котором можно позволить себе несколько раз прихмыкнуть и немного заскучать. "Старая гвардия" вытаскивает откровенно провальные сцены на своем опыте и таланте, но после просмотра складывается впечатление, что "Школа" это скорее мыльный пузырь, нежели воздушный шар.
От французского в этой комедии разве что авторство первоисточника. Нудная, вязкая, невероятно затянутая - сие действие можно сократить на 1,5 часа и все бы от этого только выиграли. Режиссёр, пожалуй, единственный актёр из мужского состава спектакля, играющий наиболее внятно. Остальные что-то бурчат, торопятся, прожевывают шутки, от чего пьеса, претендующая на комический эффект, приобретает лишь эффект испанского стыда.
Женщины, в отличие от мужчин, играют ярко, но их персонажи насколько жеманны и шаблонны, что и это становится мукой. Все эти вскрики, ойки, айки, «малыш» и «пупсик», нарочитая женская глупость и недалёкость - ну сколько можно, это все уже слышали и видели.
Главный герой то ли устал играть эту бездарность, то ли не отошёл от новогодних праздников, но его постоянные оговорки и трясущиеся руки, надрывный и глухой голос, заставляли переживать за него, а не «наслаждаться» неуверенной и посредственной игрой.
3,5 часа вымученных фраз и неловких шуток, те немногие из которых не то чтобы удачны, а лишь вызывают редкие смешки в зале и то были затерты до дыр многократными повторениями.
По итогу мы получили вторичную, неинтересную, лишенную динамики, пошлую и банальную пьесу в которой, повторюсь, нет ничего от французской лёгкости и остроумия.
От молодёжного театра в Санкт-Петербурге ожидаешь большего.
Простая французская, лёгкая комедия, для расслабления. Глубокого позыва в ней нет, но иногда хочется насладиться именно такими постановками.
Герои идут по жизни с оптимизмом, придумывают выходы из казалось бы сложным, запутанных ситуация и получается всё у них как-то непринуждённо и легко.
Хотя, конечно, вот жену главного героя я так и не поняла и не одобрила, как-то с трудом мне верится в порядочность и верность этой мадам в дальнейшей ее жизни с процветающим и успешным мужем, ставшим настоящим трудоголиком.
Но у каждого своя правда, и эта ситуация не единична, а вполне типична, что заставляет тебя задуматься всё равно по окончанию спектакля о жизни, правильности твоих поступков и будущем, которое не всегда ясно, а зачастую довольно туманно.
Вообщем, сходите и сами всё уведите.
Смущали рецензии, но мне спектакль понравился.
Простая, милая, добрая история про современных людей в атмосфере французкой романтики.
Легкая комедия без высоких душевных терзаний и глубокой морали.
После просмотра у нас осталось хорошее настроение, вышли на позитиве :)
Отличный спектакль! Все-таки в театре на Фонтанке работают профессионалы. Получаешь удовольствие уже просто от того, что все делается четко и добротно, все качественное - от музыки и декораций до актерской игры и собственно постановки. "Школа налогоплательщика", вопреки громоздкому названию (которое меня лично испугало, по своей воле ни за что не пошла бы на такой спектакль), - прекрасный легкомысленный, игривый, бонвиванский водевиль. И весь спектакль, все актеры, декорации и прочее работает на создание этого легкого игривого настроения, и прекрасно работает. Александр Черкашин - приплясывающий министр финансов - как всегда бесподобен. Остальным актерам тоже большое спасибо. Наталья Тарыничева просто огонь :) Срочно хочу еще раз в Молодежный.