Комедия |
16+ |
Михаил Черняк |
2 мая 2009 |
3 часа 30 минут, 2 антракта |
Какими словами принято характеризовать незамысловатую комедию на потребу публике? Шумная, наглая, наваристая, базарная… «Школа налогоплательщиков» могла быть такой, но как будто осипла и заколотилась в ознобе. Директор налогового департамента мсье Фромантель дерет с мирных обывателей три шкуры — актер (и режиссер спектакля) Михаил Черняк немножко тараторит, слегка суетится, чуточку хмурится и капельку улыбается. Его зять Гастон открывает школу, в которой обывателей учат, как от фискального бремени отбиваться. На эту роль в труппе Молодежного театра актера почему-то не нашлось — пришлось посылать в БДТ за Евгением Славским. Он играет все три действия с очаровательной развязностью и интригующей улыбкой, будто вот-вот расскажет смешной анекдот. Но анекдота не рассказывает, зато время от времени широко вскидывает руки. Анемичная жена Гастона Жюльетта (Юлия Шубарева) вяло флиртует с вертлявым клерком Жиру (Александр Андреев). Иногда появляется Лашапелод (Евгений Клубов), и ему позволено декламировать громче остальных героев. Как же, как же, Лашапелод — миллионер!
Не припомнить точно, когда Молодежный театр прозвал себя «солнечным» — в том смысле, что он призван дарить людям добро и красоту с интенсивностью солярия. Такая идеология в короткие сроки привела к появлению театра даже не бульварного, но пляжного. На этой сцене много и радостно пили и ели, пели и плясали — а потом с тем же нетрезвым максимализмом отдыхающих на воде ссорились и бежали топиться. Затем мирились, обнимались и поливали друг друга слезами. Долго это продолжаться, конечно, не могло. Молодежный театр утомлен солнцем, он перегрелся и устал. Ведь пьеса Вернейля и Берра — классика французского развлекательного театра. Ну может быть, она слишком буржуазна в своей зацикленности на политэкономическом аспекте, но любители найдутся. Вот только зал тих, как на какой-нибудь «Жизни и судьбе», и отдельные робкие смешки быстро гаснут. Винить Черняка за то, что он не пустился в ужимки и кривлянья (как, скажем, режиссер Андрей Андреев, здешний «Тартюф» которого можно посвятить Регине Дубовицкой), не следует. То, что он не хочет добиваться хохота, задирая актрисам юбки и услаждая слух публики ставропольским говором, — свидетельство вкуса и интеллигентности. Но режиссеру следовало бы еще помнить, что никакая самая распрекрасная комедия не сыграет себя сама, если просто прочитать ее с выражением. Хорошие комедии в театре делаются трудно — с серьезным разбором ролей и с холодной головой.
Простая французская, лёгкая комедия, для расслабления. Глубокого позыва в ней нет, но иногда хочется насладиться именно такими постановками.
Герои идут по жизни с оптимизмом, придумывают выходы из казалось бы сложным, запутанных ситуация и получается всё у них как-то непринуждённо и легко.
Хотя, конечно, вот жену главного героя я так и не поняла и не одобрила, как-то с трудом мне верится в порядочность и верность этой мадам в дальнейшей ее жизни с процветающим и успешным мужем, ставшим настоящим трудоголиком.
Но у каждого своя правда, и эта ситуация не единична, а вполне типична, что заставляет тебя задуматься всё равно по окончанию спектакля о жизни, правильности твоих поступков и будущем, которое не всегда ясно, а зачастую довольно туманно.
Вообщем, сходите и сами всё уведите.
Смущали рецензии, но мне спектакль понравился.
Простая, милая, добрая история про современных людей в атмосфере французкой романтики.
Легкая комедия без высоких душевных терзаний и глубокой морали.
После просмотра у нас осталось хорошее настроение, вышли на позитиве :)
Отличный спектакль! Все-таки в театре на Фонтанке работают профессионалы. Получаешь удовольствие уже просто от того, что все делается четко и добротно, все качественное - от музыки и декораций до актерской игры и собственно постановки. "Школа налогоплательщика", вопреки громоздкому названию (которое меня лично испугало, по своей воле ни за что не пошла бы на такой спектакль), - прекрасный легкомысленный, игривый, бонвиванский водевиль. И весь спектакль, все актеры, декорации и прочее работает на создание этого легкого игривого настроения, и прекрасно работает. Александр Черкашин - приплясывающий министр финансов - как всегда бесподобен. Остальным актерам тоже большое спасибо. Наталья Тарыничева просто огонь :) Срочно хочу еще раз в Молодежный.
Не понятно по каким причинам, но спектакль "Школа налогоплательщиков" снискал себе неплохую репутацию, если не сказать славу. С момента премьеры летом 2009 давали этот спектакль не часто, ажиотаж был создан, зритель ломился и жаждал зрелища. Вообще, надо сказать, с комедиями у "Молодых на Фонтанке" действительно все неважно. Либо это зевотная классика про "комедию положений", либо простоватая юмореска с легкой самоиронией. Вдоволь похохотать, наблюдая за происходящим и в этот раз вряд ли удастся.
Тонкая экономико-страноведческая вещица про жизнь французов, их деньги, любовь и любовь к деньгам передана весьма пресно. Тут нет виртуозных схем, которые талантливый Гастон придумывает для богатеньких уклонистов от лишних налогов, хотя любопытно было бы посмотреть. Любовная линия - скорее "нечеткий пунктир", свидетельствующий скорее о скверном характере главной героини, нежели о глубине ее чувств.
"Школа Налогоплательщиков" - простой, без затей спектакль, на котором можно позволить себе несколько раз прихмыкнуть и немного заскучать. "Старая гвардия" вытаскивает откровенно провальные сцены на своем опыте и таланте, но после просмотра складывается впечатление, что "Школа" это скорее мыльный пузырь, нежели воздушный шар.
Урок хорошего настроения.
2 мая в Нескучном саду открыла двери «Школа налогоплательщиков».
В аренду актёру АБДТ им. Г.А. Товстоногова Евгению Славскому (Гастон Вальтье) Молодёжный театр на Фонтанке предоставил свою сцену, оформленную заслуженным художником России Владимиром Фиррером. Режиссёр спектакля Михаил Черняк (он же директор департамента подоходного налога, тесть г-на Вальтье Эмиль Фромантель) преподал петербуржцам урок хорошего настроения в разгар экономического кризиса. Спектакль получился и впрямь злободневный. Зрители очутились во Франции первой половины XX века, чтобы, слегка отстранившись от обыденности, поимпровизировать в решении наболевших вопросов.
Гастон Вальтье, очаровательный молодой разгильдяй, вынужден искать работу, дабы удовлетворить капризы хорошенькой жены Жюльетты (Юлия Шубарева). Так рождается идея научить людей всевозможным способам легального уклонения от уплаты налогов. Спасаясь из лап кризиса финансового, герой пытается справиться с кризисом семейных отношений. Создавая школу налогоплательщиков, Вальтье учится самому главному искусству – любить. Любить и понимать близкого человека.
Каждый акт – это новая стадия развития главных героев, новый эпизод в их понимании жизни и друг друга. Перемены находят отражение в декорациях и костюмах: от мирного сельского пейзажа и лёгких белых одежд к городскому размаху кричащего корпоративного великолепия. Но… неизменные папки с делами, переходящие из действия в действие! Вот уже и Эйфелева башня – символ любви – становится показателем финансового благополучия… «Однако, что деньги делают с людьми!..» Так и в современном мире, как в кривом зеркале, происходит подмена смыслов.
Эта тема сегодня звучит не менее актуально, нежели нашумевший экономический кризис. Гонка за материальным благополучием, которое вначале было лишь средством для решения бытовых проблем, нередко превращается в цель жизни! Вот так приходишь к любимому человеку и замираешь, как Жюльетта в нелепой позе, ожидая внимания. А он занят. Дела есть дела! Современный ритм диктует жёсткие условия. И нет ни правых, ни виноватых - просто люди потихоньку тонут в материализме и теряют самое главное. Себя и своих близких. И счастье, если успеваешь осознать, что первична всё-таки любовь.
Стройная форма, вкусное музыкальное оформление, необычайная лёгкость подачи материала создают неповторимую атмосферу этого спектакля. Михаил Черняк, находясь одновременно по обе стороны баррикад, великолепно чувствует актёра и выстраивает изящные режиссёрские ходы. Да, и возможность полюбоваться Черняком-артистом – подлинное удовольствие.
Пьеса Луи Вернея и Жоржа Берра ставится в Петербурге впервые. Конечно, полный зал для Молодёжного театра не редкость, а уже традиция, но несмолкающие аплодисменты «первых студентов» позволяют утверждать, что спектакль петербургскому зрителю придётся по вкусу. Овации прекратились только тогда, когда на сцену вышел сам «творческий консультант по налоговым вопросам». Так на сей раз был заявлен художественный руководитель – Семён Яковлевич Спивак, который поздравил своего ученика с премьерой.
«3 с половиной часа удовольствия… Обязательно приду ещё раз!.. Блестящий спектакль!..» - гул восхищённых голосов наполнил фойе театра.
Ну, что же, «Школа налогоплательщиков» ждёт своих студентов!
Анастасия Осанкина.
02.05.2009