Сказочный сюжет, сочиненный Э.Т.А. Гофманом послужил поводом для создания гениального русского балета П. Чайковского «Щелкунчик».
Академик Б. Асафьев писал, что «Щелкунчик» совершеннейшее художественное явление: симфония о детстве, нет, вернее о том, когда детство на переломе, когда уже волнуют надежды еще неведомой юности, а еще не ушли детские навыки, детские страхи, когда куклы будто и живые, и игры в войну – это видение себя мужественным и храбрым».
Действие балета начинается в уютном немецком, бюргерском доме господина Штальбаума, в рождественскую ночь. А затем развивается как своеобразное сказочное путешествие по ёлке к мерцающей в небе таинственной звезде. Это путешествие во сне является целью героев балета: Мари и Щелкунчика и их друзей – забавных кукол. Но на пути их стерегут злые мыши во главе с мышиным королем, происходит решительный бой Щелкунчика с мышиным войском и завершается полной победой Щелкунчика. В кульминации сна – полном и окончательном торжестве добра, любви и гармонии – Мари видит в Щелкунчике своего суженого, возлюбленного жениха.
В балете мера гротеска и быта, мера наивной кукольности и глубокой человечности, мера гофманианы переломлена через светлое мировосприятие музыки П. Чайковского.
Это не просто новая редакция классического балета. Весь спектакль сочинен заново хореографом-постановщиком Ю. Григоровичем, все композиции и танцы оригинальны.