Спектакль «Шатуны» вырос из проекта «Экспериментальная сцена. Плюс» театра-фестиваля «Балтийский дом». В ставшей уже легендарной 91 комнате «Балтийского дома» Андрей Могучий когда-то ставил «Школу для дураков», Михаил Патласов – «Антитела». Теперь пространство для эксперимента отдано ученикам Анатолия Праудина. Режиссер Роман Муромцев берется за очень непростой материал. Проза Юрия Мамлеева – это сплав идей Достоевского, Ницше, Бердяева, Хайдеггера и индийских мистиков. Сам писатель в 1960-е стал центром «южинского кружка», из которого вышли многие адепты русского мистического консерватизма – от Александра Проханова до Александра Дугина. Роман «Шатуны» Юрия Мамлеева в свое время удостоился такого комментария американского критика: «Мир не готов читать этот роман. И я не хотел бы жить в мире, который был бы готов читать этот роман».
Главный герой романа убивает, чтобы «эмпирическим путем познать извечную тайну смерти», а вместе с ним метафизические пределы мира проверяет группа московских интеллектуалов.
Роман Муромцев оказывается очень внимателен к духу мамлеевской прозы.
Спектакль точно визуализирует максимализм «русской хтони» – в собранных по сусекам декорациях видится ужас и поэзия билибинского леса, а актеры «Балтийского дома» ходят по тонкой и острой грани между хоррором и буффонадой.
Алексей Платунов, эксперт Фестиваля «Золотая Маска»
Драматический |
18+ |
Роман Муромцев |
6 февраля 2021 |
2 часа, без антракта |
Ушли с женой в 1-ой половине спектакля. Похабно, вульгарно, бессмысленно.
Как в общем-то безобидное и с претензией описание спектакля соотносится с тем, что мы увидели на сцене - вопрос риторический.
Стыдно должно быть за такие постановки. Это не экспериментальный театр, это плод больного воображения режиссёра.