Москва

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1163
1 января 2001

Молоденькая Маша (Ксения Кутепова) рано лишилась родителей. Ее единственная наперсница - немолодая гувернантка (Людмила Аринина). Опекун - не очень молодой Сергей Михайлович (Сергей Тарамаев). Маша полюбила Сергея Михайловича, он полюбил ее, и, к удовольствию Катерины Карловны, они создают семью. Но это - только начало раннего романа Толстого. Позже Лев Николаевич устроит чистой деве нравственную провокацию: отправит ее в Петербург, а дальше - на воды, где бросит к ногам Маши праздного бонвивана. И только для того не позволит ей низко пасть, чтобы она смогла вернуться к мужу - измученной и кающейся. В пору написания "Семейного счастия" Толстой еще не решался бросить женщину под колеса паровоза. Но уже и не сомневался, что жена должна любить в муже не мужчину, а исключительно отца ее детей. Будет так - будет и семейное счастие. Спектакль Петра Фоменко обошелся без тяжеловесного толстовского морализаторства. Режиссер великодушно простил Маше легкомыслие, дав Ксении Кутеповой (для которой и ставился спектакль) сыграть универсальную историю о взрослении, разочаровании и о том, как с ним жить. Действие происходит на крохотном пятачке (зрительные ряды заняли половину и без того маленького зала Мастерской) и время от времени вырывается наружу: то рояль зазвучит этажом ниже, в буфете, то Людмила Аринина отправится в коридоры звать Гаврилу, и звук голоса будет затихать вместе с шагами. Вырывается от переполняющих спектакль чувств, аранжированных - что Фоменко делает виртуозно - игрой свечного света и звяканьем ложечки о чашку, стуком счетных костяшек и шорохом шелковых юбок. И сама инсценировка выполнена композиторски, в форме рондо: сюжет закольцован, внутри разрабатывается тема с вариациями. Бесконечным легким пробежкам Маши по комнате аккомпанирует дробный фортепианный пассаж. В Баден-Бадене ее срывающийся в каждом куплете романса голос будут бесконечно подхватывать галантные кавалеры (Илья Любимов и Андрей Щенников). Но лейтмотив "Семейного счастия" - чаепитие. И в пору Машиного девичества, и в пору сватовства, и тогда, когда они вернулись в свое Покровское с вод, - все будет как всегда: Катерина Карловна принесет приборы. Усядутся за круглый стол. Будут разливать чай. Маша тонкой рукой разломает баранку. Сергей Михайлович, чтобы развеселить жену, напялит на голову грелку. Одну и ту же сцену проиграют несколько раз - и всегда по-новому. Без слов - позой, поворотом головы, междометиями. Такое возможно только в камерном пространстве: когда актерам нет нужды брать форте, появляются новые оттенки пиано. У Фоменко вкус к оттенкам и абсолютный слух на них. Ему всегда удаются камерные спектакли. "Семейное счастие" не производит впечатления значительного события, каким стала "Одна абсолютно счастливая деревня". Оно просто производит впечатление.

5
1
1
Alla
307 отзывов, 883 оценки, рейтинг 1221
25 июля 2017

Галина Тюнина - Звезда и без нее совсем было бы все грустно. Галина и поет, не фальшивит и показывает всю силу своего голоса (в отличии от Ксении Кутеповой, которая не показывает силу своего голоса и, как следствие, не умеет петь). Соседи смеялись, не смогла понять над чем. Над плоскими ужимками? Над балаганным представлением? Где, чтобы рассмешить Героиню, Герой надевает куклу себе на голову скрывая под ней лицо (в завязке постановки и в кульминации - с чего начали тем же и завершили)? В постановке раздевают Ксению, до нижнего белья двух столетий назад похожего на современные летние платья, но все-таки, это нижнее белье. Одинаково пьют чай с одним и тем же (отсутствие фантазии режиссера) не смотря на прошедшие за это время года и двух рожденных детей. Любви между Героем мужем и Героиней женой (Ксения Кутепова) не почувствовала, не передана со сцены. Любимые и часто произносимые фразы Ксении в постановке: "Тише, тише" - к чему? Почему так много? С Фоменками у меня как не складывалось в 1997, так и продолжает не складываться в 2017.

7
1
7
сергей коновалов
1042 отзыва, 1341 оценка, рейтинг 668
6 июня 2008

Первый раз попал в мастерскую Петра Фоменко - и этот спектакль похож на любовь с первого взгляда! Довольно занудная и старпёрская, классическая история Льва Толстого подана свежо и современно, актуально для многих зрителей. Частная семейная драма превращается в исследование глубин женской и мужской души, а исконно русская чайная церемония с чайником, баранками и самоварной бабой полна таинств и сюрпризов, ничем не уступая своим японским или китайским аналогам.

0
1
7
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 492
19 августа 2009

Не зная (или не помня) произведения, по которому сделана постановка, сложно о ней судить, однако сюжет и смысл я уловила без труда, и они таковы. 17-летняя девушка выходит замуж за своего стареющего опекуна, и каждый любит другого по-своему: один ищет «счастье жить для другого», другой «скучно», и из той же скуки она проходит все этапы дурманящей светской жизни, чтобы в финале понять, что семейное счастье дороже всего мишурного и преходящего, но что раз разбив его, не склеишь уже никогда. Да уж, сразу вспоминается Фотофиниш – везёт мне в последнее время на изображение на сцене жизненных путей, «прокрученных» с начала до конца с целью позволить герою (героям) проанализировать свои поступки, выяснить, «где же мы ошиблись» (это я уже цитирую Гангрейв). Но если мораль Фотофиниша я уже выводила в соответствующей рецензии, то мораль сегодняшнего спектакля можно выразить цитатой из реплики маркиза Марио: "Это у них национальное - грешить, а потом каяться". Впрочем, с предположением о «национальном» я бы поспорила, предпочтя высказаться более глобально – человеку вообще свойственно с азартным энтузиазмом разрушать то, что было с трудом возведено, а потом спохватываться и плакать над руинами. Проще говоря, мы сами губим то, что любим. А теперь вернёмся к нашим баранам и отдадим им должное: если бы не великолепная режиссура и актёрская игра, а играли все очень искренне и с полной самоотдачей, до меня эти сюжет и смысл могли бы и не дойти. В довесок к плюсам – отличные декорации и костюмы, почти постоянно звучащая замечательная музыка, ну и, конечно, Любимов, даже во второстепенной роли и в курчавом парике, который ему не идёт, чертовски харизматичный и обаятельный, а если совсем точно – то как обычно просто лааапа ^_^. В ложку с минусами – также три факта, кои сейчас и перечислю. Во-первых, это немного раздражающая постоянная беготня главной героини кругами по сцене в первом действии, во-вторых, опять-таки в первом действии, чрезмерное обилие больших белых полотнищ в реквизите, а в-третьих – чересчур экспрессивные и потому неубедительные, какой-то слегка фальшивой ноткой звучащие жесты: падения на пол, разбрасывание вещей, битьё посуды главным героем и так далее. Между минусами и плюсами завис присутствующий в немалом количестве юмор – я ржала практически половину всего действия, но сомневаюсь, что мне довелось бы хотя бы улыбнуться во время прочтения оригинального произведения. С одной стороны, кто-то скажет, что стёб над классикой неприемлем, и будет прав. С другой стороны, я получила не только повод задуматься, но и заряд хорошего настроения, что стало ещё одним камушком на ту чашу весов, что склонилась к варианту «понравилось» в оценке спектакля в общем и целом. Посему говорю, что он качественный, добротный, не «провисает», поучает не навязчиво, однако не могу сказать, чтобы он сильно меня зацепил – поэтому ставлю четыре, а не пять, но и того будет достаточно, чтобы посоветовать вам его посмотреть, да и вообще поближе познакомиться с театром Фоменко.

26.08.2008
Комментировать рецензию

1
0
1
Sarah
383 отзыва, 421 оценка, рейтинг 264
21 октября 2018

Смотреть на кривляния стареющей Кутеповой невыносимо. Прыжки через чемодан 47-летней женщины - это очень неприятно. Хорошо играет только муж главной героини. Все остальные играют плохо. И такое ощущение, что он недоумевает от происходящего вокруг него, бедняга.
Очееь плохо, невозможно плохо. Декорации плохие, костюмы плохие, зал пыльный, режиссура плохая. Как можно было так испортить тонко-эротичный рассказ Толстого, просто непонятно.

1
0
6
Светлана
107 отзывов, 143 оценки, рейтинг 223
24 октября 2018
нано-Толстой

Когда идешь на спектакль по классическому произведению, хочется увидеть что-то цельное, масштабное и, в случае удачи, еще и универсальное. Толстой писал на все времена: не так уж много изменилось в сфере личных отношений, институт брака остался все тем же, да и человеческая натура была и есть сама собою.

Но в интерпретации "Мастерской..." "Семейное счастие" - это бесконечная беготня Ксении Кутеповой по сцене и за ее пределами, утомительное повторение слов "тише-тише" из под густой черной вуали, паузы, в которых мог бы поместиться приличный кусок "Войны и мира", если бы режиссировал кто-то другой.

И дело не только в затянутости действа. Возможно, при жизни Фоменко, в долгом молчании и странной на сегодняшний день суетливости, которые присутствуют в спектакле, был скрыт какой-то важный посыл. Может быть зритель должен был прочувствовать взросление главной героини: как от неловкой и неугомонной девочки-подростка она дорастает до женщины, вдруг обнаружившей, что жизнь - это далеко не игра, что каждое решение имеет свои последствия, женщины успевшей разочароваться и отчасти примириться со своей судьбой.

Как было при мастере, я не знаю. Но на сегодняшний день эта постановка не несет в себе большой ценности. Возможно из-за попыток "украсить" цельное произведение скачками через сундук и заворачиваниями-разворачиваниями людей в скатерть. Возможно из-за игры Кутеповой. Текст-то она прекрасно знает, тут вопросов нет. Но не тянула она ни на девчушку, ни на осознавшую многое даму.

А вот Алексей Колубков был очень органичен. И Кирилл Пирогов сыграл заморского ловеласа замечательно. В Илье Любимове, впрочем, я не сомневалась - он и веселит и трогает за душу одновременно.

Я не могу сказать, что жалею потраченного времени на просмотр данного спектакля, но это 3+, даже не 4. Хочется надеяться, что "Мастерская Петра Фоменко" будет жить и развиваться дальше, а не угаснет постепенно, не пережив надолго своего основателя.

3
0
9
баба Яна
138 отзывов, 241 оценка, рейтинг 177
28 июня 2015

Извечно актуальный сюжет о парадоксах семейных уз, безупречная игра актеров и талантливая режиссура - вот рецепт 15-ти летнего успеха данной постановки!
Спектакль меланхоличный, идеально для тех, кто любит сублимировать.

0
0
9
Савва Доломанов
126 отзывов, 855 оценок, рейтинг 115
20 февраля 2011

Это очень хороший спектакль. Мне понравилось. Этот юмор, эта задумчивость. Актёры играют потрясающе. Это не монотонно, не очень грустно и здесь не думаешь о том когда же всё это кончится. Замечательная программка. Да и вообще в Мастерской Петра Фоменко я ещё ни разу не видел плохой программки, все они как говорится с сюрпризом.

1
0
9
Светлана Семёнова
33 отзыва, 126 оценок, рейтинг 57
6 декабря 2011

Сегодня на сцене был сам Толстой. Я видела его, он стоял и из-за кулис наблюдал за происходящим на сцене. Ему нравилось, очень...

Прекрасная игра Ксении Кутеповой и Алексея Колубкова, нежные цвета декораций, костюмы, точно передававшие время и место действия...

Толстому бы понравилось, очень...

3
0
3
dronare x
41 отзыв, 115 оценок, рейтинг 54
20 марта 2012

До просмотра этого спектакля я не знал, кто такая актриса Ксения Кутепова. Теперь знаю. Все два с половиной часа она кривлялась, металась по сцене, заламывала руки и повышала тон совсем не там, где это предполагают стандартные нормы произношения русского языка. Смотреть на это было тошно, настоящая мука. Я понимаю, что всё это сделано специально, для придания особого смысла, но вот как раз со смыслом-то здесь проблемы. Его нет, как нет и режиссуры. Всё это действо - издевательство над классическим текстом Толстого. Отвратительные сцены "на водах" с псевдоиностранцами - дешёвый фарс, привет из 90-х. Колубков как актёр подходит для игры в телесериалах, но не в серьёзной пьесе русского классика, в такого героя женщина не может влюбиться. НЕ ХОДИТЕ НА ЭТУ ПОСТАНОВКУ, ОНА НИЧЕГО ОБЩЕГО НЕ ИМЕЕТ С ИСКУССТВОМ!

5
0
9
Боб
31 отзыв, 74 оценки, рейтинг 51
25 декабря 2010

Вы знаете!
есть такие места,в которые приходишь и всегда знаешь,что получишь массу эмоций, впечатлений, где поплачешь и посмеёшься и всё порой одновременно.
Так вот Мастерская Петра Фоменко - для меня именно то место.
столько я тут посмотрел спектаклей,которые меня потрясли-не пересказать.

а вот Семейное счастье-один из моих любимых.

Ксения там божественна и просто небесная какая-то.
её начальное "тише,тише,тише" запомнилось навсегда.
И БРАВО Алексею Колубкову - именно в этом спектакле он мне стал очень нравится.

Так что всем искренне советую сходить на это ЧУДО.

уверен,что равнодушным этот спектакль не оставит никого.

Кстати после этого спектакля Ксения Кутепова стала моей любимое актрисой театра в Мастерской.))))

0
0
7
Юлия Бедретдинова
56 отзывов, 147 оценок, рейтинг 49
19 марта 2010

Послушай, отчего ты никогда не сказал мне, что ты хочешь, чтобы
я жила именно так, как ты хотел, зачем ты давал мне волю, которою я не
умела пользоваться, зачем ты перестал учить меня? Ежели бы ты хотел, ежели
бы ты иначе вел меня, ничего, ничего бы не было, - сказала я голосом, в
котором сильней и сильней выражалась холодная досада и упрек, а не прежняя
любовь.
- Чего бы не было? - сказал он удивленно, оборачиваясь ко мне: - и так ничего нет.

Всё хорошо. Очень хорошо, - прибавил он, улыбаясь.

История о том, как счастливая пара - 17ти летняя девушка и 36-летний друг семьи проходят нелегкий путь от неловкости за чаепитием и волнующей влюбленности - через безразличие - к искреннему раскаянию и желанию все исправить.
Ксения Кутепова как всегда прекрасна и удивительно органична. Спектакль очень хороший, хоть и не оставляет таких чувств, какие мог бы оставить. Четверка с плюсом от меня.

0
0
7
InnaP
28 отзывов, 161 оценка, рейтинг 43
19 апреля 2010

Спектакль понравился (здесь это слово произношу без фанатичного придыхания, однако искренне). Очень люблю ловить реакцию зала на бытие актеров на сцене. Она всегда показывает, насколько ювелирно и глубоко спектакль проникает в души зрителей. Здесь таковая выразилась в шипении соседки (когда Сергей Михайлович пытался сбежать от Маши - мол, ждут меня, пора, пора...) - "ну же, трус несчастный!!!" ))))) Проникновение удалось )))
Да, Ксения Кутепова местами напоминала Софи из "Войны и мира", но как же она замечательно закатывала глаза и волочила ножку, и были моменты, когда я верила, что передо мной действительно живая, юная Маша, ребенок еще.
Творческий тандем в лице И. Любимова и К.Пирогова заставил забыть о необходимости дышать ). Два французо-итальяно-кавалеро с великолепным прононсом и петушиной напыщенностью brillianto исполняют музыкальный момент. Даже только ради этого стоит идти на спекталь.

0
0
7
Irina Se
43 отзыва, 57 оценок, рейтинг 30
11 мая 2011

Удивительные создания женщины. Сначала сама окрутит, потом страдает, что супруг в летах не разделяет ее энергичной молодости. В книге я этого не заметила, а тут прям слух резануло. Ей 17 – она молода и прелестна, ему 36 - и он СТАРЫЙ! Успокоился, на брачном рынке не котируется и вообще почти пенсионер. О времена, о нравы! Разница в возрасте провоцирует разницу интересов, она им ловко манипулирует, удовлетворяя свою жажду жизни и новых впечатлений. А он ждет, пока она насытится и «набьет своих собственных шишек», но в процессе их пути расходятся. И если женщина возвращается в семью и льнет к мужу, осознавая, что тихое семейное счастье ей милее любых посторонних восторгов, то муж изрядно разочарован и устал ждать. Вот этот момент в спектакле меня удивил, ибо после прочтения осталось послевкусие хэппиэнда все-таки.
Очень много французской речи было в спектакле. Я не очень понимаю во французском, но мне показалось, что они прелестно говорили) Интересно, актеры специально к спектаклю учили французский или просто «репетировали» правильное произношение нужных фраз?
Трансформация декораций по ходу пьесы – моя любимая фишка этого театра. И сцена чаепития, неоднократно повторявшаяся по ходу пьесы, - она как индикатор межличностных отношений. Мелкие детали, жесты, взгляды – все это показывает стадию развития симпатии, внутренние переживания героев и «чувствование» того, кто сидит рядом.

Очень впечатляет Илья Любимов. Безотносительно спектакля и роли. Просто приятно его видеть на сцене. Он такой… такой… как шампанское брют. А еще – Наталья Курдюбова. Люблю спектакли с ее участием)

1
0
7
Ира Кадыкова
13 отзывов, 15 оценок, рейтинг 24
9 октября 2009

Спектакль «Семейное счастие» - это история взаимоотношений между совсем юной девушкой Машей (К.Кутепова) и грузным сдержанным мужчиной средних лет Сергеем Михайловичем (А. Колубков).

Героиня, как в заключении, томится в доме, хотя и наполненном теплом, уютом, но ставшем настоящей клеткой для юной девушки. Тоска, одиночество и жажда общения овладевают ею настолько, что редкие приезды единственного визитера, некогда знакомого с ее скончавшимися родителями, становится для нее единственным ожидаемым праздником.

Как и повесть, а точнее небольшой роман, именно так «Семейное счастье» определял автор, спектакль построен в большей степени как повествование от первого лица. Героиня будто ведет дневник, описывая все происходящее вокруг. Она восторженно рассказывает о Сергее Михайловиче, его жестах, взглядах, замечая каждую мелочь и все больше и больше проникаясь к нему любовью. А скорее принимая за любовь, возможность забыть о пустых серых буднях.

Прямым намеком разместил режиссер по центру сцены большой чемодан, как черту между прошлым и будущем: жизнью в одиночестве и замужестве, в деревне и городе, до и после. Героиня стремительно прыгает туда- обратно через символичную преграду.

Действительно, свадьба и переезд в город меняют Машу, а точнее раскрывают все то, что было некогда невостребованным и забытым. Она, как птица, радуется свободе, порхая в круговороте светской жизни…

Если бы этот спектакль можно было представить как живописное произведение, то без сомнений - это акварель. Легкая, почти прозрачная, в теплых постельных тонах. Где безмятежность, тишина, страсть, гнев – все одинаково плавно и нежно, без каких-либо углов и запятых. Все мирно, ровно, даже пейзажи, описываемые героиней, лиричны и напоминают тургеневские. Здесь не возникает и доли сомнения, что Маша, испробовав палитру страстей светской жизни, вернется в теплое уютное гнездышко мира и спокойствия в Покровском к своему сдержанному и рассудительному Сергею Михайловичу.

1
0
7
Anastasia
17 отзывов, 18 оценок, рейтинг 17
25 мая 2009

Не могу сказать, что спектакль понравился очень, но и сказать, что не понравился тоже не могу. Потрясающе играет Ксения Кутепова, настолько искренний, настолько по-детски наивный и восторженный, созданный ею персонаж, то от всей души смеется, то надувает губки, то плачет, то носится как уроган по сцене, она мне даже чем-то напомнила Наташу Ростову из фильма Бондарчука "Война и мир". Откровенно говоря, я сестер Кутеповых раньше не различала, к своему стыду, но после просмотра двух спектаклей "Дом, где разбиваются сердца" с Полиной и "Семейная жизнь" с Ксенией увидела разницу, и как играет Ксения, мне честно говоря, понравилось больше, но это сугубо мое мнение. Как всегда блестяще играют Галина Тюнина и Алексей Колубков, но центром спектакля все равно остается Ксения и хочется просто сказать ей БРАВО!!! за такую потрясающую игру!
Немного большего я ждала от декораций, которыми всегда славится этот театр. В програмке было написано, что действия происходят не только в имении Маши , но и на балу в Москве и в Баден-Бадене, но не смотря на это, все ситуации обыгрывались в одном и том же интерьере Машиного имения и декорации не менялись на протяжении всего спектакля, что немного разочаровало. Но в целом, это вполне достойный спектакль, который стоит посмотреть.

1
0
1
Кристина Малая
14 отзывов, 22 оценки, рейтинг 9
21 августа 2016

После первого акта заставить себя пойти на второй не смогли. Через чур всего: наигранности, слащавости, безумия... Впервые хотелось заснуть💤 в театре.

3
0
7
nikita strukovskiyy
4 отзыва, 6 оценок, рейтинг 7
17 марта 2014

Театр Фоменко один из лучших театров на данный момент. Отличный спектакль, хорошая игра актёров, хорошие декорации. Уютный театр, ни одного свободного места

0
1
1
СВЕТЛАНА РЕВЕР
4 отзыва, 49 оценок, рейтинг 6
15 ноября 2012

Пребываю в абсолютном не доумении от такого количества положительных оценок этому спектаклю, потому что смотреть было абсолютно не на что. спектакль не "захватил", а кривляния на сцене как будто просто заполняли время, которое должно было пройти до антракта и после него. никакого действия не происходило, только переливание из пустого в порожнее. Очень разочарована. Такое впечатление, что многие рецензии для этого спектакля проплачены. Ведь не может адекватный современный человек наслаждаться тем, что происходило на сцене. Ну просто не может. Не верю!!! ))
Кстати прошу обратить внимание тех отважных людей, которые все-таки пойдут смотреть - все положительные рецензии уже немного устарели. Может просто после смерти П. Фоменко и с театре что-то поменялось необратимо, и не в лучшую сторону...

6
1
9
AlexejM M
5 отзывов, 9 оценок, рейтинг 3
22 июня 2011

Один из лучших фоменковских спектаклей.
Во всех спектаклях этого режиссёра неизменна черта - "обжить" сцену, сделать зрителя свидетелем маленькой, но подлинной истории. А при этом режиссёр постоянно напоминает, что вы в театре - актёры то и дело обращаются к залу, присутствует чисто театральная условность. Эти два противоречия, склеенные неизъяснимым фоменковским художественным вкусом, дают спектакль лёгкий, балансирующий между словами и пластикой.
Я не склонен постоянно искать смысл за каждым предметом, жестом. Не думаю, что порхания Маши через чемодан - символ прошлого и настоящего, что есть какой-то конкретный смысл у скатерти-салфетки, которой повязываются актёры за чаепитием. Ведь нет же у того или иного музыкального пассажа реального смысла. А музыка в целом даёт настроение.Так же и спектакль. И если спектакль невозможно смотреть без постоянного разгадывания, то тем хуже для его автора. "Семейное счастие" можно смотреть одними чувствами, не думая.

1
0
3
Пользователь Афиши №5729029
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
5 октября 2023

Очень жаль, что не посмотрела отзывы перед спектаклем. Играли в Хабаровске, в рамках театрального фестиваля. Мы вышли в недоумении и сожалении о зря потраченном времени… согласна насчет «из пустого в порожнее»и затянутого действия, я поспала с полчасика после рабочего дня) рядом сидящие тоже всхрапнули))), немного повеселил «аниматор из Баден Бадена»
А вообще то у нас прекрасный местный театр и есть много спектаклей гораздо лучше этого. И даже классика😆

0
0