Опера |
12+ |
25 января 2008 |
1 час 45 минут, 1 антракт |
«Сельская честь» — второй громкий оперный проект на сцене Михайловского театра. Не говорю «в этом сезоне»: Театр оперы и балета имени Мусоргского, как Михайловский назывался в последнее время, не выпускал значимых премьер по меньшей мере лет двадцать. Попробуйте найти рецензии на спектакли второго по исторической значимости петербургского музыкального театра — наткнетесь на зияющие пустоты; писать было не о чем.
«Театр имени Мусоргского ожидает большой подъем. Дальше падать некуда», — говорили в кулуарах прошлогодней «Золотой маски» (на «Маску» театр тоже не выдвигался годами). Репертуар был сверхконсервативный, исполнение не выдерживало критики. Главный дирижер театра — Андрей Аниханов. Какой это дирижер? Чем он прославился на этом посту? Да ничем. В этом, в сущности, все дело. Поразительная ситуация, если учесть, как мало в мире театров в сравнении с числом дирижеров. Меломаны ходить на спектакли перестали; туристов завозили автобусами.
И вот же: Михайловский сдвинулся с мертвой точки. Новый директор Владимир Кехман взялся за дело с отвагой новичка, у которого многое получается просто потому, что он не знает, что это невозможно. В октябре театр предоставил убежище барочному «Борису Годунову» Маттезона — спектаклю Русского фонда старинной музыки. Премьера раритета стала заявкой на самый что ни на есть передовой оперный театр.
Афиши «Сельской чести» выглядят эффектно благодаря итальянской команде постановщиков: кинорежиссеру Лилиане Кавани; дизайнеру и художнику Данте Ферретти, работавшему с Феллини, Пазолини и Скорсезе; художнику по костюмам Габриэлле Пескуччи, получившей «Оскара» за «Эпоху невинности» Скорсезе. Спектакль переезжает из Италии, где был поставлен лет десять назад на фестивале в Равенне.
Говорит ли вам что-нибудь название «Друг Фриц»? «Братья Ранцау»? Боюсь, не больше, чем «Ирис» или «Нерон». Это вторая, третья, седьмая и пятнадцатая оперы Пьетро Масканьи. Первую, «Сельскую честь», он написал в 1890-м, в двадцать семь лет, и ею открыл историю оперного веризма, а прожил до восьмидесяти двух — почти до итальянского кинематографического неореализма, которому стольким обязана нынешняя постановка «Сельской чести». В обыденной жизни простых людей кипят необыкновенного накала страсти. В истории про сельскую честь, измену и месть встречаются детали древних ритуалов вроде процедуры вызова на дуэль: по сицилийской традиции обесчещенный муж и соперник друг друга кусают. Короткие ариозо, яркие мелодии, напряженные сцены, экспрессивный язык — все это умещается в одно действие.
«Сельскую честь» в Михайловском репетировал (чтобы незадолго до премьеры передать в руки итальянского дирижера Даниеэле Рустиони) Федор Леднев — музыкант с открытым слухом, ясной головой, уверенным жестом, чувством формы и стиля. А кого худрук оперной труппы Елена Образцова выбрала на главные роли, на момент сдачи номера в печать еще неведомо. Ясно только, что с «Сельской честью» ее связывают особые отношения: Образцова пела Сантуццу вместе с Пласидо Доминго в спектакле Ла Скала, так что за эту партию можно не волноваться — проработают как надо.
«Борис Годунов» Маттезона был самым радикальным репертуарным шагом Михайловского; «Сельская честь» — традиционное из традиционного. На таком сочетании (при условии достойной постановки) и строится перспективная оперная политика.