Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.4

Балет
Русские сезоны

Постановка - Большой театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Одноактный балет Алексея Ратманского — прощание худрука с Большим

«Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова — балет Алексея Ратманского, бывшего худрука балетной труппы, которым он прощался с Большим. Классическое па из балета «Пахита» — реконструкция Юрия Бурлаки, сменившего на посту Ратманского. Ратманский перенес в Большой свой балет из баланчинской труппы New York City Ballet. Бурлака реконструировал балет Мариуса Петипа. Тот поставил свадебный дивертисмент к чужому балету в 1881 году, и с тех пор тот зажил самостоятельной жизнью. Бурлака, историк и знаток балета XIX века, очистил его от позднейших напластований. Эти два балета показали в конце 2008-го, и с тех пор реконструкцией в Большом озабочена не только дирекция. Премьерный «Петрушка» — еще одна реконструкция, сделанная в пандан к «Русским сезонам» Ратманского: «Петрушка» на музыку Стравинского, впервые в 1911 году исполненный на «Русских сезонах», принес мировую славу русскому балету. Сергей Вихарев покажет версию Леонида Леонтьева, участника первых «Русских сезонов», в 20-х руководившего труппой Мариинки.

  • Русские сезоны – афиша
  • Русские сезоны – афиша
  • Русские сезоны – афиша
  • Русские сезоны – афиша
Балет
12+
Алексей Ратманский
45 минут

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Юлия Яковлева
264 отзыва, 268 оценок, рейтинг 298
12 ноября 2008

Из России с любовницей

Все, что сочиняет Алексей Ратманский, вызывает «чувство живой радости». Обернитесь в зал, когда на премьере занавес поползет вверх, и вы заметите блаженно-идиотские улыбки предвкушения — вот что я имею в виду. От него всегда ждешь чего-то хорошего, как от иных хореографов не ждешь ничего. Не то чтобы он сочиняет стабильно хорошо, нет. Но даже его неудачи я бы назвала «все равно хорошо». Это просто его черта, как у кого-то, допустим, веснушки… Так вот, «Русские сезоны» Алексея Ратманского в Большом театре — это тот случай, когда от этого «хорошо» только грустнее.

Балет отличный. На музыку Леонида Десятникова, что для Ратманского не впервой. Чувство юмора у этих людей ­несколько разное, но скорость интеллекта сопоставима, как и блеск, и острота, и оплаченный перевес культурного багажа. В «Русских сезонах» все парни — в портах и рубахах, все девушки — в сарафанах, а каждое па докладывает: «И я, я тоже Ратманский!» Все это вместе превращается в оммаж русской теме дягилевского балета 1910-х. Вернее сказать, «некрасивому балету», изобретенному братом и сестрой Нижинскими: Вацлавом в «Весне священной», Брониславой в «Свадебке». Так уж, извините, само вышло, что попытки изобразить Русь средствами танца (косолапые ноги, ступни утюжком, наклоны туловища) явились антиматерией по отношению к обычному классическому балету с его культом вытянутых линий, вертикали, дисциплины, ясности… Мозг бедного Вацлава, выученного двигаться в Императорском театральном училище, эта ­антиматерия разнесла в ошметки. Но и цена такая уплачена не за пустяк. Весь модернистский балет ХХ века — продукт ядерного распада «Весны священной». Ратманский остроумно и кстати цитирует, обыгрывает Нижинских, хотя в «Русских сезонах» это скорее как если бы атомную энергию направили вертеть фигурку в музыкальной шкатулке. Думаете, я брюзжу? Наоборот! Поднимите руки, кто на «Весне священной» искренне наслаждался? Да никто — она размазывает по стенке. А вот «Русские сезоны» могут безопасно нравиться.

Но я о другом: есть ситуации, в которых даже гарантированно хорошие вещи не радуют. Например, сумка Birkin или платок Hermès, если то же самое муж подарил своей любовнице, — «Русские сезоны» Ратманский, вообще-то, ставил на сторону, для New York City Ballet. И даже хуже. Как если бы сначала — платок, а потом ушел к ней навсегда. 31 декабря истекает срок контракта Алексея Ратманского с Большим театром, где его так и не смогли полюбить: для любви спесивых примадонн хорошо сочинять балеты недостаточно. «Русские сезоны» — его последняя московская премьера в официальном статусе. За Ратманского передрались сразу два американских монстра — NYCB и American Ballet Theatre, исповедующие ­совершенно разную идеологию и для смеха еще и упершиеся лбами на одной площади. Победил АВТ. Ратманский с семьей переезжает в Нью-Йорк, Михаил Барышников уже выпил шампанского на приветственном банкете. К черту прима­донн — уж лучше хорошие балеты! Грустно, просто грустно.

1
0

Отзывы

9
Дима Кравец
7 отзывов, 131 оценка, рейтинг 12
17 ноября 2008

Отличный балет.
Захарова несколько смущает. Там где ей нужно только танцевать - лучше никого нет. Но в пятой и последней частях, где происходит "гркусть-печаль", глаза б мои её не видели. Заламывает руки, а зачем - и сама не знает. Очень жду Шипулину в этой же роли. Она очень изысканная, лиричная. Надеюсь, что она будет танцевать так, будто понимает о чём танцует.

Да, забыл сказать. И музыка, и сам танец здесь - это всё-таки авангард. Так что если кто-то хочет "красоты в лоб", то лучше не идти.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все