Почти два столетия Николай Васильевич Гоголь подсылает к нам загадочного ревизора. При помощи своего искромётного текста автор пугает и сводит с ума жителей уездного городка, а заодно проверяет нас: живы ли ещё наши души, сохраняем ли мы ясным и чистым наш разум?
В спектакле «Ревизор. Версия» зритель попадает на народные гуляния в честь дня основания того самого вымышленного города, в который, как известно, уже «едет ревизор». Городничему Антону Антоновичу Сквозник-Дмухановскому не до праздника — кто-то донёс на него, и в город послали тайного проверяющего из самого Петербурга. Сумеет ли городничий угодить столичному чиновнику и выйти сухим из воды? Придётся ли ему на этот раз отвечать за все прегрешения? Изменится ли жизнь жителей городка после такой ревизии и замерцает ли выход на праведную дорогу?
В мире пьесы горожане будто перешагнули однажды через что-то важное, человеческое, предали свои самые светлые мечты и свернули на другую жизненную дорогу. Появление непохожего на всех них Хлестакова (этого вечного путника, который, как и Чичиков, всё никак не доедет до дома), с одной стороны, будто разрушает их надежды на счастливую, беззаботную, лёгкую жизнь, а с другой стороны, как бы отрезвляет, проясняет сознание, рассеивает туман заблуждений.
Посмеиваясь вслед за автором над персонажами, мы следим за тем, как они попадают в нелепые, небывалые и почти абсурдные ситуации. Заблуждение героев этой истории доходит до небывалых масштабов. Помутнение рассудка и страх, точно вирус, разлетаются по городу. А туман, словно живой организм, то мешает ясно видеть всё вокруг, то рассеивается и помогает увидеть правду.
Один из персонажей пьесы, Земляника, так и говорит в финале: «Точно туман какой-то ошеломил…» Вот этот туман и исследуем в спектакле.
Сценографию и костюмы сочинила и разработала Катерина Ламыкина. Пространство подчёркнуто вневременное; можно представить, что город N существует и сейчас. Вместе с композитором и саунд-дизайнером Глебом Патрикеевым мы продолжаем разрабатывать особый жанр этой истории, который сформулировали как экзистенциальный фарс. Персонажей артистам помогает создавать режиссёр по пластике Александра Колосовская.