Комедия, Драматический |
12+ |
Андрей Носков |
2 часа 40 минут, 1 антракт |
Потрясающий спектакль о Фаине Раневской. Нас переносит в 80-е и это во всех мелочах Удивительно проникновенный спектакль ! Добрый ,создан с любовью . Прекрасная работа Ирины Соколовой
Сегодня хочу поделиться с вами своими впечатлениями от посещения Театрально-концертный зал «ЦДКЖ» и спектакля «Раневская. Одинокая насмешница».
Если вы цените театральное искусство и восхищаетесь личностью великой Фаины Раневской, то этот спектакль станет для вас настоящим подарком. Это не просто постановка, а искреннее посвящение, наполненное любовью и уважением к легендарной актрисе.
С первых минут я была покорена игрой актрисы, исполняющей роль Раневской. Представьте: больше двух часов она держит внимание зала, играя пожилого человека с такой мастерской подачей, что невозможно оторваться! Спектакль погружает зрителя в уникальный мир Раневской, где юмор и трагедия переплетаются так тесно, что становится невозможно отделить одно от другого. Всё это пролетает на одном дыхании, оставляя после себя смешанные чувства: лёгкую улыбку, тёплые слёзы и глубокое восхищение как актёрским составом, так и самой Фаиной Георгиевной.
Главная героиня спектакля — это не только сама Раневская, но и её неподражаемый юмор, острый ум и уникальная способность видеть жизнь через призму иронии. Авторы постановки не пытаются приукрасить её образ — они бережно сохраняют её подлинность, позволяя зрителю почувствовать всю глубину её личности. Фаина Георгиевна становится не просто персонажем, а полноценным соавтором спектакля, чьи слова, мысли и поступки звучат так же актуально и пронзительно, как и много лет назад.
Особенно впечатляет, как актёрам удаётся передать многогранность Раневской. Она предстаёт перед зрителем то ранимой и трогательной, то сильной, гордой и бескомпромиссной. Её одиночество, страдания, её смех — всё это находит отклик в сердцах, заставляя задуматься о жизни, искусстве и человеческой природе.
Я настоятельно рекомендую посетить этот спектакль! Это не просто театральная постановка, а настоящий диалог с великой актрисой. Это возможность прикоснуться к её миру, понять её душу и ещё раз убедиться в том, насколько уникальной и гениальной личностью она была. Если вы любите театр, если вам близок тонкий юмор и глубокая драма, если вы хотите узнать больше о Фаине Раневской — этот спектакль для вас. Он оставляет после себя чувство благодарности и восхищения, а также желание ещё раз вернуться к творчеству этой удивительной женщины.
И отдельно хочу сказать о самом театре. Честно, у меня были предрассудки насчёт Театрально-концертный зал «ЦДКЖ» , возможно, из-за его расположения рядом с вокзалами. Но как же я ошибалась!
Театр оказался уютным, с приятной атмосферой, а в фойе даже есть небольшой музей, где можно увидеть первую рельсу и уникальную коллекцию подстаканников для чая. Теперь я точно знаю, что это место стоит посещения 💯 процентов
"Недавно прочитала в газете: "Великая актриса Раневская". Стало смешно. Великие живут как люди, а я живу бездомной собакой, хотя есть жилище! Есть приблудная собака, она живет моей заботой, — собакой одинокой живу я, и недолго, слава Богу, осталось. Кто бы знал, как я была несчастна в этой проклятой жизни, со всеми своими талантами. Кто бы знал мое одиночество! Успех — глупо мне, умной, ему радоваться."
© Фаина Георгиевна Раневская
В мире не так много актеров, которых знает каждый от мала до велика. Фраза "Муля, не нервируй меня" известна каждому, как и голос за кадром, озвучивший неподражаемую Фрекен Бок из мультфильма "Карлсон". Фаина Георгиевна Раневская! Потрясающей духовной силы человек, бесподобная актриса, яркая личность, непокладистая и упрямая женщина, и, пожалуй, самая цитируемая в истории, поскольку Фаина Георгиевна была невероятно остроумна. Сейчас ее особенно любят цитировать женщины, например: "Женщины — не слабый пол, слабый пол — это гнилые доски", или "Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение", а моя любимая - "Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению." В общем, все это вы наверняка знаете, а я хочу рассказать, как, наконец, посмотрела чудесный спектакль про Раневскую в Театрально-концертном зале "ЦДКЖ".
В последнее время все чаще я бываю в ЦДКЖ, поскольку там проходит все больше разнообразных мероприятий. Детские мюзиклы, спектакли московских и региональных театров, концерты, - огромный выбор на любой вкус. Но дело не только в этом. Удобное местоположение, очень приятные работники и уютный зал, с каждого места которого прекрасно видно все на сцене, влекут меня вновь посетить какое-нибудь мероприятие и отдохнуть душой. В этот раз там показывали спектакль Санкт-Петербургского Головин-театра "Раневская. Одинокая насмешница" режиссера Андрея Носкова. Спектакль посвящен Фаине Раневской в последние годы ее жизни, Раневской уставшей и, по сути, никому не нужной, но ни в коем случае не сломленной. Она по-прежнему глядит на мир сверху вниз, посмеиваясь над этой жизнью, оставаясь стойкой и гордой - королевой среди шутов. И никто не видит, что за непробиваемой броней и безграничным позитивом разрывается на части нежное одинокое сердце. Как говорила Раневская: "Одиночество — это когда в доме есть телефон, а звонит будильник."
Спектаклей по пьесе Лиона Измайлова и Алексея Цапика "Раневская. Сквозь смех и слезы" я знаю два. Первый - "Насмешница Фаина" Театра Комедии - я посмотрела много лет назад в Доме Высоцкого. Не будучи искушенным зрителем, я осталась довольна. Но, посмотрев спектакль Головин-театра, я поняла, что вряд ли еще когда-нибудь решусь смотреть еще чей-то спектакль о Фаине Георгиевне. А дело в том, что после спектакля "Раневская. Одинокая насмешница" у меня сложилось абсолютное впечатление, что я побывала на спектакле с настоящей Раневской! Не только внешнее сходство и не только актерское мастерство з.а. России Липец Елены Алексеевны, но и какие-то внутренние вибрации, самоощущение актрисы, полное перевоплощение не просто в роль, а в другого человека - в Фаину Георгиевну Раневскую меня просто поразили. Как раз на днях был повод после одного из просмотренных спектаклей пообщаться на тему фальши. Зритель ведь, что бы там ни говорили, прекрасно чувствует фальшь. Но я верила, я смотрела на Раневскую в исполнении Липец с восхищением, с каким бы смотрела на настоящую Раневскую, а по рукам у меня бегали крупные мурашки. Внутри произошел диссонанс - головой я понимала, что это не та самая Раневская, но что-то внутри меня упорно отказывалось верить моей голове. Да и к тому же, интонация и голос тоже были точь-в-точь как у Раневской. И когда актриса процитировала: "Он улетел. Но он обещал вернуться... Милый! Милый!", - зал взорвался аплодисментами. Хотя, говоря об озвучке, я читала, что именно слова "Милый! Милый!" Раневская произносить отказалась, и сказаны они были помощницей режиссера Раисой. Но это уже совсем другая история.
В отличие от другой постановки о Раневской, что я видела, здесь имела место интересная комбинация из комедии и трагедии. При том, что Фаина Раневская обладала потрясающим чувством юмора, в спектакле ее шутки контрастировали с ее внутренней тоской, а сама Раневская очень сильно контрастировала с окружающим ее безумным миром, настолько безумным, что он балансировал на грани клоунады. Сразу вспоминается ее знаменитое высказывание: "Отпускайте идиотов и клоунов из своей жизни. Цирк должен гастролировать". С одной стороны, очень оригинальная задумка, благодаря которой главная героиня возносится на пьедестал стойкости, мудрости, даже некоего величия. С другой, Раневская, как я уже писала, была удивительно реалистичной, и мне хотелось больше ее роли в спектакле. Я поймала себя на том, что в те немногие моменты, когда начинала говорить Раневская, я замирала и словно впитывала энергетику, слова, эмоции, я наслаждалась этим, как мне казалось, знакомством с той самой великой актрисой и потрясающей женщиной. И мне было мало, мне хотелось меньше чудно́й Анны, неадекватного доктора и злых пионеров, мне хотелось больше невероятной Раневской. Другие персонажи на ее фоне выглядели слишком просто, излишне суетливо и как-то по-детски глупо. Такая манера придала особенную изюминку спектаклю, заставила зрителей смеяться сквозь слезы и плакать сквозь смех. Такой и была жизнь Фаины Георгиевны - полная язвительного юмора сквозь щемящую сердце печаль.
Еще одна цитата Раневской: "Я не признаю слова "играть". Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно." Так жила она, так жила на сцене актриса Липец, ее игравшая. Спектакль, а точнее, образ Раневской в этом спектакле не выходит у меня из головы, сердце до сих пор хочет верить, что это была она, та самая Раневская. Это был потрясающий спектакль, потрясающий вечер. Уже запомнившая меня капельдинер подошла после спектакля и спросила мое мнение по поводу постановки, которой она тоже была восхищена. Сколько же всего интересного показывают на этой площадке. Еще не смотрела репертуар на декабрь, но обязательно планирую еще хотя бы раз приехать в Театрально-концертный зал "ЦДКЖ" в этом году. А вам рекомендую изучить афишу у них на сайте, иначе можете упустить много интересного. До встречи в ЦДКЖ!
Я читала биографию великой актрисы Фаины Раневской, но первый раз вижу спектакль по её жизни. Актриса играет пожилую уже женщину очень хорошо - прямо чувствуешь со сцены ее боль и одиночество, желание помочь тем, кто оказался рядом и грусть воспоминаний... Талантлива Аннушка, наивна, но хочет достичь большего и учится у великой мэтрессы театра.
Интересно будет посмотреть спектакль разным людям - и тем кто знает и любит Фаину Георгиевну и тем, кто о ней только слышал и тем, кто не знал. У многих зрителей после спектакля появилось желание посмотреть фильмы советских лет с ее участием
Спектакль «Раневская. Одинокая насмешница», приехавший в театрально-концертный зал ЦДКЖ из самого Санкт-Петербурга, захватывает внимание зрителей с первой же минуты. Судите сами: не успела подруга Нина посетовать, что за Фаиной Георгиевной некому ухаживать, как покой народной артистки был нарушен громким и звонким девичьим голоском. «Непрошеной гостьей» оказалась веселая девушка Аннушка, прибывшая из глухой деревни с плохо запоминающимся и трудно произносимым названием. Притащила она с собой все самое нужное: самовар, сетку со свежими овощами и пирожки… И обещала сварить Раневской дивное «хлёбово», без которого — ну прям никак на свете жить нельзя…
И осталась Аннушка жить у Фаины Георгиевны, выполняя роль домработницы.
Так в жизни великой актрисы появился близкий человек, а с ним — и особый смысл: передать Аннушке свои знания, актерский опыт; рассказать о великих людях, с которыми она встречалась…
Заслуженная артистка России Елена Липец, играющая главную роль в спектакле «Головин-театра», настолько похожа на Раневскую, что посещение спектакля можно смело считать встречей с Фаиной Георгиевной. Причем не официальной, когда мы в зале, а она — на сцене, а уютно-домашней, греющей душу.
«Интересно, когда Раневская поняла, что ее домработница — не та, за кого себя выдаёт?» — этот вопрос мучил меня недолго. Фаина Георгиевна с ее жизненным опытом и нелюбовью к слову «играть», наверняка поняла все в первые же мгновения их с Анной знакомства. И именно потому, что слишком уж та «переигрывала».
Впрочем, «переигрывали» в этом спектакле практически все персонажи. Казалось, что сумасшедший внешний мир вихрем ворвался в тихий уютный мирок народной артистки, стремясь уверить ее, что она ещё очень нужна людям… В том числе и тем, кого она раньше никогда не видела.
Остро-комической получилась сцена прибытия «Нескорой «Скорой»» в лице измученной участковой врачихи (Екатерина Суворова, браво!) Юные «пионЭры» посетили народную артистку лишь затем, чтобы попытаться лишить ее старых фотографий, а стало быть, и связанных с ними воспоминаний.
Пионеров упрекать бессмысленно: им поручили собирать макулатуру. Но их можно… послать куда им очень надо, что Раневская, возмущенная нарушением своих границ, и делает.
В спектакле немного персонажей: кроме нехило пьющей участковой, Фаину Георгиевну навещает актриса Нина Сухоцкая (Ирина Сотикова) и кассир театра (Андрей Носков).
Это — реальные люди, существовавшие в жизни актрисы. А вот была ли у неё такая Аннушка, или придумали ее Лион Измайлов и Алексей Цапик — создатели пьесы «Раневская. Сквозь смех и слезы»?
Несмотря на обилие смешных эпизодов и остроумных высказываний великой актрисы, кои она, ни на секунду не задумываясь, произносит в ответ на реплики собеседников, этот спектакль — все же не комедия, а драмеди. Ибо таков уж удел стареньких актрис, больше не появляющихся на публике: про их существование все вдруг забывают. И как тут не вспомнить возмущенное, из сердца рвущееся восклицание Мачехи из фильма «Золушка»: «Какое сказочное свинство!»
Да, Раневской часто приходится оставаться одной. И тогда она, побеседовав с портретами «любимых своих мужчин» (Пушкина, Станиславского, Качалова и других), развешанными по стенам, предаётся воспоминаниям. И мы, зрители, с интересом слушаем ее рассказы о дружбе с Павлой Леонтьевной Вульф; Любовью Орловой; Анной Ахматовой… О том, как спасал их от голода в годы Гражданской войны Максимилиан Волошин, приносивший мелкую рыбешку, которую жарил… на касторовом масле. Как не любил ее режиссёр Завадский, однажды приказавший ей: «Вон из театра!»
— Вон из Искусства! — гордо ответила ему Раневская.
Президент США Франклин Рузвельт, посмотрев фильм Михаила Ромма «Мечта» с участием Фаины Георгиевны, назвал ее «блестящей трагической актрисой». Именно об этом мечтала Раневская всю свою жизнь: играть глубокие, трогающие душу зрителей, трагические роли.
И — что же? «Могла одно – сделала другое, ценила одни роли – награждали и любили за другие», — жалуется Фаина Георгиевна. И увы, она права: сегодняшний зритель, коего попросят перечислить трагические роли этой актрисы, хорошо если назовёт лишь «лебединую» ее песню: роль старенькой Люси Купер в спектакле «Дальше — тишина».
Не секрет, что многие зрители воспринимают театр исключительно как «развлекаловку» и ходят туда лишь с одной целью: посмеяться. Уверена, что в этот вечер «встречи с великой Раневской» они получат причитающуюся им дозу драйва, развлечения и смеха.
Но не только это. «Театр — это место, где мы можем быть частью чего-то большего», — говорил Достоевский. Вот и мы стали в этот вечер частью жизни великой трагической актрисы — Фаины Георгиевны Раневской. Жизни, наполненной творчеством, прекрасными ролями, встречами с известными людьми… И — страшным одиночеством, когда «пережила уже почти всех, кому интересна моя жизнь… Одна в толпе – это еще тяжелей, чем смотрителем на маяке на далеком острове…»