Драматический |
12+ |
Елена Громова |
20 мая 2023 |
2 часа |
Спектакль поставлен по мотивам повести «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина. Спектакль посвящён последним дням существования Матёры — островной деревни, которая должна быть затоплена при строительстве ГЭС. В спектакле показана трагедия жителей деревни, вынужденных сжигать свои дома и навсегда оставлять родные могилы под водой.
Главные герои - это старухи, которые последними готовятся покинуть свои дома. Их последние дни и их прощание с деревней нам и предстоит наблюдать два с хвостиком часа. Спектакль горький и печальный, и смотреть его нелегко. Хотелось бы увидеть и светлую сторону, перспективы у молодежи, дальнейшее развитие поколений, но спектакль не об этом. Он о том, что людям свойственно врастать корнями в землю и менять свой быт с годами становится тяжело. Да и не нужны старухи особо никому... только друг за друга и держатся. У кого дети на войне погибли, у кого пьют, кому-то родители уже в тягость.
Этот спектакль не для всех. Все-таки предварительно стоит ознакомиться с произведением, которое было взято за основу. Юмора в нем нет. Актерам удалось переключиться с детских постановок на серьезное произведение. И измениться под него. И страдать на сцене. И передать всю боль переживаний залу.
Спектакль Прощание с Матерой, поставленный в театре Вернадского, 13, основан на одноименной повести Валентина Распутина, известного воспевателя национальных российских традиций. Сюжет связан с подлинным фактом затопления некоторых поселений Ангарой во время постройки Братской ГЭС.
Жители деревни Матера, находящейся на острове, также попали под переселение, их старые дома будут затоплены, но они так приросли к своим корням, что не мыслят своей жизни в новых городах, без своей деревни. В противовес им - носители нового миропорядка, социалистические рабочие, разрущающие все старое и созидающие новый технологичный мир.
Но все не так просто в этой истории, мне видится здесь очень много смыслов и переплетений как с христианскими теориями, так и с языческими мотивами. Например, царский листвень - дерево, символизирующее собой весь остров, которое не могут ни срубить, ни сжечь даже пожогщики, - это символ мирового древа. А сама Ангара - это также известный архетип - река жизни. В общем, символов тут хватает, тем, кто любит находить дополнительные смыслы, точно будет интересно.
Много проблем поднимается в книге и в спектакле - это и тот факт, что мы отрываемся от корней, от своих предков, и непонятно, что же лучше - старые дремучие необразованные женщины на заброшенном острове без электричества или новенький, поблескивающий металлом и технологиями мир городов и производства. У Распутина совершенно очевидна симпатия к старушкам, а вот мне ближе второй вариант. Тут же раскрывается проблема отцов и детей, расхождения во взглядах на мироустройство, предков, прогресс. Не обойтись и без трагедии маленького человека перед лицом гигантской страны, когда жизни простых людей ни во что не ставятся ради великой цели - постройки плотины и ГЭС, которые послужат всей стране.
Постановка осуществлена полностью в соответствии с книгой, но также дополнительно украшена народными песнопениями, обрядами и театральными эффектами. С большой любовью авторами изображены героини, мы им искренне сочувствуем и сопереживаем. Они живут на своем маленьком островке в ожидании переселения, пытаются искать положительные моменты в переезде - появится электричество, горячая вода, не надо будет топить печку. Но с трудом привыкают к мысли, что им придется бросить насиженные места, свои дома, могилы предков.
Удивлена, как довольно молодым актрисам удалось сыграть роли старушек - голоса, позы, походка - веришь, что это настоящие старушки! Очень сильная роль у Надежды Карпович - Дарья, чьи сын и внук уже практически полностью вжились в новую реальность, а внук еще и собрался работать на строительстве той самой ГЭС, которая затопит Матеру. Настасья - Маргарита Иванова, очень переживает за мужа, ее "Не плачь, не плачь, Егор" вызывало грустный смех в зале весь спектакль.
Очень мне понравилось музыкальное сопровождение - актеры исполняют акапелла народные песни, как языческие, так и христианские.
Кто мы, откуда мы идем и куда направляемся, верной ли дорогой идем - такие вопросы возникают при просмотре постановки. Если они вам близки и вы готовы не только развлекаться, но и поразмышлять после посещения театра - вам обязательно нужно посмотреть спектакль Прощание с Матерой в театре Вернадского, 13.