Пролетая над гнездом кукушки





















Сыграть Макмерфи спустя тридцать лет после того, как это сделал Джек Николсон, возьмется только тот, кто никаких сравнений не выдерживает: безымянный выскочка из окраинного театра. Либо тот, кто в сравнениях не нуждается. В «Ленкоме» Макмерфи играет Александр Абдулов. Ему не требуется самоутверждаться, топчась на чужом поле. Оставалось предположить, что в роли ветерана Вьетнама, свободолюбивого дебошира, упрятанного на три месяца в тюрьму, закосившего в дурке и павшего от рук стервы в белом халате, — в этой роли есть то, что Абдулову хотелось бы сыграть, но до сих пор не пришлось. Одиночку, противопоставившего себя морю бед. Шекспировскую тему о том, «какой светильник разума угас».
«Полет над гнездом кукушки», как ни крути, не «Гамлет», и в ленкомовской афише спектакль назвали «Затмением». Еще презентабельнее афиша выглядела бы, случись то, что поначалу затевалось: пригласить на постановку самого Формана (хотя зачем бы ему это могло понадобиться?). В результате спектакль ставил приглашенный из Питера болгарин Александр Морфов — молодой и крепкий профессионал, работающий в несколько анемичной манере, которую так любит пожилое театральное руководство. Странно, но пытаясь избежать сравнений с фильмом (так говорилось до премьеры), Морфов смонтировал спектакль именно как кино — он сам инсценировал роман, нарезав его мелкими порциями, и потом склеил через затемнение. Другое его слабое место — репризы. Актер Марка Захарова привык (и лучше других умеет) выстраивать завязку-кульминацию-развязку на кратчайшей дистанции. В «Ленкоме» актера встречают на старте аплодисментами, а на финише провожают овацией. Морфов, по всему видать, понимает природу здешнего актера, но репризы бегут у него не раскатистыми волнами, как в спектаклях Марка Захарова, а так, мелкой рябью. Однако скучать не приходится. Анна Якунина в роли медсестры походит на телеведущую из «Слабого звена». Сергей Фролов в роли младшего пациента Билли замечательно сыграл расставание с девственностью, а еще лучше — с привычкой стучать на своих. Даже то, что немой Вождь (Сергей Степанченко) вдруг заговорил в финале с интонациями сибирского зверотехника, не слишком портит спектакль. Другое дело, что напрочь выветрился пафос, которым эта вещь наделялась у нас прежде. Ведь масскультной иконой роман Кена Кизи сделали не талант Милоша Формана или Николсона, а время, нонконформистские шестидесятые-семидесятые с их героем-одиночкой, испытывающим устойчивость американского миропорядка выходкой, а свой рассудок — наркотиками и лоботомией. В брежневском СССР пятикратно оскароносную «Кукушку» смотрели и читали как диссидентскую литературу. Сегодня же об устойчивости остается только мечтать правительству, о порядке — органам, а о послушном и единодушном большинстве, с которым Макмерфи вступал в диалог (назовем это так), — партийным боссам. Послушное — еще куда ни шло, единодушное — это уж дудки. Так что Абдулову, наделившему Макмерфи своей харизмой, остается наблюдать, какое она производит впечатление: ему некому особо противопоставляться и не к кому обращаться. Поистине единодушную реакцию в зале вызывает разве что тот факт, что этому парню даже в дурдоме удалось сколотить круглую сумму. Что же касается «светильника разума», то это то, что Абдулов играет по-настоящему сильно и вполне себе в шекспировской традиции: разум его не гаснет к финалу, а, напротив, кажется, он только тогда и просыпается, когда у него в собеседниках оказывается безумие.
Смотрели трагикомедию "Пролетая над гнездом кукушки (Затмение)" по роману Кена Кизи 16.03.2018. Сидели в правой части партера, во 2 ряду - и немалая часть действия происходила прямо перед нами, как на ладони, "за жёлтой линией". В главной роли пациента психиатрической больницы Рэндла Патрика МакМёрфи - 55-летний народный артист РФ Андрей Соколов, в роли старшей медсестры Милдред Рэтчед - 65-летняя народная артистка РФ Елена Шанина (которую в юности мне посчастливилось видеть на сцене Ленкома в роли Кончиты в культовом спектакле "Юнона и Авось", рядом с Николаем Караченцовым). Все актёры играют бесподобно! Три часа двадцать минут пролетели словно миг, на одном дыхании. Один из сильнейших спекталей, которые мне приходилось видеть (а я бываю в театрах не реже двух раз в месяц), пробирает до мурашек. Браво!
Эмоции через край - я больше всего обрадовалась "охраннику" на ходулях, ловящего воздушные шарики сачком! Смех, когда Макмэрфи в исполнении Андрея Соколова устанавливает свои порядки в больнице. Слезы в финале постановки. Дмитрий Гизбрехт великолепен и невероятно пластичен в роли Билли. Андрей Леонов выразителен и оригинален в роли Чезвика. Легкая и в то же время дающая пищу для размышления постановка.
Спектакль скучный, до такой степени, что каждый 5-7 минут я смотрела на время... самое сильной ощущение, когда герою сделали лоботомию, осознание, что скоро можно будет пойти домой! ура!
остались на второй акт, потому что ждала все-таки обещанной "фантазии", но явная и дикая была одна и в первом акте...
к сожалению, я такая в зале была не одна, рядом девушка вообще переписывалась смс, а через пару кресел дама спала... остались не все, но зал все равно был полон... это парадокс...
прочитав все рецензии восторгов так и не поняла...
при этом актеры вроде бы играли хорошо... и Соколов, который тоже видимо видел фильм, книгу не факт, что читал... и Леонов, очень органичный в дурдоме (ну а где еще находится отцу 5 детей)... и Билли и Чезвик... некоторое недоумение осталось от топорного Вождя и сестры...
почему же тогда спектакль такой скучный???
зачем нужны эти шутки ниже пояса?
зачем вообще нужны шутки, после которых идет явная пауза и взгляд в зал а-ля "я пошутил(а), смейтесь"...
Реальный дурдом! Я даже сказал бы психушка, или просто дурка. Несмотря на минимум декораций, Игра поистине ИГРА! Абдулов настолько емко изображает, пофигиста-нравоучителя, что иногда думаешь , что это некий тибетский Гуру, заехавший "пошалить" в желтое заведение. Очень правдоподобноя игра психов, иногда даже пугает беспокойство за их реальное здравие! ) Бесподобные вторые, "закадровые планы". Добавление нецензурной лексики, добавляет остроты. Скучать не приходилось не на минуту. !-ое действие прошло на доле дыхания, так это было завраживающе и ярко. Юмор блещет! Виват, БИС! Занавес! Рекомендую, товарищи, господа, дамы и .. будет Вам праздник души и самосознания!
14 января посетил спектакль от которого многого ждал. Ждал потому, что театр - Ленком, пьеса - "Полёт над гнездом..".
Сразу хочу сказать, постановка - ужасная! Возможно, это худший спектакль Ленкома. Разочарование по всем статьям: игра актёров заключается в хаотичном передвижении по сцене (хотя, наверное, в этом основная заслуга режиссёра), постановка и режиссура... были бы очень хороши для областного театра , сюжет настолько вольный, что "по мотивам" книги - это весьма мягко сказано.
Вряд ли кто из участников этого действия может даже попытаться избежать сравнения с фильмом по той простой причине, что фильм Формана - шедевр, а не заурядное "кинцо". Если же не сравнивать спектакль с фильмом, а попытаться сопоставить его с книгой, то получится, простите, нонсенс. Ведь с книгой спектакль не имеет ничего общего, а поставлен он, скорее "по мотивам" именно фильма!
Мне было непонятно почему МакМерфи начиная с первой сцены постоянно хохочет, почему Чезвик находится в перманентной истерике, почему Билли так много кривляется, а доктор Спиви похож на добряка из советской больницы в фильме 30-х гг.
И это не всё. Если отбросить эпитеты, то просто непонятно следующее: пока Мак смеёттся, Вождь своим голосом советует (!) Маку бежать (!!) из клиники, на что Мак в ответ лишь посмеивается; Мак решает охмурить сестру Рэтчет и (!!!) сестра позволяет ему некую (к счастью, без подробностей) интимную близость; психи в порыве любви к Маку уже настоятельно советуют ему бежать, а для этого обещают устроить пожар (что говорит об их глубоком понимании ситуации и даре предвидения!); в финале психи напившись долго и нудно засыпают, а Мартини, увидев пришедшую на работу сестру, громогласно произносит "пи...ец!". Обалдеть!
И за что же Мак душит сестру? За то, что та сказала Билли, что его девушка - проститутка, и заставила Мака прилюдно отдать Кэнди деньги за "услуги"! Ещё раз обалдеть!
Простите за длинный комментарий. Однако, уверен, спектакль в данной постановке не соответствует уровню театра. Отсюда и эмоции