Дмитрий Готсдинер и Виталий Салтыков пересказывают текст Гоцци так, как будто жестокая китайская принцесса — их знакомая из соседнего подъезда, а принц Калаф — одноклассник. Формула реанимации старых сказок, открытая режиссером Могучим, работает безотказно.
Драматический |
16+ |
Андрей Могучий |
3 часа 30 минут, 1 антракт |
ПРИЮТ ГОЛОГО КОРОЛЯ
Посмотрев в Приюте комедианта спектакль «Pro Турандот», окончательно убедился: есть Гении на свете! И этот Гений - … Андерсен! Автор «Голого короля».
Могучий – это Додин для Бибисов и Батхенов. «Pro Турандот» - спектакль для тех, кто не прочитал в своей жизни ничего кроме «Колобка» и, быть может, пелевинского - «Из жизни насекомых». Такого бредового, наипримитивнейшего, наиглупейшего текста я не встречал даже в письмах своих не очень, скажем мягко, образованных приятелей, отправившихся служить в армию. И я не напыщенный дока, не закостенелый архаик. Я с восторгом взирал на эксперименты Стуруа (нацисты в шекспировском Венецианском купце – спектакль «Шейлок» калягинского театра!) и Морфова (Просперо, того же Шекспира, в джинсах - «Буря» Комиссаржевки). Перед «Pro…» ходил на «Чевенгура» Малого Драматического – восхищение! Талант и мастерство Режиссера и исполнителей не вызывают сомнений. А Турандот? Да мат незатейливых киношных «Дикарей» - это Евангелия от Луки – по сравнению с речью «могучих евнухов».
А как же премии! Золотой софит? – спросите. А никак – отвечу.
Во-первых, спектакль получил Софита в области «малых форм», а там, в абсолютном большинстве: либо «театр у микрофона» без какого-либо действия, либо, наоборот» - ДЕЙСТВИЕ – порнуха-групповуха, либо самодеятельность, под девизом: «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира». Так что выбор не велик («Старик и море» Ивченко, кстати, с тем же Носковым, - для меня истинный образец «малой формы»).
Во-вторых, если б не текст, спектакль бы смотрелся – режиссуры в «Pro Турандот» много (чересчур, правда, много) – начало так просто потрясающее – до тех пор, пока основные действующие лица не надумывают заговорить.
В-третьих… Ну представьте себе убеленных сединами, утомленных, тысячи раз все видевших-перевидевших экспертов – членов т. н. авторитетного жюри. Всё одно и то же, одно и то же… И вдруг бац: давным-давно сданная в архив Турандот – в макасинах (образно говоря), дебил-Калаф в образе нагиевского прапорщика Задова, Альтоум, рассказывающий о девочке, пошедшей за мороженым! Прелесть! Необычно! И совсем неважно: как НЕОБЫЧНО – со знаком плюс или со знаком минус.
В-четвертых, подозрение: А не ограничилась ли уважаемая экспертная комиссия «Золотого софита» первыми десятью минутами спектакля? И не отправилась ли она после этих действительно ПОТРЯСАЮЩИХ десяти минут с вздохом облегчения и чувством выполненного долга («Ну, наконец-то! Хоть что-то!») в буфет, доблестно выпивать и закусывать?
Ко всему вышесказанному добавлю: «Pro Турандот» – один из немногих спектаклей в моей жизни (из более чем двухсот), который я не посмотрел полностью – ушел в антракте, далеко не в полном одиночестве. Ушел бы раньше, но не посмел – из уважения, нет, не к актерам, произносящих под грифом гениальности наибездарнейшую чушь, а к зрителям, коих пришлось бы заставить привстать со своих мест. Перед уходом так и хотелось перевоплотиться в незатейливого, все ясно видящего андерсеновского мальчика и прокричать: Люди! Очнитесь! Чему вы аплодируете?! Над чем смеетесь?! Какое, к чертям собачьим, «новое искусство»?! Какой авангард?! Это самый настоящий бред! Откройте глаза! Король-то голый! Голый! Браво, Андерсен!
Андрей Могучий в этом спектакле создал квинтессенцию величайших и самых значимых событий-течений в истории театра. Друг с другом здесь спорят Гришковец, Вахтангов, комедия дель арте, Гоцци. И получается конфликт. В эстетической сфере. Казалось бы, спектаклик дурной и вздорный, а получается, донельзя продуманный. Могучий сравнивает свою работу с работой Вахтангова, со спектаклем 22 года, со спектаклем театрообразующем, со спектаклем эпохальным. И немного пародирует. За этим интересно наблюдать. Но кроме спора великих, Про Турандот наполнен замечательными шутками (лацци, как они называются в комедии дель арте), которые отпускают два очаровательных евнуха, импровизациями да и красивой картинкой. Даже если не хочется или не можется задумываться, то от этого спектакля можно получить массу положительных эмоций и эстетическое наслаждение.
За 8 дней, на которые удалось вырваться в обожаемый град на Неве, нужно было успеть архи много: отыскать в афишах самые интересные постановки на каждый вечер, побаловать себя рейдом по чудесным ресторанчикам на улице Рубинштейна, успеть на открытие "Золотого Самсона" в Петергофе, добраться до выставки музея Прадо в Эрмитаже, поклониться Ксении Петербургской, вновь поглазеть на разведение мостов с палубы речного трамвайчика, и наконец, окунуться в волшебство прогулок по городу, второго такого которого не сыщешь нигде.
И вот однажды... Описывать разыгравшееся на сцене действо не стану, это именно тот случай, когда на все 100 работает пресловутая формула "лучше один раз увидеть...", расскажу лишь в общих чертах, как это было. В тот дождливый вечер из театра погодонеустойчивого Петербурга я уходила ошеломленно-ошарашенная как никогда доселе, накрытая с головой волнами пучины впечатлений, пережившая цунами эмоций, даже просто по-земному обыденно забывшая зонтик в гардеробе. Если отрапортовать об увиденном лаконично и без дополнительных преамбул, получится примерно вот так - "PRO Турандот" является лучшим спектактлем, который на сегодняшний день, несмотря на свое немалое по времени и богатству разнообразия, знакомство с Мельпоменой, мне посчастливилось увидеть. На ум приходит вереница ассоциаций. Феерия небанального, дорогого экспромта. По-настоящему. Без тени лени и фальши. Цепляет. Не отпускает. Держит. Талантливо. Гениально. Незабываемо. Навек. В Москве так выкладываясь не играют, набалованы. Отмечу два показательных момента, столь выделяющих Приют Комедианта на фоне многих театров, которым не свойственна манера столь уважительного отношения к зрителю. Во-первых, недостаточно ориентирующиеся в городе и плюс к этому застрявшие в пробке, на свой страх и риск, безо всякой надежды на везение, набрав заветный номер театра, изложили суть проблемы, каково же было наше искреннее изумление и удивление, когда мы обнаружили, что спектакль задержан пусть всего на 10, но спаситетельных минут, а наши места в середине первого ряда пустуют и дожидаются нас. Во-вторых, даже во время антракта не хотелось покидать своих мест, мастера словесного жанра и искрометного юмора, продолжали творить, устроив уморительное общение с оставшимися в зале (конфетки, заслуженно заработанные за вопрос про евнухопедию, стали дополнительным сувениром, ну разве можно слопать реликвию?). В конце моментально пролетевшего спектакля смеялась как ребенок до слез, когда мы, став объектом очередной импровизации главного героя, явились счастливыми обладателями половины сценического имущества, от апельсина и кухонной доски до табурета и контрабаса, сдобренного напутственным слоганом "В хозяйстве все пригодится!".
Уважаемые артисты! Спасибо за долгоиграющее на языке послевкусие, и поныне с перчинкой восторга повествуемое друзьям и знакомым. Если бы в арсенале моих повседневных мелочей имелась гербовая печать "Знак качества", я почла бы за счастье прикоснуться ею к знаменательному зданию на Садовой, а в доказательство искренней признательности труппе, с огромным удовольствием сочла бы за честь вручить заслуженный орден от благодарного зрителя. То, что вы делаете, лично для меня стало легендой и образчиком, а это уже однозначно свидетельствует о том, что делаете вы это не зря. С уверенностью могу пообещать себе самой, что обязательно еще вернусь в полюбившийся зал, чтобы напиться из этого источника вдохновения чистых, родниковых эмоций.
Хочется процитировать слова из рецензии Ирины Тарасовой: "У любителей театральных загадок к концу спектакля начинает болеть голова. Юные счастливчики, отключившие эту ненужную часть тела, пребывают в эйфории - "как дядя зажигает!" Некоторые в недоумении : " И что же это было?".
У меня голова начала болеть уже через полчаса после начала спектакля. Сразу же после этого я перестала себя мучить, пытаться найти в отвратительном тексте, который звучал со счены, хоть какой-нибудь смысл, встала и ушла. Благо, что сидела недалеко от выхода.К сожалению, я не смогла отключить эту важную для меня часть тела (голову). После первого действия театр покинули и мои друзья, между прочим, люди довольно-таки образованные и интеллигентные.
А ведь некоторые смеялись и аплодировали .... И количество полученных премий меня, мягко говоря, смущает.
Давно угадываемый факт - переделывать классику у нас сейчас стремятся все, но удаётся это далеко не каждому. В случае с Турандот попытка удалась. Спектакль д лится 4 часа, но при этом проходит на одном дыхании. Шутки не пошлые, смех зрителя искренний. И что ещё важно - после просмотра хочется размышлять, анализировать, спорить и (не) соглашаться. А значит, цель достигнута. Не просто посмотрел и ушёл. Посмотрел и ПОДУМАЛ. А как же всё-таки приятно, когда человек думает...