Драматический |
14+ |
Павел Южаков |
1 час 30 минут, без антракта |
«Прекрасное далеко» Первого театра началось совсем не с премьерного показа: готовому спектаклю предшествовали читки и эскизные постановки, открытые для широкой публики. Такая творческая лаборатория получила название «Кухня», одним из организаторов которой стал питерский режиссер Дмитрий Егоров( он же Данила Привалов – автор пьесы). Было бы замечательно отразить в рецензии весь творческий путь спектакля, но увы, нет такой возможности. Однако, судя по спектаклю, режиссеры посидели не на одной «кухне», что бы из пьесы для старшеклассников получилась практически взрослая постановка.
Пространство «Прекрасного далека» умещается в небольшую комнату, которая выглядит странно и одиноко на большой сцене ДК «Строитель», и даже не понятно как будут двигаться, а тем более уходить и появляться на сцене актеры. Но декорации оказались хитрее, чем могло показаться на первый взгляд: шкаф превращается в портал, а сев на кровать или скамью, при желании можно вообще исчезнуть с глаз зрителей. Эти визуальные приемы с первых минут завоевывают внимание и интерес, таким образом, публика невольно вступает в игру и уже не выходит из нее до самого конца. И, наверное, эти декорации следует признать одним из главных плюсов спектакля.
Прекрасное далеко – что-то вроде рая, здесь живут ангелы, некогда бывшие простыми людьми в разные времена. Они не могут ни спать, ни есть, ни курить, и очень хотят вернуться обратно, где их существование имело бы хоть какой-нибудь смысл. Самый старый из них Саныч (Егор Овечкин) , который уже пытался и умирать, и улетать «к ним»,и даже беседовать с Богом, в которого не верит, резонирует с новопоселенцем Васей(Виталий Гудков), который отчаянно не понимает почему у ангелов вместо чая – пшено, за пироги сходит шерсть, а играть можно на простом бревне, раз в Прекрасном Далеко не нашлось гитары. Остальные ангелы Серега(Александр Форостинский), Тоха(Илья Шабельников), Тетя Таня(Ирина Носова) и Маруся(Ольга Епанчинцева), вероятно, тоже проходили через все то, с чем столкнулся Вася, но все сдались и смирились со своим неземным существованием. Одна только Маруся, погибшая в девичестве, все еще хочет полюбить, не смотря на то, что ангелы как бы бесполые. И как ни странно, именно благодаря любви, она освобождает себя и уже отчаявшегося Васю из Прекрасного далека.
Стоит отметить, что все персонажи получились довольно гармоничными, недоумение может вызвать только Тетя Таня. Все-таки тетя- блокадница, представляется уж совсем не как молодая и хрупкая Ирина Носова. Но не смотря на несоответствие фактуры, образ получился полноценным для своей роли во всем действии. Вообще вся актерская работа на должном уровне, без лишних деталей и противоречий. В спектакле нет глубоких, сложных характеров, они и не нужны. Основная мысль довольно прозрачна: мы живем и не ценим то, что здесь и сейчас, а это необходимо, несмотря на проблемы и трудности, ведь можно оказаться вот в таком малопривлекательном месте.
Помимо главной идеи, в спектакле прослеживается более глубокая и интересная тема Бога и веры. Потенциально эта линия очень сильная, и ясно, что режиссер это понимает, однако явно не проработал ее до конца. Впечатляет единственное адресованное Богу письмо именно от блокадницы тети Тани, но более яркая отсылка – диалог Саныча с Богом, почему-то так и остался всего лишь отсылкой. Сама ситуация общения с Богом эмоционально заряжена, а так же дает бесконечную волю философской мысли. Поэтому небольшой эпизод с Санычем может стать Откровением персонажа, что уже предаст спектаклю большу´ю серьезность.
Как видно, спектакль «Прекрасное далеко» рассчитан на то, что станет своеобразной притчей: заставит публику задуматься о собственной жизни и места в ней. Ясно, что это не «искусство ради искусства», и навряд ли театральные гурманы смогут оценить постановку, но для неискушенных зрителей спектакль наверняка станет ярким впечатлением.