Документальный спектакль про (и при участии) правозащитников. Пятеро артистов «Театр.doc» озвучивают текст, собранный Анной Добровольской в условную пьесу, где в качестве лейтмотива фигурируют рассказы о прародителе правозащитного движения Федоре Гаазе. В каждом последующем спектакле участвуют действующие российские правозащитники, наполняя спектакль своими историями всегда неравной борьбы за уважение человеческого достоинства — фантастическими, ужасающими и мотивирующими.
Драматический |
12+ |
50 минут, без антракта |
Спектакль «Правозащитники» впечатлил до глубины души, осталась масса идей, мыслей, чувств. Спасибо за это.
Больше всего удивили актеры, перевоплощавшиеся без накладных усов-бровей или костюмов, говорящие как «из себя», так из роли. Вот Марина, личной историей которой я восхищена и которой благодарна за такую откровенность перед залом. Вот каждый из актеров, рассказывающий истории других, играющий-проживающий состояния, жизни, мысли и чувства, сменяющий два-три-четыре (сколько? я не считала, теперь сложно сказать) образа на сцене. Нет ощущения игры, есть ощущение жизни, вот что удивительно.
Понравилась идея с автором, Анной, которая присутсвовала рядом со сценой и для непросвещённого зрителя работала Википедией, для меня это было крайне полезно. Кстати, от зала создалось впечатление у меня, что «все свои», и все знают-понимают, о ком, о чем идет речь. То, что позаботились обо мне, дикой, неграмотной, было приятно и ценно.
Для меня этот спектакль – знакомство с темой. Интересно, глубоко, важно, жизненно, психологично, лично. Затронуло. Изумительно, что руки не опускаются. То есть об этом идет речь, много грусти, горечи, много боли, но руки у героев не опускаются насовсем-насовсем. Для меня это спектакль про силу человека в заданных обстоятельствах, про способность быть над ситуацией, про проявление в любых, даже самых жестких, жестоких, бесчеловечных условиях величия человеческого духа.
Что эти мужественные люди получились похожими сами на себя - наверное, приятно для тех, кто знает их лично. Но цель спектакля - именно как спектакля, призванного воздействовать на внутренний мир зрителя, а не просто искусно копировать реальность, какой бы документальный ни был театр, - была бы достигнута в большей степени, если бы получилось дальше развить, продвинуть те смыслы, которые только с немалыми усилиями вылавливаются из толщи фактуры зрителем, предоставленным в этом деле самому себе. Скажем, как это, что преступник, получается, человек, который в своих проступках винит не себя, а случай? Или: как это несвободный человек начинает вести себя как свободный, если получает надежду на помощь? Или: где граница, разделяющая гуманную цель помочь нуждающимся хоть сколько-нибудь и простой коллаборационизм? Над этим хочется подумать, и не сразу, в жанре тоталитарно-безальтернативного обсужданса, а потом, воспроизводя в голове увиденный материал. Эти же (и многие другие) смыслы, думается, важнее, чем нарочитые цепи, которые мешают вслушаться в слова, или неработающий экспромт с вставанием на колени, а потом, конечно, вставанием с колен. Кроме того, увлечение фактурой сбивает и другой уровень понимания, который обогатил бы спектакль: обращение с осуждёнными - не проблема сама по себе, а проекция состояния общества. Вероятно, и для трактовки её нужны чуть более универсальные термины, инструменты и оптические углы, а не то, чем там по вечерам занимается не пожелавший назвать себя замечательный человек.
Сильный спектакль на важную и сложную тему. Берет за душу. Хорошо что кто-то рассказывает про непростую и важную работу, про людей, которым не всё равно.