Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6

Спектакль
Портрет с дождем

Постановка - МДТ — Театр Европы
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Лев Додин об эпохе застоя с иронией и сочувствием

Лев Додин выбрал для постановки сценарную зарисовку Александра Володина, по которой в конце 70-х годов прошлого века был снят мало кому памятный фильм с Галиной Польских в главной роли. Роль эта между тем весьма интересна и с точки зрения драматической коллизии, и с точки зрения ощутимого дефицита добра в сегодняшней реальности. Мать-одиночка Клавдия, которую известный романтик Володин наградил неистовым альтруизмом некрасовских женщин, встречает на своем пути еще одного мужчину, которому требуется ее сердобольность. И пока его надо только спасать, все идет прекрасно. Проблемы начинаются, как только дело доходит до любви. Клавдию играет Татьяна Шестакова.

  • Портрет с дождем – афиша
  • Портрет с дождем – афиша
  • Портрет с дождем – афиша
  • Портрет с дождем – афиша
  • Портрет с дождем – афиша
Драматический
16+
Лев Додин
1 час 20 мин, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

9
Жанна Зарецкая
441 отзыв, 142 оценки, рейтинг 498
25 мая 2011
Лев Додин о советских 70-х с иронией, сочувствием и оптимизмом

На авансцене висит белый экран и стоят софиты (художник Александр Боровский). Жанр нового спектакля Льва Додина можно было бы определить как «оживающие фотографии». Герои по одному или компаниями выходят к экрану и вот так вот — стоя в лучах ослепительного света и глядя в зал — разыгрывают сцену за сценой, прописанные Александром Володиным в сценарии под названием «Портрет с дождем» (1973). Додин не ограничился только задачей воссоздать портрет эпохи своей молодости через фотопортреты ее среднестатистических представителей, он еще и решил начертать лирический образ последнего рус­ского драматурга-романтика Александра Володина, для чего к тексту сценария добавились володинские стихи и проза от первого лица.

Сама по себе история альтруистки Клавдии, которая не просто готова отдать последние деньги и подошедшую очередь на квартиру малознакомым людям, но и оправдать обоих мужчин, что оставили ее матерью-одиночкой, незамысловата: бросилась помогать очередному первому встречному, моряку дальнего плаванья Анатолию (Сергей Курышев), у которого умерла мать, а он вдруг понял, что без Клавдии не может. Ее играет Татьяна Шестакова, которую Додин наряжает в ярко-красный наряд и усаживает на стул в центре. Она и есть центр всех условных фотографий и всех драматических ситуаций. И не просто центр, а критерий человечности: актриса играет одновременно и детскую непосредственность почти до юродства, и тот миф о русской женщине, который поддерживал по мере сил всякий национальный поэт. Рядом с ней и в ее свете всякая фальшь выходит на первый план, равно как и все живое, что непостижимым образом уцелело через полвека социальной муштры и духовной кастрации. Не­лепые уродцы, составляющие паноптикум советской реальности, или таковыми и остаются, или проявляют исключительные человеческие качества. Как моряк Анатолий, который с удивительным для артиста Курышева драйвом объясняет словами Володина, почему он пьет, — и вдруг за показной эффектностью обнаруживает полную внутреннюю неустроенность и потерянность в океане жизни. Или как итээровец Игорь — герой Сергея Власова, — который вдруг из человека в футляре превращается в типичного чеховского неврастеника, задыхающегося в мире, ограниченном, как сказано у Володина, «законами физики, законами химии и законом исторического материализма». И само по себе то, что в том недавнем прошлом среди официанток, обсчитывающих пьяных, и карикатурных алко­голиков с фиксами и в те времена, когда внутреннему состоянию думающих людей вернее всего соответствовало именно дождливое ненастье, сохранилась потребность творчества, уже внушает надежду.

1
0

Отзывы

5
Ragnora
14 отзывов, 247 оценок, рейтинг 33
8 мая 2011

Первое. Предупреждаю всех! Это - не Л.Додин. Истинные поклонники МДТ Европы меня поймут. Для Додина - очень позитивненько и мелковатенько. Не его. Почему он обратился к этой пьесе? Мода на ретро-спектакли? На эти грабли уже наступали в "Театре на Литейном" ("За что ты меня так не любишь?" - снят с репертуара в 2010, не прожив и 4 лет со дня премьеры), в "Театре на Васильевском" ("Веселенькая пьеса о разводе")... Очень напоминает постановку "С любимыми не расставайтесь" в "На Литейном". О чем говорить? Володин-с...
Сергей Курышев фактурен как всегда. На его фоне Клавдия (Татьяна Шестакова) откровнно старовата. Елена Калинина очень точна в образе. В целом мило, но не более того. Серьезной царапины в душе не оставит, но и настроения не испортит. Проходной спектакль, к которому не нужно долго готовиться, хотеть посмотреть, потом обсудить. Развлечение на вечер.

2
0
1
Katarina Udalova
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 1
30 сентября 2011

Была на премьере.
Честно говоря я давно у же не испытывала такого театрального разочарования.
Так , конечно, бывает, когда ты сам предвосхищаешь какое-либо событие. И чувствуешь себя сильно обманутым, если твои ожидания не совпадают с реальностью...
Но я чувствовала себя не просто обманутой, а скорее униженной. То, что происходило на сцене это "цветущий и дурно пахнущий букет" всех возможных видов клише и приёмчиков. Даже, многоуважаемая мною, великолепная госпожа Т. Шестакова, не спасла ситуации. Даже более - всё время норовила попасть, "украсить" цветком этот "букетище".

Натужность в голосе, постоянный крик и неестественные "приёмчики" артистов, вот что неслось на меня со сцены с неудержимой скоростью. С. Курышев на этот раз в количестве последних просто превзошёл сам себя! До степени мурашек по коже, в худшем смысле. Когда ты чувствуешь неловкость от того , что происходит перед тобой. Будто становишься _невольным_ свидетелем чего-то сильно неприличного и неискреннего, от чего чувствуешь даже на физическом уровне стеснение и неловкость! Пожалуй это ещё схоже , знаете с чем, с неприемлемыми на физическом уровне ощущениями от рвущейся бумаги у некоторых людей или там от звука,рождающегося в процессе трения пенопласта. Короче, почти у каждого из нас есть такие физические пунктики. И я ощущала нечто подобное весь спектакль с разной по силе частотой.

Не знаю в чём причина этого откровенного фиаско. Конечно, нужно учесть мою пристрастность, поскольку, у меня особое было,_ пиететное, отношение к МДТ, как отдушине и единственному сейчас театру с большой буквы_ Т_.

Возможно, спектаклю нужно время. Он просто сыроват. Не знаю.
Надеюсь, что не уговариваю себя. Но точно знаю, что второй раз не пойду на этот спектакль и что осадок после него распространиться на репертуар этого сезона. И если случиться, что не смогу справиться со своей образовавшейся театральной жаждой, утолять её в МДТ я буду, к сожалению, с опаской.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все