Перформанс, Моноспектакль |
12+ |
Роман Габриа |
13 марта 2024 |
1 час, без антракта |
Паралимпиец в исполнении Виталия Яроша рассказывает нам историю спортсмена, который волей судьбы в результате трагической случайности потерял конечности, но не потерял семью, любовь к жизни, чувство юмора, а обнаружил в себе талант пловца такого уровня, что завтра едет на Олимпиаду в Токио. Тема довольно сложная, очень интересно стало, как же режиссер Роман Габриа сможет ее подать.
Надо сказать, я оказалась совершенно очарована с первых же минут действия, при том, что сцена как таковая представляла собой дорожку бассейна и тумбу для прыжков, а реквизит – стакан воды, тарелку каши, телефон и куртку. Ничего лишнего, для того чтобы сосредоточиться на главном – мыслях и переживаниях спортсмена. На водяном «холсте» светом, звуком и движениями пишется жизнь человека, с его падениями и взлетами, с разочарованиями и победой над собой.
Виталий завладел нашим вниманием сразу и бесповоротно – с первого звука, с первого движения. Как завороженные, мы наблюдали за его тренировками, за разговором с братом, слушали рассказ о произошедшей трагедии. Он просто делился с нами своей историей, а мы сочувствовали и переживали.
Хочу отметить отрясающее музыкальное сопровождение (композитор Владислав Крылов) – музыка вот точно такая, как должна быть – где-то резкая, напряженная, где-то расслабляющая. А песня Валерия Леонтьева «Я позабыл твое лицо» теперь всегда будет высвобождать в моей голове воспоминание об этом спектакле.
Думаю, что такую сильную, воодушевляющую и жизнеутверждающую, хоть и тяжелую постановку обязательно нужно показывать сейчас как можно больше, ведь на данный момент есть довольно много молодых людей, потерявших руку или ногу и для них это могло бы стать хорошей мотивацией жить дальше и не сдаваться.
Роман Габриа в прошлом году выпустил премьеру: важный спектакль-высказывание «Паралимпиец». Постановка ознаменовала появление в Петербурге нового независимого театра — «Пара-театр». Роман — автор текста и художник спектакля, как это было в спектаклях «В рыбачьей лодке», «Мейерхольд», частично в «Бесах» и «Любовь и Ленин». Художник по свету — Максим Ахрамеев, композитор — Владислав Крылов.
Постановка продолжает тему инвалидности и отношения общества к нему, тему того, как жить в мире, если ты не такой, как все, вслед за спектаклями «Я сижу на берегу» Романа Кагановича и «Черное/белое» Дениса Хусниярова. Но если их герои, как и сам Рубен Гальего, уже родились с увечьями, то Паша-«паралимпиец» (Виталий Ярош. Поговаривают, Роман Габриа нашёл этого артиста в Тюмени, где поставил «Чайку» и «Дон Жуана) получил инвалидность уже во взрослом возрасте.
Спектакль показывает нам, как человек учится принимать своё искалеченное тело, как мечтает о том, что совершит, на какие рекорды пойдёт. Сцена — это бассейн, только без воды, в котором Паша плавает — тренируется для Паралимпиады. И ещё он рассказывает нам про свою жизнь: про любимую жену (непонятно, существует ли она в реальности, никто к Паше не приходит), про мать, которая пропадает где-то и даже не может накормить сына кашей, про своё прошлое. На наших глазах Паша сражается с одиночеством, как и все мы.
Но «Паралимпиец» — это не только спектакль про людей с ограниченными возможностями, особыми потребностями. Это проверка на человечность, тест «подтвердите, что вы человек». Рома Габриа проверяет, пройдем ли мы мимо кого-то, нуждающегося в помощи, или остановимся, потратим на незнакомца чуть-чуть своего бесценного времени. Спасибо Роме и всей команде за эту встряску. Этому режиссёру нельзя ставить рамки, пусть творит всё, что захочет, любую дичь, пусть высказывается свободно. Какая уж тут Комиссаржевка?
Советую, важное высказывание.
Ни на что не похожий спектакль про спортсмена-паралимпийца, рассказанный от первого лица, с элементами непосредственного взаимодействия со зрителями. Как близко вы готовы соприкоснуться с историей спортсмена-паралимпийца? Как глубоко вы готовы погрузится в пучину его сознания? Готовы встать со зрительского кресла и дать мобильный телефон герою, а покормить его кашей с ложечки? Ответы на эти другие вопросы можно найти при просмотре спектакля-монолога человека, проплывающего персональную дистанцию со всеми ее препятствиями.