«Революция!», «Революция!» — митинг радикалов из «Союза созидающих» начинается с шепота, но в считанные секунды из искры разгорается пламя, и шепот превращается в рокочущую волну: «Президента — топить в Волге!». Юные бунтари, не жалея голосовых связок и мускулов, разрывают кордоны спецназовцев в космошлемах. Резиновые дубинки «космонавтов» быстро расправляются с несанкционированным сборищем, но один из митингующих, Гриша Жилин, избегает ареста – чтобы позволить нам стать свидетелями своей короткой жизни и бессмысленно геройской смерти.
Во время работы над «Отморозками» артисты, студенты мастерской Кирилла Серебренникова, интервьюировали представителей всех молодежных движений, от прокремлевских «Наших» до нацболов. Но сказать, что спектакль по пьесе Серебренникова и Захара Прилепина — о призраке революции, бродящем по планете и домчавшем до наших границ, — почти ничего не сказать. Это часть эпического высказывания Серебренникова о родной стране: у него и Салтыков-Щедрин с братьями Пресняковыми, и старая комедия Островского, и новый роман Дубовицкого трансформируются в образные и математически выверенные спектакли, в которых, как в препарированном часовом механизме, видны все винтики-шпунтики, приводящие Россию в движение. И поэтому в «Отморозках» возникает, казалось бы, неинсценируемая сцена жутких русских похорон из романа «Санькя», а перебранка двух взрослых соседей Жилина по больничной палате становится смешной и вневременной метафорой «искусства диалога» в России. Здесь металл решетки ментовского заграждения оборачивается металлом больничной койки — Серебренников еще и отменный сценограф, создающий уйму емких образов из аскетичного набора предметов. Достаточного, впрочем, для того, чтобы целая вселенная возникла на любой площадке — спектакль играли и в безрамерных мхатовских мастерских, и в сжатом пространстве студии берлинского «Шаубюне», в эти две недели он будет идти на «Винзаводе», в комплекте с другими спектаклями Мастерской Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ.
Но это еще и спектакль о юности; «отморозок» здесь – синоним «подростка»; прямой рифмой к театральному тексту становятся слова из «Юности» Муджуса: «Каждый день в огне / Вены бирюза / Молнии из глаз / Вечная весна». И из-за витальной ювенильной энергии страшное, по сути, произведение не выглядит гнетущим.
«Отморозки» во многом родились из этюдов, сочиненных самим студентами: норвежец Харальд Розенстрем с дьявольской убедительностью вжился в эпизодическую роль затравленного и демонстрантами, и начальством омоновца, обращающегося к зрителям с вопросом: «Есть работа?». Cцену прощания школьника Позика с уходящим на заведомо гибельное дело старшим братом придумал Александр Горчилин. Циничный монолог «белого воротничка», этакого Молчалина XXI века, вырос из студенческого скетча Филиппа Авдеева. И лимонами у больничной койки покалеченного эфэсбэшниками Жилина актриса Александра Ревенко жонглировала еще на учебных показах. Жаль, здесь невозможно перечислить всех «отморозков». Не выбрасывайте программку, запоминайте имена: за ними будущее.
Мне кажется это уже чересчур, одно дело, когда чему-то, что ни как у всех, модно называют искусством, а другое дело, когда этому чересчур дают «Золотую маску» за новаторство. Наверное, господин Серебряков сочтет это за комплимент, но это не он! Безусловно, любое «творчество» имеет право на существование, но о высоком, на мой взгляд, говорить здесь не приходится! Безусловно, когда тебе нечего сказать со сцены, ты придумываешь несуразные декорации, которыми можно пошуметь, погромыхать, поперставлять и это при грамотной маркетинговой раскрутке дает свой эффект «славы». Именно «славы» так как спектакль постоянно меняется под события, происходящие в нашей стране, и от начального замысла, взятого за основу произведения, остается лишь пара фраз.
Я привык, что Серебренников – талантливый, эпатажный и часто несдержанный режиссер. Но в «Отморозках» я, вдруг, увидел его совсем с другой стороны. За последние полгода это, пожалуй, самое сильное театральное впечатление. Серебренников не упустил ни одной детали. Стремясь показать, что на каждой стороне – прежде всего люди, он всё таки четко делит их на Отморозков, Людей в Бриони и Крысиного короля. Отморозки здесь в центре действия. Очень живо и натуралистично показана наша реальная жизнь, жизнь нашей настоящей молодежи, у которой ещё остались идеалы, хоть и залитые водкой, задымленные травкой и помятые серой обыденностью, которую они так стремятся преодолеть.
Серебренников, как водится, отлично управляется с аскетичными декорациями, создавая на сцена десятки различных мест просто передвигая решетки и ещё с десяток предметов по сцене: то Триумфальная, то больница, то УВД, то квартира. Решетки здесь тем более символичны, что показывают внутреннюю несвободу – то что так ненавистно главному герою.
Серебренников, не щадя, показывает нам, что мы не просто живем, мы и думаем неправильно, ошибочно во главу угла ставя собственное благополучие или благополучие близких. Он противопоставляет настоящие ценности (свободу и любовь), хоть и искореженные российской ментальностью, ценностям мнимым. Один за одним проходят люди, которые свою свободу меняют на работу, маму, зарплату, голос, в общем, на спокойную жизнь. «Мы хоть знаем, за что умирать. А для чего живете вы?».
Для чего мы живем, если всю жизнь не сделали ничего, что оставит в этом мире след? Что является настоящей ценностью: свобода или безопасность?
Серебренников очень продуманно подбирает персонажей: так, единственным пострадавшим от рук ГГ является таксист, единая для всего мира каста мошенников; лимонки непрозрачно намекают на Лимонова и его партию, которая бросается красивыми словами, но её лидеры сами далеки от идеала, соседи по палате говорят в мегафон, как и полиция.
Единственное, что я не понял – это гроб, который персонажи таскают по сцене весь спектакль…
Но в любом случае, более злободневного, смелого и цепляющего действа на современной сцене сейчас нет. Молодые ребята из мастерской «Серебренникова» играют первоклассно, они просто живут своими ролями, пока ещё чуть натужно, но не переигрывая, очень органично. Этот спектакль - единственный в своем роде. Сходите, он наводит на мысли.
Хорошо. Ребята - молодцы и умницы, играют с надрывом, искренне, но не переигрывают (за что с большой долей вероятности спасибо режиссеру). Музыка, сцена, художественные решения - все к месту, хотя некоторые находки вызывают ощущение, что уже видела это где-то, правда без скучливого отторжения.
Но зачем же так долго разжевывать довольно плоский пересказ книги Прилепина? Странно, но пронзительная игра актеров не вызвала ответных эмоций на содержимое их игры. Форма вызвала желание сказать "молодцы, интересно", а содержание оказалось проходным. Все сидела и думала: "краткость - сестра таланта.
Но смотреть скорее стоит , нежели нет - качественно, эмоционально, хоть и затянуто.
Страшно расстроенная ушла с показа. Ну и что мне хотели сказать создатели этого спектакля?! Что жизнь тяжелая штука и в конце нас всех ожидает катапульта с тяжелым снарядом?! От спектакля остались отвратительные ощущения. Ты приходишь в театр за БОЛЬШИМ ОТВЕТОМ. Ну, по крайней мере я за этим иду. А тут, на тебе ведро с мусором! На тебе еще одно. В конце же, вместо того самого ОТВЕТА звучит что-то типа "посмотрели? ну и идите в сад. мы слишком умные. нам все по бантику". Тяжело мне далась эта рецензия. И актер знакомый занят. Да и Серебрянников человек глубоко уважаемый.... Может это кризис умственный? Ушла расстроенная и с мыслями, что опять схожу на его "Изображая жертву" в МХТ. Верну себе и режиссера, да и ОТВЕТ опять услышу.
Конечно книга Захара Прилепина сильней. Просто как любое рукописное произведение она объемней и там не так концентрирован накал и быстрота смена действий, мат вообще проходил мимо, в книге мощно дан образ молодых людей, которые не нужны своим занятым родителям, кроме "поел, шапку надел", своей стране, у которых бурлят эмоции, гормоны и они хотят "правды жизни", даже вот такими кровавыми методами, часто в ущерб себе, но они двигаются, неумело и может неправильно, но у них нет другого выбора, выбор за них сделала их "богом забытая жизнь", в самом центре России.
Да, мат со сцены режет слух, его не хочется слушать, нам хватает этого в жизни, но Серебрянников как экспериментатор очень любит "резать слух", любит шокировать публику - гроб на сцене, любит сочетать казалось бы невозможное - вокал, рэп, революция и любовь одновременно.
Спектакль неоднозначный, но цепляет, уйди не хотелось. Зрители были в шоке, даже до слез их пробирала ситуация с похоронами отца героя, его отношение с уставшей и вечно загнанной безденежьем и работой матерью, беспросветностью жизни, которая не является каким-то открытием со сцены или из книги, это наша жизнь, это наша страна.
Это горячий, раскаленный лимон, швыряющий с силой по больному. Жесткий, зрелый, огромный. И если посахарить, кислота никуда не уйдет. Это не выглядит русским продуктом, но внутри него вся наша страна. Семян в нем немного, всего один едкий витамин, способный излечить или привести к хрипоте. Одним им ничего не сделать, и целым ящиком тоже. Слишком много картофеля вокруг, и он хорошо плодится. Закопайте картофель в могилу.
Ничего подобного больше смотреть не хочется. Есть все-таки какой-то предел для использования ненормативной лексики даже в «художественных» целях. Здесь же от всей этой нецензурщины уши сворачиваются в трубочку. Понятно, что отморозки никогда не говорили высокопарными словами, но все-таки это театр. Мне не хотелось вслушиваться в текст, следить за происходящим на сцене и вникать в проблематику. Непонятно, к какой культуре подобный вот спектакль может нас приобщить. Был бы антракт, я бы ушел. Да и вообще обновленный Театр Гоголя (ой, простите, Гоголь-Центр), не очень порадовал. Ожидания были бОльшими.
Теперь хочется быстрее сходить на классический спектакль в Малый или МХТ.
На спектакль я пошла, еще не читая книгу "Санькя" Прилепина. Через два часа действия мы с подругой ушли, устали смотреть всестороннюю чернуху. Да, ребятки играют-стараются, но действо совершенно не раскрывает их актерское мастерство (если оно есть), да и ничего вообще не раскрывает... Дома прежде всего скачала книгу, не верилось мне, что Прилепин написал все ТАК плоско и однозначно, все, что я у него до этого читала, показывало, что писатель глубокий и интересный. Так и оказалось, сюжет тот же, но подача другая, грустно, неуютно, но повеситься после того, как прочитал, не хочется. Хочется жить, просто ПО_ДРУГОМУ, чем там описано. По крайней мере, попробовать. И ненормативной лексики там ровно столько, сколько необходимо, чтобы передать настроение и отношение к тому, что происходит, спектакль же просто перегружен ею, становится скучно...Для того, чтобы все это услышать, совсем не надо идти в театр...
Это что, ретро-спектакль? Если да, то он должен хотя бы художественной стороной брать. Плоско, однозначно, незрело... Все это можно было бы простить, если бы это было хотя бы АКТУАЛЬНО.
Хотите про революцию, почитайте Чернышевского, а еще лучше - Герцена.
Хотите отморозков - посмотрите или почитайте (тут мнения расходятся) "Заводной апельсин". Там есть и высшая идея, и тонкие аллюзии к Библии, и вообще, ТАМ ЕСТЬ.
А здесь - НЕТ. Лимоны, гроб как крест, пошлые диалоги о том, что парня везут в КПЗ, а маме говорить не надо...
И кстати, мат на 90% оправдан, а Цой - нет.
Показывать ТОЛЬКО в Европе, чтобы она в очередной раз утвердилась в своем мнении о России. Да, да, у нас все именно так!
В Прилепина влюбилась сразу и запоем. Кто-то упомянул и понеслось.Санькя, Патологии, Ботинки, полные горячей водкой. Хороший слог: по-русски ласковый, по-мужски скупой. Отморозки по одной из его книг.
Отношения с новым театром или труппой складываются либо сразу либо не складываются вообще. Если после спектакля, тебе хочется снова увидеть те же лица и услышать новую историю, то значит театр понравился.
По-недетски взрослый, профессиональный спектакль, при том, что средний возраст актеров на сцене 20. Впрочем, таков и возраст главных героев.
Визуально красивый: в момент наивысшего любовного восторга он и она синхронно прыгают через ряды милицейских ограждений. Один ряд, второй, третий, на какой-то момент тела зависают в воздухе, и снова усилие, толчок, ускорение и краткий миг спокойствий, наслаждения.
Роман Прилепина насыщен событиями и метафорами российской жизни. Не все из них попали в пьесу, написанную совместно Серебренниковым и Прилепиным (умирающий дед и безнадежность российской деревни, поход на экскурсию в супермаркет ). Субъективно пьеса проигрывает роману. Объективно, понимаю, что те моменты, которые запали в душу мне, хороши в книге, но не всегда вписываются в основную тему спектакля.
Из актеров, конечно же, надо отметить Филиппа Авдеева. На нем держится весь спектакль. Не будь он правдоподобен в своей роли, не было бы сочувствия и понимания к главному герою: формально националисту, члену организации левого толка, фактически же одинокому пацану, честному, надежному, сохранившему чувство собственного достоинства, всего лишь «одному из», одному из потерянного поколения.
Смелый спектакль. Лозунги «Революция», «Пусть будет бунт» в книге являются всего лишь фиксацией фактов российской действительности, да все мы читали о митингах на Триумфальной. Ну и что. В новостях много что пишут, кто бы успевал это все переваривать. Пока не случилась Манежная площадь. О ней слышали даже те, кто не знают, кто такая Людмила Алексеева. Вся ярость и энергия Манежной она и в книге Прилепина, и в этом спектакле. Но, лозунги со сцены уже не просто манифест, на какой-то момент они обретают пророческую силу.
Во многих отзывах на спектакль укор: ну как же мастер вскрыл нарыв, но не дал ответа как его лечить. Да никто в России не знает ответа на вопрос, как не знали его и два века назад. Заслуга и Прилепина и Серебренникова уже в том, что показали, смогли объяснить, почему случилась Манежная, почему в «Бункере» лучше, чем в Администрации губернатора. Потому, что там свои, которым не безразличен сам факт твоего существования, не говоря уже о чем-то «большем» и «высоком».
Уже влюблена. Курс играет свои спектакли на Визаводе до конца мая и очень хочется успеть увидеть хотя бы еще один спектакль.
Знаю, что уже знаменитая, нашумевшая постановка, которая даже старше Гоголь-центра, т.к. премьера её вышла ещё на Винзаводе.
Прилепина я считаю одним из самых современных российских авторов. И к первоисточнику здесь вопросов нет никаких. Большие сомнения были и есть в том, нужно ли вообще этот материал выносить в театральное пространство. Спектакль зачастую напоминает телеканал "Россия 24", сводки происшествий с мест боевых действий.
Наверное, я здесь буду в меньшинстве, но принять данный спектакль не смог.
Прилепин дерзкий. Прилепин настоящий. А тут все орут, плюют в душу да еще и с таким наглым видом, что выдержит такое очень малое количество людей. Да и вобщем зал был из друзей и ошалевших обычных зрителей((((((( Выкурила две сигаретки на выхода, думала, да так и не смогла понять о чем спектакль и где Прилепин(((((((
Поразительно - самый революционный спектакль современности, в котором открытым текстом называют правителей "крысиным королем" (крысы-уроды, сросшиеся хвостами), а главный герой, очень похожий на молодых людей с Болотной и Чистых прудов, презрительно бросает в глаза властям: "- как же вы остоебали!" Эта смелая и своевременная постановка Кирилла Серебренникова "Отморозки" по роману Захара Прилепина "Санькя" получила Золотую маску в апреле, а сегодня выглядит, как документальная съемка "инаугурации" и народных гуляний начала мая...Браво, Серебренников! Браво молодые актеры, виртуозно показывающие настоящее и будущее России! Спрашиваю: не хотели бы показать это на Чистых прудах? КС: "Поздно, их уже разгоняют...и вообще, место театра - в театре, а площадь или улица - место для другого рода высказываний!" Тысячу раз прав победитель Римского кинофестиваля, потому что сразу после занавеса народ с Чистых прудов двинулся бы на Кремль свергать крысиного короля! Ведь "Отморозки" - это уже революция в головах и сердцах. Зрители-иностранцы смотрели и восхищались смелостью режиссера и автора, а зрители-русские...кто звонко аплодировал, стиснув зубы, а кто - готов был обнять революционеров с бутафорскими калашами и ринуться сию же минуту вместе с ними крушить прогнившую крысиную вертикаль власти. Скоро третий звонок, господа!
Смотрели "Отморозки" 12 февраля. Пошли по двум причинам:
1) сравнить Гоголь-центр с театром "им. НВ Гоголя", куда "посчастливилось" пойти незадолго до "революции"
2) посмотреть работу Серебренникова (а не какую-то другую постановку в этом театре)
Рецензий на этот спектакль написано достаточно, поэтому - только общие впечатления...
Редкий случай гармонии пространства места и постановки... Кирпич стен и невероятная глубина сцены создавали эффект участия. Совершенно не представляю такую постановку... даже в зале "Таганки".
Действительно стоило того - отдать площадку К.С. "Старый" театр - это было то, о чем приведена цитата Олега Ефремова на стене нового: "музей". Пыльный, скучный, тоскливо-монументальный, далеко не лучший, из множества аналогичных в Москве.
ГОГОL центр удивил... еще и неравнодушной публикой, которая точно знала, за чем пришла.
Пожалуй... есть небольшая проблема с акустикой (или это дикция отдельных актеров?). Поначалу приходилось вслушиваться.
Ну и начало спектакля в 20 часов.... наконец-то хоть один театр сделал шаг в сторону разумного.
Обязательно пойду еще.
Дошел, наконец-то... Настолько неоднозначные впечатления, что, наверное, все таки порекомендую сходить и самим составить свое мнение.... Если к форме нет вопросов - очень понравилась сценография, пластика спектакля, то вот с содержанием есть проблема, причина которой кроется в глубоком неприятии и несимпатичности (мягко говоря) героев. В общем, все таки стоит дойти и посмотреть
Наконец-то пасьянс обстоятельств сложился, и удалось посетить Отморозков Серебренникова на новой площадке в Гоголь-центре.
О спектакле. Герои пьесы – потерянное поколение 80-х, взросление которого происходило в лихие 90-е. Сверстники со двора, либо упавшие в маргинальную бездну, либо уже отошедшие в мир иной, посмотрели на меня с этой сцены… Да, не всем везло на благополучие, к сожалению. А что же оставалось делать для выживания? Сбиться в стаю волков, отморозков, а иногда прибиться к нацболам, как поступили герои пьесы.
Главный герой – Гриша Жилин – собирательный образ молодых людей, которые знают кто виноват в их бедах, но как жить не понимают, хотят вернуть Родину, но в каком ее виде не знают, книги читают только агитационные, критически мыслить и подвергать сомнению не научены, и единственный способ самоутверждения – революция, а единственный понятный язык – ненормативная лексика. Да, мат, возможно, кому-то и режет слух, но он художественно оправдан. Правда жизни такая, какая она есть.
Динамика спектакля держит зрителя в напряжении. Будь то постоянно передвигаемые самими актерами металлические ограждения, которые служат композиционными элементами места действия (площадь, гостиная, УВД, больница, лес и т.д.) или метафорами защитных барьеров человека (во взаимоотношениях героя с девушкой); либо же быстрая смена емких сцен. А самый жестокий и символичный эпизод, по моему мнению, похороны отца, когда отморозок Гриша Жилин тащит ярко-красный гроб на своем горбу зимой по дороге, которой нет…лишь 20 км снежного поля впереди. Отморозок ли? Гроб так и остается на сцене, предзнаменуя гибель личности.
Это, конечно, жестоко являть миру свои незажившие раны. Но многие даже не представляют мотивов «отморозков», особенно в столице, где самой глобальной проблемой дня порой становятся сущие мелочи. Получилась горьковатая правда, но послевкусие от увиденного остается приятное, потому что завершается пьеса многоголосием актеров, воспевающих потерянное поколение.
О Гоголь-центре как о новой культурной площадке итак написано много. Скажу просто – мне понравилось ощущать себя в таком интерьере, где можно свободно чувствовать и размышлять. Ничего не давит и не мешает.
О заочном знакомстве с Серебренниковым и Ко.
Кажется осенью, припоминаю поскрипывающую слякотность асфальтовых тропинок, захотелось мне окунуться в творческую среду, чтобы перезагрузить истощенный эмоциональный запас (такие погружения иногда совершаю в одиночестве, переведя себя в режим «слух-наблюдение-воображение»). Направилась на Винзавод. И попала на спектакль Cain/Каин по мистерии Байрона в исполнении мастерской К.Серебренникова, оказавшийся на тот момент итоговой работой студентов экспериментального курса. Тогда-то в небольшом помещении Цеха красного в присутствии зрителей, если не ошибаюсь, не больше 100 человек и состоялось мое заочное знакомство с Серебренниковым и актерами его мастерской. Была поражена яркостью и необыкновенной свободой игры актеров, которая подцепила меня на большой крючок. Так и хожу на спектакли сначала мастерской, затем Платформы, а теперь и Гоголь-центра. И просто приятно наблюдать, как растут те, кто так сильно поразил и кому ты поверил. Молодые и талантливые – это про них.
Если коротко – очень искренне и честно. 2 часа – как будто ты проживаешь с ребятами их собственную жизнь. И, хотя пьеса поставлена по «Саньке» Прилепина 2006 г., очень в тему – и содержательно (почти как из новостных сводок «Эха»), и по силе контрсистемности.
Но сходили на «Отморозков» Серебренникова / Прилепина не модной оппозиционности ради, и не из-за протестного контекста.
Наверное, потому, что еще со времен юности, когда, благодаря одному доброму и светлому человеку, прочла я «Саньку», категорически настойчиво хотелось понять, что же остается после того, как «революция пожирает своих детей». И начинается ли когда-нибудь это – эпическое – завтра после красно-желтых дней. И чтобы понять, чего ждали и ждут и «приморские партизаны», и «лесные братья», и участники несогласных маршей (т.е. в каком-то смысле мы сами) от своего прекрасного далёка?
И, возможно, даже больше из-за сквозившего еще из «Саньки» нерафинированного пронзительного пацанского понимания жизни, которую нужно прожить непременно в любви и революции.
Сцена скандирует: «Революция!», «Революция!», «Топить Президента в Волге!», а я добавляют от себя «…весь мир насилья мы разрушим: до основанья, а затем …». Но, как и у Прилепина в первоисточнике, никакого «затем» не получается. Есть одна единственная жизнь Гриши Жилина (или прилепинского Саши Тишина), осеняемая далеким светом невечерним гения Костенко/Савенко, словами «отца Эдуарда и деда Саши», щенячий любовью к навечно недостижимой то ли женщине, то ли идее, и неизбывной жалостью к матери, а то и к Родине. Последняя – жалость к России, которую мы потеряли (с) – впрочем, поглощает собою все. С тем, чтобы поглотить в итоге и Гришу.
«Пьяная деревня», «мертвый город» съемных квартир и тотальное какое-то сиротство выливается в общее эсхатологическое предчувствие и желание что-то с этим срочно делать. И «хороший, плохой, злой» Гриша (или Санькя), живет «против» – предательства памяти, обыденного мира, и, наверное, даже самого Костенко – из-за Яны (в пьесе этого нет совсем, зато неявно - в книге). Но я думаю, больше всего – живет он против себя самого – лет через 7-10, когда станет ясно, что «так уйдут за годом год, так и жизнь пройдет».
Где-то на тридцатой минуте понимаешь, что очень хочется, чтобы эти пацаны всех победили. Но на сороковой отпускает, и признаешь, что у каждого тут своя правда – и у омоновца, который зарабатывает «бабе на шубу», и у того, кто «вместе с клоунами не пойдет», и у Яны, которая всех сдала, но единственная в итоге дошла до цели. И сделать всех счастливыми по принципу «мир хижинам, война – дворцам» чисто технически нельзя.
Счастье для этих «Отморозков» – жить, когда дышится, так как слышится. И если и отморозки они, то точно не как у Муллана или Ханеке. Они – то меньшинство (может и не всегда креативное), которое не большинство, для которых жизнь не сводится к «потреблятству» и они всегда знают ответ на вопрос «who am I to disagree”.
Те, чьему храброму безумство поют песню.
Вне зависимости оттого, на каких баррикадах они стоят.
Действо заканчивается следующим монологом: «Извлек нательный крестик, положил в рот. Сначала он холодил язык, потом стал теплым. А потом — пресным».
Я была уверена, что это - Urbi et orbi от Серебренникова. Но нет – оказалось у Прилепина слово в слово. Может это после «современного искусства» прилепинский модерн приобрел новое звучание…
Сегодня Лимонов клеймит лидеров оппозиции за соглашетельство и непоследовательность, осуждает панк-анкции прямого действия (Pussy Riot) (хотя именно НБП «задали тон») - за нежелание либеральной интеллигенции признавать право народа на традицию и свою духовность ©, неудовольствует в GQ по поводу современных женщин. НБП запрещена, а радикально-левые сегодня – это не парни в берцах и косухах, а хипстеры и духовно богатые девы.
Но ребят со сцены ни за что не отличишь от участников митингов 31 числа, «Белого движения» и даже «Русских маршей» - от самых простых не сановных и осененных пи-аром и статусом. Все тот же rage against the machine.
Лучшая иллюстрация по теме, наверное, - это реакция соседа справа, который сначала твердо решил пойти на следующий митинг, потом «свалить» и купить квартиру в Испании, потом сначала купить квартиру, чтобы было куда «валить», но после – непременно пойти на митинг.
А теперь, внимание, загадка любителям «провластных шарад»: режиссер подобного буйства протеста – вовсе не во фронде. Кирилл Серебренников – новоназначенный главреж Театра им. Гоголя, чьей персоне противится труппа, видя в нем «ставленника системы», варяга, который без спросу пришел порядок наводить. И, что характерно – Серебренников поставил «Околоноля» сами-знаете-кого.
Такие дела…
Я снимаю шляпу перед всем, что делает Кирилл Серебренников, и, конечно, очень талантливая команда Гоголь-центра. В сторону все газетные штампы, спектакль сделан на «Отлично» и все тут!
Мелкие придирки:
1. Любовная сцена получилась не такой нежной и красивой, как в романе «Санькя». Я тоже не люблю сопли, и все-таки мне кажется образ героя «Отморозков» выиграл, если бы любовная сцена была менее агрессивной и банальной.
2. То же самое по отношению к матери. Гриша все время на нее кричит, причем общая интонация такая же, как по отношению к ментам, ФСБэшникам, водителю автобуса и т.д. Было бы клёво, если интонация крика по отношению к матери была с немного другим оттенком, без ненависти.
3. Я был абсолютно потрясен, в хорошем смысле, общей нервозностью, колкостью, «нахрапистостью» спектакля. Message создателей въелся бы в меня еще сильнее, если бы, например, добавили сцены из супермаркета, как громили МакДональдс, и если бы из гроба на сцену, с грохотом, выпало тело отца (причем, настоящее тело. Чернуха, конечно, но оправданная, как мат).
4. Возможно, Грише стоит поменять прическу, потому, что когда он без рубашки, очень трудно не видеть в нем влюбленного Митю из спектакля "Митина любовь"
Еще раз, это, конечно, все мелкие придирки, к талантливейшему творению Кирилла Серебренникова и его команды.
Вчера посмотрели Отморозки в Гоголь центре. Не понравилось. Надрыв ни о о чем. Сама постановка интересная, но история, герои и вообще в целом пресновато. Ребятки отморозками родились и ими и остались. В принципе это все.
Постановка «Отморозки» в Гоголь-центре вне всяческих похвал для меня, как бывшего участника молодежных движений, правда, не столько радикального толка. Удивлена большому количеству негативных отзывов. Часто слышны обвинения в пошлости и использовании мата. Но извините, как по-другому показать современное искусство. Вот «Ромео и Джульетта» в Сатириконе – это пошлость, я бы сказала издевательство над выдающимся произведением. Думающим молодым людям, которые не просто приходят в театр как на развлечение, обязательно надо это увидеть, чтобы не совершать чужих ошибок, чтобы понять, что и по ту сторону баррикад находятся те же люди со своей правдой, что молодежь часто просто используют в жесткой игре и много чего еще. А взрослым надо вспомнить себя молодыми и понять, что поколение надо занять чем-то светлым, дать возможность проявить свои лучшие качества во благо, а не «дубасить дубинками» без объяснения, как животных. Если посмотреть на мировую историю: после революций на смену режиму приходил еще более кровавый террор. На долгие годы устанавливалась жесткая власть. Взрослые это понимают, молодые, к сожалению, нет. Беда, на мой взгляд, в том, что им попросту некуда девать свою бурную энергию. А отморозки в спектакле все: и молодые бунтари, и наши всевластные ОМОНовцы и ФСБ-шники. Но я думаю, что Серебренникову удалось гениально показать обе стороны по-своему, что называется с человеческим лицом.
Лучше самого спектакля может быть только пара минут, когда зрители выходят из зала, перешептываясь и поглядывая друг на друга в поисках схожих одобрительных, растерянных, негодующих или каких-угодно других реакций. После "Отморозков" в зале тишина. Говорят уже на улице, перед входом, нервно покуривая или даже переходя на крик - хорошо хоть не ринулись через ограждения на сцене и не стали кидаться лимонами в гнусных пиджакообразных мирадержателей. В этих разговорах после спектакля - его продолжение. Некоторые подмечают: "Заметил, как было тихо в конце? Правильно, все и так всё понимают, накопилось - в самую точку сыграли". Да, пресловутой актуальности в "Отморозках", злободневности, бесстрашия и ярости недавних прогулок по площадям хоть отбавляй.
Но не это главное. В этом спектакле есть драйв. Два часа ты чувствуешь себя внутри истории, ты изо всех сил сдерживаешь себя, чтобы не начать бить в барабанные установки по краям сцены и не подать руки в помощь главному герою Грише, который взвалил на себя гроб отца и пытается дотащить заледенелый параллелепипед до ближайшего кладбища. За время спектакля ты успеваешь полюбить этих отморозков и пожелать самой страшной расправы над ними, возненавидеть себя за жестокость и снова влюбиться в их жажду свободы, смелость и молодость. Кажется, им есть до всего дело. Они рвут связки, выкрикивая "Война и любовь!". Они не видят разницы между смертью и жизнью, риском и полным безрассудством, подвигом и тщеславием. Но в них есть ритм, на котором мы выходим из зала и бросаем скучную работу, берем с полки книгу, пишем срочные письма.
"Отморозки" - спектакль-стимул, спектакль-красная кнопка. Что касается обсценной лексики, то она, безусловно, в спектакле присутствует. Обсуждение такого приема - дело последнее, стыдное и средневековое. Пытливый, нажишитанный, прошитый лекциями и дискуссиями на "Платформе" ум зрителя Серебренникова уже давно не задает себе неприличных вопросов по этому поводу. "Границы моего языка означают границы моего мира". Это знаменитое высказывание Витгенштейна запрещает нам быть ограниченными в различении смысловых кодов самых разных слов и их сочетаний. И пора уже игнорировать разные ханжеские замечания по этому поводу. Тем более после "Отморозков" - уж больно там красиво бранятся.