Москва

5 спектаклей «Платформы», за которые мы полюбили «Седьмую студию»

Сегодня Мещанский суд огласит приговор по делу «Седьмой студии». Во время процесса несколько свидетелей обвинения отказались от прежних показаний, при этом прокурор попросил для Кирилла Серебренникова, Алексея Малобродского, Юрия Итина и Софьи Апфельбаум реальные сроки — до шести лет лишения свободы. В защиту фигурантов дела выступают многие деятели культуры, называя процесс кафкианским и сравнивая его с делами Бродского и Мейерхольда. В редакции «Афиши» мы тоже воспринимаем это дело как личное и со страхом и надеждой ждем приговора. В этой подборке вспоминаем наши любимые спектакли «Седьмой студии», которые во многом определили лицо современного театра.
Маргарита Шило
26 июня 2020

Первый хит «Седьмой студии»

Герои спектакля Кирилла Серебренникова по мотивам прозы Захара Прилепина, поставленного на «Платформе», — парни, чье детство совпало с развалом СССР, а взросление пришлось на бандитские 90-е. В нулевые они выходят на площадь биться за справедливость. В них кипит бешеная энергия. С ними все происходит в первый раз — любовь, предательство, смерть. Они пытаются отвоевать свое место в жизни. Спектакль стал первым большим хитом «Седьмой студии»: его играли в немецком «Шаубюне», он получил «Золотую маску» (первый в истории премии студенческий спектакль-лауреат) и вошел в репертуар «Гоголь-центра», которому тоже в своем роде приходится вести войну.

Ницшеанский хардкор по Овидию

«Метаморфозы» вместе с учениками Серебренникова придумал француз Давид Бобе, сочинивший с ними же спектакль «Феи». В основе поэма Овидия. Структура спектакля предполагала не столько занимательный пересказ древнеримского поэта, сколько парад актерских дарований. В «Метаморфозах» молодые артисты «Седьмой студии» впервые в полную силу презентовали свои способности — проявили качества, которые повторно будут использоваться в спектаклях Кирилла Серебренникова. Позже Риналь Мухаметов аналогичным образом будет изображать гиперактивного красавчика, неизменно зазвучат сопрано Светланы Мамрешевой и крики Кукушкина — так, возможно, в работе над щедрым на персонажей Овидием вполне осознанно произошло деление на амплуа.

Спектакль-памфлет о мире в эпоху глобализации

Спектакль «Феи» с артистами «Седьмой студии» поставил французский режиссер Давид Бобе. В центре сюжета — рефлексия двадцатилетних о сложностях взаимодействия с миром, окружающими людьми и самим собой. Постановка изначально задумывалась как синтез современной режиссуры и живой драматургии. Студенты Кирилла Серебренникова не просто играли в спектакле, но были его соавторами: создавали и трансформировали текст прямо во время репетиций, рассказывая о собственных страхах и надеждах. Оттого высказывание вышло предельно личным и искренним — как разговор в ванной комнате наедине с самим собой.

Спектакль, которого не было

Премьера «Сна» прошла на «Платформе» в 2012 году, а в 2017 прокуратура заявила, что спектакля не было — несмотря на видеодокументацию, многочисленные отзывы зрителей и критиков и награды театральных премий. Тем не менее спектакль был и стал для «Седьмой студии» этапным. Усилиями драматурга Валерия Печейкина «Сон в летнюю ночь» Серебренникова превратился в исследование патологического влечения. Зрители перемещаются из зала в зал, чтобы увидеть, как любовь принимает разные формы — от героизма и сумасшедшего азарта до садомазохизма и убийства. Для актеров Седьмой студии постановка — своего рода галерея амплуа, где каждый проявил специфику своего таланта максимально точно. И спектакль этот по-настоящему шекспировский — в том смысле, что ему удалось выдержать безупречный баланс между низменным и высоким, между прозой и поэзией, между фарсом и эпосом.

Современная опера в исполнении учеников Серебренникова

В опере для 12 певцов современная академическая музыка дружит с популярной. Исполняется а капелла. Поставлена с выдумкой: представьте обычную ораторию, только и музыке, и исполнителям снесло голову. Артисты в концертных костюмах, Бобер — в шкуре (бобер же) и на каблуках, руководитель коллектива — в килте (сам композитор Лобиков, в пору сочинения оперы бывший студентом Серебренникова). В какой-то момент из щели в стене на сцену вываливается гора надувных игрушек: начинается плавание. В поэме самого странного сказочника компания в поисках таинственного Снарка высаживается на остров, но по ходу поисков прозревает, что движется в никуда. «Охоту на Снарка» как только ни трактовали: мол, это про Бога, про черную дыру небытия, про атомную бомбу; Кэрроллу нравилось, когда говорили, что это про поиски счастья. Спектакль «Седьмой студии» — первая театральная постановка в истории произведения.