Москва

Все отзывы о спектакле «Отелло»

Постановка - Сатирикон

Рецензия Афиши

7
Алексей Киселёв
110 отзывов, 280 оценок, рейтинг 641
5 ноября 2013
Отчаянная каша-мала от главного интуита здешнего театра

Юрий Бутусов уже вошел в историю, сразив всех исповедальной «Чайкой» в «Сатириконе» — четырехактной динамо-машиной, манифестом и антиманифестом одновременно, актерским марш-броском в неизвестное. Теперь все его опусы неизбежно сравнивают с этим эталоном. И если поставленный следом «Добрый человек из Сезуана» в Театре им. Пушкина проверку прошел, став новым Эверестом на театральной карте города, то про «Отелло» даже с большой натяжкой сказать того же нельзя. Важно знать при этом, что появление шекспировской трагедии в репертуаре «Сатирикона» обосновано не только грядущим юбилеем автора (трудно же не заметить обилия «Гамлетов» в списке московских премьер), но и тем, что «Отелло» — своего рода гештальт Бутусова, поставившего уже практически все знаковые пьесы Шекспира от «Гамлета» и «Короля Лира» до «Макбета» и «Ричарда III». Это попытка одолеть то, что однажды уже не поддалось (был случай с не увидевшей свет постановкой «Отелло» в МХТ им. Чехова).

В интуитивном экстазе на пару с неизменным соавтором — сценографом Александром Шишкиным — режиссер вывалил на сцену гору периферийных ассоциаций с пьесой: от картин Шагала и десятков комнатных пальм до разнокалиберных неработающих телевизоров и бытовых вентиляторов, от стихов Ахматовой и Пушкина до треков Джо Кокера и Эминема. Двухактный спектакль строится на бойком монтаже актерских этюдов, каждый из которых в той или иной степени осмыслен и завершен, тогда как общая внутренняя логика осталась, кажется, за бортом. Во всяком случае, когда в одной сцене Дездемона (Марьяна Спивак) — властная госпожа в черном парике, а во второй — бойкая карикатурная блондинка, то слезы отчаяния в третьей уже кажутся фрагментом какого-то другого спектакля. Эту схему можно было бы принять за намеренное сбивание ритма в попытке избежать догмата повествования, но и здесь концы с концами не сходятся: тот же Кассио в истеричном исполнении Антона Кузнецова имеет вполне внятную логику поведения — от начала и до конца это один и тот же наивный тюфяк с ирокезом, смиренно подчиняющийся самой что ни на есть шекспировской драматургии. Все остальное — агрессивное разгадывание несуществующего ребуса. Если в «Гамлете», «Короле Лире» и отчасти даже в «Ричарде III» заложена необходимость трактовки событий и логики персонажей, то «Отелло» — до крайности прямолинейная пьеса, здесь все ведет к закономерному финалу. Бутусова же такое положение вещей не устраивает: он идет на все, лишь бы не быть буквальным. Отсюда, к примеру, неожиданная пантомима в память об Андрее Краско (на сцене буквально появляется титр: «Памяти Андрея Краско») как поиск личной трагедии — утраты одного из соратников.

Но главное в спектакле — дуэт Дениса Суханова и Тимофея Трибунцева — Отелло и Яго. Наблюдая за статуарной, возрожденческой пластикой одного и бытовой сутуловатой жестикуляцией другого, следя за этим спаррингом (не только в диалогах персонажей, но и между актерами), понимаешь, что остальное не так уж важно: ну и что, что в спектакле Бутусова впервые звучит плохая музыка, что в очередной раз красные лоскуты обозначают кровь, что каша-мала из высокоинтеллектуальных аллюзий поглотила драматургию, что «Отелло» Някрошюса все равно лучше. В конце концов, разгадать ребус, которого нет, то есть сделать невозможное, совершить трансгрессию — для честного постмодерниста цель, наличие которой порой важнее ее достижения.

5
1
5
Князь Процент
329 отзывов, 349 оценок, рейтинг 1597
2 февраля 2022

Сцена этой постановки чересчур захламлена, музыка слишком громкая, диалоги – затянутые. Тут много преувеличенного, и это даже логично, ведь всю пьесу из мухи делают слона. Спектакль вовсе не плох – он просто настолько своеобразен, что многие зрители смотрят на сцену, а видят фигу.

5
0
9
Alla
307 отзывов, 883 оценки, рейтинг 1220
26 июня 2016

Наслаждалась постановкой пока 2 раза. Шла на спектакль и думала: "Что же можно сделать из Отелло?" Сюжет давно известен, перетекает из постановок в постановку: театр, опера, фильм. "Отелло" Сатирикона в постановке Юрия Бутусова - взрыв! Режиссер приковывает внимание зрителя к действию на сцене используя многочисленные приемы, возможные к повторению в жизни. Рекомендую посетить постановку и составить свое мнение о ней. У меня исключительно положительные эмоции и восторг!

6
0
9
Павел Лягин
101 отзыв, 389 оценок, рейтинг 283
1 ноября 2013

Итак, Отелло, ожидаемая, но такая тяжёлая пьеса Шекспира. Но, когда берётся ОН, неуспеха быть не может в принципе. Может зайти «чужой» зритель, но если вы «туда», равнодушным вам не уйти.

Режиссёр - Бутусов настоящий экспериментатор, и как я услышал даже в антракте - «хулиган». Отчасти согласен. Только «хулиганства» эти оправданы и очень хорошо ложатся на «адаптацию» и стирание исторических граней. Ведь не столько и не так важно, какое время мы просматриваем и сопереживаем на сцене – 16 там век или 21. Человеческая зависть, злость, ханжество и ЭГО (ЯГО) – жили живы и будут жить и далее. Бутусов Шекспира чувствует иначе, раскрывая и преподнося нам настолько изысканные блюда, что изначально во вкусовых гурманствах сомневаешься, но эти сомнения развеваются, как дым в зале, быстро и окончательно уже спустя 5 минут, после начала спектакля.

На сцене – авангард и модерн в самом смелом понимании и воплощении. Это классика в экстравагантной форме, которая будет близка тем, кто способен воспринимать додумывая, прочувствовать и настроиться на волну режиссёра, который вываливает на нас мощь сценографии и весь нерв актёрского мастерства. Все почти 4 часа нужно думать, мыслить, трудиться. Это спектакль настолько многогранный и многослойный, что не успеваешь за всем следить online, берёшь домашку на дом, но уже понимаешь, что до всего-всего в одиночку не справится, что или подсмотреть в конце учебника ответы, или через энное количество времени вернуться, и доразгадывать ребус, одновременно с восхищением понятых моментов.

Актёры – и снова много успешных и точных попаданий по распределению, но потрясающее «яблочко» - это выбор Отелло – Денис Суханов – актёр №2, два – потому что в Сатириконе номер раз закреплён исторически. Я следил и наслаждался игрой, точнее проживанием жизни в этих 4-х часах. Бешенная харизма, умение держать зал, переходить с крика на шёпот, приковывая всё внимание и слышать дыхание, сбивающееся, но глубокое. Без жалости к себе, раскрывая весь талант, как в последнюю роль, как в последний вечер – браво!

Итого – я очень рад и счастлив, что посмотрел авторскую версию спектакля, которая идёт больше заявленных 3-х часов. Скорее всего режиссёр сократит и ужмёт до «нормативного» значения. Но мне было хорошо, я наслаждался и ловил каждую мизансцену, осмысливал и додумывал те или иные «фишки»… Конечно много осталось за скобками, но тем приятнее возвращаться в Отелло в воспоминаниях от увиденного.

Мне очень нравятся «вкусные» замысловатые вариации на тему…Шекспира, Чехова…далее везде…и уже хочется чего-то нового! Но тут нужно быть аккуртнее с концентрацией.

Рекомендовать могу данный спектакль лишь тем, кто действительно способен мыслить, думать, наслаждаться и погружаться. Способным да воздастся!

7
0
9
Elizabeth
37 отзывов, 187 оценок, рейтинг 81
11 ноября 2013

Спектакль я бы не рекомендовала зрителям, которые совершенно не знакомы с творчеством Юрия Бутусова :)

Трогательная сцена встречи Отелло и Дездемоны, их объятья - он сидя в кресле, она у него в ногах. Очень понравилось первое появление Отелло, когда одеваясь перед зеркалом и, не понравившись себе в отражении, он выливает на зеркало бокал воды, а своё лицо покрывает черным гримом. Вообще лучшее, на мой взгляд, что есть в этом спектакле - это Отелло - Денис Суханов. Настолько необычный взгляд на Отелло, которого я, например, привыкла представлять читая пьесу большим, грузным.. Стройный, изящный Денис с его походкой и грацией. Как спокоен он был, находясь в объятьях любимой и каким диким и безумным стал, поверив Яго. Самая трогательная сцена - монолог Отелло, когда мы фактически слышим его мысли, в то время как он достает из пустой картонной коробки, какими уставлена сцена, детскую игрушку, которая поёт забавную песенку и хлопает в ладошки.. Отелло размышляет о возникновении его любви к Дездемоне и о её убийстве, сажая рядом с собой игрушку то ли зайчика, то ли собачки, которая беззаботно хлопает лапками...

Следующим практически главным героем становится Яго - Тимофей Трибунцев. Из всех персонажей именно Яго показан здесь наиболее ярко. Его ненависть к Отелло, его зависть.. Злодей-гений. как рассказывает он Отелло о первых своих предположениях относительно Дездемоны... к его персонажу даже не возникает ненависти.. просто становится интересно, отчего же он стал таким?... он является воплощением зла и коварства, когда остается один на один с залом, и воплощением понимания и участия ко всем, кто оказывается рядом с ним - Отелло, Кассио..

Дездемона - Марьяна Спивак так нежна и очаровательна в первых сценах! Абсолютно очевидно, что она являет собой образец идеальной жены. Однако, дальше мы начинаем видеть её глазами Отелло. И вот в первых порывах ревности он видит её соблазнительной стервой в короткой юбке и черном парике, при первом упоминании о потерянном платке он видит её пустой и глупой блондинкой в пышном платье, которая как кукла повторяет одни и те же слова. Мы видим даже как она старится на наших глазах во время одного из последних разговоров с Отелло. Но иногда удается рассмотреть её и такую, какая она есть. Замечательная сцена, в которой Дездемона как бы выходит замуж за человека с черным лицом, который под гримом оказывается Кассио, а вовсе не Отелло. То, что сцена о разговоре о потерянном платке играется два раза - замечательный ход. И второй раз она максимально убедительна. Она не может простить сама себе потерю платка.

К минусам отнесу отсутствие яркого финала.
К плюсам - прекрасная почти не прекращающаяся музыка! - отличительная черта спектаклей Бутусова.
Необычные декорации, заполняющие практически всю сцену: целый сад цветов, музыкальные инструменты, винтажные столы, стулья, кровать с подушками, зеркала, вентиляторы, деревья, чемоданы, вешалки с одеждой, манекены с военной формой, коробки, прожекторы.... всё это меняется! - невероятно!

Спектакль заставляет задуматься, долгое время не отпускает, вызывает желание пересмотреть его ещё раз.

7
0
9
Татьяна Миронова
25 отзывов, 28 оценок, рейтинг 51
26 декабря 2013
Сатисфакция душевного либидо или алхимия драгоценной рефлексии.


Не панегирик, но факт: если бы Юрия Бутусова не существовало на свете, его невозможно было бы выдумать.
Такие как он не оставляют шанса относиться к себе равнодушно. Их не понимают и осуждают, ими восхищаются и пленяются, от них ждут подвохов и шедевров, Бутусов для каждого некто свой - разный, многогранный, неоднозначный, и у каждого вызывающий нечто своё: трепетное или суровое, пересекающее или параллельное, родное или отчуждающее.
Душа. Термин лексически избитый, растерявший прелесть особенного содержания. Нематериальная материя с сокровенным смыслом. Ученые могут столетиями ставить эксперименты и спорить о результатах – сколько же весит человеческая душа, но как житейский эмпирик осмелюсь заключить: такие как Бутусов позволяют физически ощутить и нескептично поверить, душа есть.
Ювелир, блестяще ограняющий алмаз реализма окружающей действительности до бриллианта глубины нетривиального на нее взгляда. Основатель векторов затейливых направлений системы координат собственной Вселенной с философией «иного и иначе». Виртуоз дирижерской палочки, управляющий игрой струн запылившихся антресолей внутренних миров в унисон, резонирующих в остром пике полета в заводь облаков. Врачеватель затянутых пленкой времени ран, нанесенных жестоким орудием безжалостного социума и беспринципной морали. Пророк, который без использования зрения, тактильно на кончиках пальцев осязает прикосновение грядущего задолго. Инноватор, внедривший нано-эмоции на уровне подсознания, заставивший выйти из состояния горного плато и превратиться в величественную вершину духовного развития.
Таких как он не бывает, но он есть. А вместе с ним есть «лабиринт Минотавра» - практический комплекс, который вырабатывает навыки выходить за пределы сосредоточения «под ноги», обучая поднимать голову и смотреть не только по сторонам, но и вверх – туда, где найдется выход, если обладать пытливым умом и геркулесовым упрямством.
А спектакль? Если говорить о его авторе можно бесконечно, теряя счет хода метронома, то сами творения нужно видеть. Есть еще вещи, в повествовании о которых не нужны слова, их язык – сурдоперевод со звеняще-молчаливого сердечного. Обзаведитесь билетами, ведь совершенно не важно, озарит ли Ваш лик живой восторг, или же исказит ханжеская гримаса – «плохо» и «хорошо» одинаково прекраснее «никак». Спектакли Бутусова с самого первой минуты своего рождения в его голове тюнингуются опцией по умолчанию «смотреть нельзя пропустить», остается лишь правильно поставить знак препинания.

4
0
1
Anja De Lanklo
18 отзывов, 34 оценки, рейтинг 39
29 ноября 2013

Моя извечная ошибка - вера в режиссера. Я не могу принять тот факт, что если режиссер поставил гениальную вещь - он может поставить и полное дерьмо, простите за выражение. После "Доброго человека" Бутусова, я очень хотела увидеть его "Отелло". Премьера прошла чуть раньше, но собралась я только сейчас. И хочется сказать - зря я вообще собиралась.

В Интернете можно прочитать восторженные отзывы, разговоры о постмодернизме в театре, о том, что если задумку Режиссера ВЫ не понимаете, то ВЫ идиот и плебс... Но будучи заядлым театралом, терпимо относящимся к необычным интерпретациям известных пьес, я не могу себя отнести ни к тем, ни к другим.

И как в известной сказке вдруг понимаешь - а Король-то голый! Это не какое-то ЯВЛЕНИЕ на сцене. Это третьесортный спектакль, с невнятными сценами, с длиннющими театральными паузами, когда актеры просто стоят на сцене, или просто ходят, словно режиссер понимал что у него ещё полно времени - надо как-то растянуть спектакль до нужных 3 часов! Кое-какие эпизоды вообще были использованы из популярных в Интернете видео. Например, в самом начале стучание по столу 4-х человек - это ухудшенная версия выступления Mayumana...

Сцена. Огромная сцена Сатирикона была захламлена. Это не декорации - это хлам. Которые толпа работников сцены каждые несколько минут таскала туда-сюда. Такое ощущение было, что постановка сначала рассчитывалась на малый зал, а тут бац - вторая смена. И чтоб как-то пространство занять - его захламили всем. От коробок до игрушек...

Чтобы быть уж категорически честной: кое-что мне понравилось.

В плане актерской игры. Но кусками. Скажем так - Отелло (Денис Суханов) и Яго (Тимофей Трибунцев) представляют очень интересный актерский тандем. И вот эпизоды с ними были напряженные, интересные и цепляющие. А вот всё остальное... увы и ах...

Смешно, но самым ярким моментом в спектакле было... как Яго готовил себе яичницу на сцене. Всё по-настоящему: горячая плитка, яйца, масло... Я удивилась, почему не сообразили продавать в перерыве это блюдо в буфете - учитывая комментарии людей, многие бы купили... В целом же мне было скучно, действие не цепляло, не заставляло нервно цепляться за кресло и сидеть, затаив дыхание. И если по итогам первого акта спектаклю можно было бы поставить троечку, то второй акт убил вообще всё впечатление.

И кстати о голом короле.. Эпик-фейлом был выход голых актеров на сцену. В своё время, известный театральный критик писал: если режиссер понимает, что спектакль надо как-то вытягивать, а средства все артистические не помогают - выведи голых на сцену. Когда ближе к концу они появились, я уже не сомневалась ни секунды.

Знаете, что меня поразило?! Реакция людей. На поклонах люди вставали и аплодировали. Нет-нет-нет, Вы не понимаете! На лицах у людей было написано ОТВРАЩЕНИЕ, нежелание вставать... Но они это делали из какого-то странного чувства - НАДО. Типа спектакль закончился, актеры отвешивают поклоны - надо встать и похлопать. Я этого не сделала. Потому что я не считаю, что ЭТОМ действу можно и нужно хлопать.

Опять-таки комментарии людей на выходе: надо сходить на "Отелло" в Вахтангова - очистить впечатление. Прямо мои мысли... В общем, на вкус и цвет фломастеры разные. Я лично не рекомендую к просмотру. Если же пойдете, будем надеяться что Вам понравится. Потому что не хотела бы я, чтобы Вы, выходя из зала, чувствовали себя политым коричневой субстанцией, от которой хочется отмыться. А так себя чувствовала я...

4
1
1
Kriemhild
16 отзывов, 23 оценки, рейтинг 32
1 декабря 2013

На сайте театра было заявлено, что спектакль идет три часа. Но на самом деле оригинальностью Юрия Бутусова мы наслаждались четыре. Из них большую часть времени на сцене зазывали зрителей в театр (почему-то по-немецки; это было так глубоко, что мы поняли немецкий, но не поняли, зачем он там нужен), переодевались (часто и долго), перекладывали настил (еще чаще и дольше), носили взад-вперед мебель (а ее было много, очень много!), дрались и вообще занимались чем-то, мало связанным с "Отелло". Периодически режиссер вспоминал, что где-то под водопадом фонтанирующей изобретательности и оригинальности должен ну хотя бы чуть-чуть просматриваться "Отелло" Шекспира - потому что, уж простите меня, на афише заявлен "Отелло" Шекспира. Не "Оттелло" Юрия Бутусова, как, например, "Макбетт" Ионеско - там все честно, я понимаю, что Шекспир - это трамплин для Ионеско, поэтому, если меня интересует Ионеско, я пойду, а если Шекспир - то, пожалуй, нет. Здесь, простите, меня зазывают на Шекспира. И таки да, периодически прорывался искореженный и перевранный текст Барда. В сочетании с Ахматовой и Пушкиным. И вот все четыре часа меня не оставлял вопрос - а если на этот хаос, в котором от Шекспира осталось примерно на полчаса текста, зато налицо перевранные события (самое существенное для меня - в конце спектакля на Яго вешают морговскую бирочку, а у Шекспира он "ранен, но не насмерть") и надпись "этого не было" над сценой, где Дездемона обещает Кассио помочь, валяясь с ним в постели и говоря интонациями ходульной потаскушки (от этой Дездемоны вообще возникает только одно ощущение - придушить ее надо было еще в начале), так вот, если на этот хаос придет человек, который не читал "Отелло", он вообще поймет, что перед ним происходит? А если не поймет, то в чем Шекспир-то виноват? Или зритель радостно посмотрит на художественный стриптиз (тогда уж разворачивайте актеров передом и раздевайте Дездемону догола, чего стесняться-то, чай, не на детей спектакль рассчитан), будет восторженно сообщать, что приобщился к "высокому", а в ответ на вопросы, что это за "высокое", станет только загадочно улыбаться?
У Бутусова был «Ричард III», обласканный критиками и всяко-разно награжденный, оставивший меня как-то совсем равнодушной, но это уже мои проблемы, потому что для меня Ричард III - это Лоренс Оливье, и Райкина в этой роли я не очень восприняла. Был «Король Лир». Фарсовый Лир - это непривычно, но было видно, о чем этот спектакль, а его концовка пробирала до мозга костей. И в «Ричарде», и «Лире» было внятное прочтение шекспировских текстов. А в «Отелло» я вообще не вижу прочтения «Отелло». Никакого. Там может быть прочтение чего угодно - но не «Отелло», хотя бы потому, что нельзя переврать текст и события и утверждать, что это все еще «Отелло».
Нет, я не требую строго академических постановок (на академическом «Мещанине во дворянстве» в Малом мне было изрядно скучно), я не против экспериментов, я не против творческого самовыражения и свободного поиска ассоциаций, ради Бога, ассоциируйте, ставьте, что хотите, хоть черта в ступе. Но тогда уж пусть будет честно написано: Юрий Бутусов. «Черт в ступе. Навеяно Шекспиром». И все претензии будут сняты.
Мы были на втором спектакле сезона. Народ начал уходить рано и интенсивно. Непривычно интенсивно для «Сатирикона». Но вершиной какого-то полного унижения для театра для меня стало то, что перед поклоном капельдинерша встала в проходе, не давая зрителям выйти. Мне не хочется даже думать, что же такое было накануне, на самом первом спектакле, что ко второму персонал уже знал, как именно продержать зрителя в осаде приемлемое для поклона время.

8
2
7
Alexei Balakirev
22 отзыва, 74 оценки, рейтинг 16
23 ноября 2014

Бутусов - тот режиссер, который держит тебя во время спектакля в постоянном интеллектуальном напряжении. Ты каждую секунду пытаешься понять, а зачем вот это, а почему сейчас вот так, а это он на что намекает?...
Это крутой опыт всегда.

Мне несколько не хватает эмоций, хотя в этом спектакле меня очень глубоко поразила любовная сцена ближе к концу, которая безумно откровенна, резка, пластична, груба, нежна - все вместе и сразу.

2
0
9
Мария Куликовская
41 отзыв, 46 оценок, рейтинг 12
27 июля 2016

Вот именно так и надо ставить классику, особенно такую монументальную как Шекспир! Чтоб побороть отвращение к этой самой классике, глубоко засевшее в сознании со школьных лет. Шекспир мне всегда казался тяжелым, давящим, отталкивающим. А это уже второй спектакль Бутусова по Шекспиру, по которому я понимаю, насколько ошибочным было мое представление о произведениях данного автора. Такой Шекспир мне интересен, такой Шекспир мне нравится!
Сам спектакль очень красивый. Самый красивый из трех Бутусовских, что я видела. За счет декораций, света, грима. Общая картинка получалась точно картина на сцене или художественная фотография. В общем, эстетическое, визуальное удовольствие колоссальное. Нагая сцена была особенно изящна.
Единственное, что мне не понравилось – это осталось какое-то скомканное впечатление от концовки. Ощущение, что чего-то не хватило, какого-то аккорда. Было легкое недоумение – уже все? Такая казалось бы мелочь как наличие музыки на поклонах могла бы стать тем самым необходимым довершением, но ее не было. Обидно даже, что из-за концовки от хорошего спектакля остается невнятное впечатление.
А вообще мне стал нравиться Бутусов, вот прям очень. Да, я сознаю, что я не все понимаю из того, что он зашифровал в деталях спектакля, но у меня это уже не вызывает дискомфорта. Основная канва истории изложена ясно, просто и вкусно. А все обрамление – выразительный творческий почерк режиссера.
Из актеров выделю совершенно восхитительные работы Дениса Суханова и Тимофея Трубинцева. Браво, мастера сценического пространства! Также отмечу замечательные работы Марьяны Спивак и Марины Дровосековой. И несмотря на наличие динамичных общих сцен, спектакль оставляет впечатление преимущественной монологичности, а значит возможности для актерских проявлений. И проявления эти были прекрасны! Самое сильное впечатление оставила одиночная сцена Дениса Суханова под звук записи его голоса. Как он держал внимание зала, сохраняя молчание!
Я с большим интересом, увлеченно смотрела этот спектакль. Мне понравилось. Даже очень, не считая концовки. Однако рекомендовать его к просмотру каждому я бы не стала. Спектакль хороший, с сильной актерской работой, интересной режиссерской работой, но в большинстве своем темпоритм его стремился к нулю. Меня это не смущало. Но если бы я начала знакомство с творчеством Бутусова с этой постановки, возможно, мое мнение было бы иным. Поэтому этот спектакль скорее для поклонников данного режиссера или для тех, кто готов к всевозможным новаторствам в театре. Не могу себя однозначно отнести ни к одной из этих категорий, но на этот спектакль еще раз я приду.

2
1
9
Аксёнова Елена
9 отзывов, 30 оценок, рейтинг 12
6 ноября 2013

Поставив "Отелло", Бутусов дал себе такую волю, какой не давал никогда. Возможности для этого у него были: рядом - актёры-единомышленники из числа самых лучших в Москве, те, кто может выдержать экстремальные условия существования на сцене: горы реквизита, разлитую воду, напуганный, недоумевающий зал, необходимость многократно переодеваться и вообще производить множество манипуляций, мешающих играть... Это очень затратный спектакль - энергетически, физически и эмоционально. На актёров (прежде всего, на Дениса Суханова и Тимофея Трибунцева) падает главная нагрузка - хоть как-то компенсировать зрителям неудобство смотреть необыкновенно трудный спектакль, потому что, пожалуй, впервые Бутусов настолько отказался от компромисса с внутренними ожиданиями публики. Образно выражаясь, он бросил ей лишь неустойчивую и доступную всем ветрам верёвочную лестницу, по которой можно подняться к вершинам авторского замысла - или хотя бы приблизиться к нему.
В "Чайке" зрителям есть на чём отдохнуть душой: внутренняя стройность, по-новому акцентированный чеховский текст, сентиментальность и - главное - за драйв отвечает сам Бутусов. В менее милосердном "Макбет. Кино" это труднее, даже знание пьесы мало чем помогает... но музыка, ритм, визуальная графическая красота делают своё дело - и это тоже фанатский спектакль. В стоящем особняком "Добром человеке из Сезуана" режиссёру как-то удалось угодить если не публике, то критике, попасть в масть - возможно, внятным посылом и внутренней логикой.
С "Отелло" всё по-другому. Если в "Чайке" каждый мог найти что-то "про себя" и это примиряло со спектаклем даже недоброжелателей, то тут - не факт (оно есть, просто запрятано глубже). Потому цепляются не за близкое, а за понятное: за театральную метафору, за "козлы и обезьяны" как приговор современному миру, за "зло с человеческим лицом", за мужское-женское, за бросающуюся в глаза символику... А за пределами понятного - страшный сюрреализм, про который думать не хочется, мол, снова Бутусов со своим подсознанием, надоело...
Между тем, эти сны и образы, необязательность многих предметов реквизита, иррациональность и принципиальная неточность - как раз то, что сближает спектакль с реальным потоком сознания, делает его сложным и многозначным, как жизнь, как внутренний мир человека. Правда искусства и правда жизни смешиваются здесь причудливым образом. Да, это мешает вычислить магистральную мысль, проложить привычный путь "из Содома в Вифлеем", но считать это недостатком спектакля, возникшим по недомыслию режиссёра, простительно лишь обычному зрителю, который пережил стресс, находясь 4 часа в зале, и теперь от него защищается...
Говоря о спектакле, приходится объяснять и спорить, и это естественно: Бутусов на этот раз обошёлся с публикой сурово. Он, конечно, немного помогает ей, но не все даже хотят принять от него эту помощь, настолько возмущены подобным с собой обхождением. А надо просто смотреть и слушать всё, как есть, подключив чувства и разум - и тогда это путешествие в художественный мир очень талантливого человека будет захватывающе интересным.

5
1
1
Добрый Мунк
16 отзывов, 17 оценок, рейтинг 6
18 февраля 2018

Тут такое дело, мне очень не понравилось. Но хочется отомстить. Так что, бежим все смотреть. 3-4 часа немыслемого мучения, вздохов в зале, охов в зале, мертвечины на сцене, и будет пару смешных моментов на сцене (5-6 секунд). Ну и трусы отелло.

1
0
6
Plotnikova Svetlana
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
28 мая 2018

Фактически отзыв - это моя интерпретация Бутусова, в которой он интерпретирует Шекспира, то бишь вторая производная.
Дездемона здесь - разбитная деваха, умеющая быть иногда нежной возлюбленной, иногда кокетливой стервой, но она живая и настоящая. И когда в конце первого акта она встает в окне, под которым плетет интриги Яго и исходит ревностью Отелло - понимаешь вдруг, что правда на ее стороне. Что она имеет право быть какой угодно - "непостоянна как вода". Что она не обязана совпадать с идеалом, который рисует себе Отелло, что ее нельзя втискивать в заданную роль - она будет расплываться, менять очертания, как вода или как сама жизнь. И потому такой шок в финале, когда Дездемона превращается в застывшую маску, что по сути есть убийство жизни, потому и остальные персонажи после смерти Дездемоны уже не могут существовать.
И все-таки следует признать, что из пяти спектаклей Бутусова, которые я видела, этот вставлял меньше всего. То ли мне не удалось поймать волну, то ли актеры эту волну не сгенерировали, то ли режиссер не смог здесь выстроить все настолько точно, как в лучших своих спектаклях.

1
0
7
Лера Старкова
3 отзыва, 5 оценок, рейтинг 0
10 ноября 2017

Когда идешь на Бутусова, всегда будь готов к бессмысленным этюдам, но есть отдельные сцены,которые ты вспоминаешь долго после просмотра. Это,как цитаты из фильмов.Сцены, где Яго делает себе яичницу и финальная это и есть те самые цитаты для меня.

0
0
9
Наташа Мурашова
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 0
28 января 2014

Сходила на ОтеллоБегите наОтелло вскрывайтесь
Учитесь быть не учеными и учеными
Боже как все страшно дико и страшно
Спектакль о душе совете и гниле.
Спектакль динамичен и оправдан, по ощущениям поиск и режиссера и актеров еще долго не будет окончен
Начало как и всегда в спектаклях Ю.Б на сцене куча всего... На первый взгляд не понятного но на деле все оправдывается, может просто я зритель любящий фантазировать но смысла я там нашла на пересмотр многих параметром в своей жизни
Необыкновенный Трибунцев ....простой легкий открытый удивительный
Вся страх Шекспира , В этой постановке переносится в яго именно он открывает грязь коротая заливает души всех героев маленького острова
Отелло все первое действие сидела и ловила себя на мысли что что то в нем не так
Что ??? Что? И тут мне кажется поняла ... Просто все очень сложно очень сложно на сцене страдать просто страдать , сложно гнить и что в себе надо вскрывать что бы зритель почувствовал , честно я не знаю.
Во втором акте Суханов открывается ,стирается в золу и поднимается
Конец для меня сделан просто идеально не хватило всего ,слезы катились пухлым щекам, когда непобедимый мавр сдался злу ,и как он убивает свою душу а потом дездемону
Марьяна ... Сложно
Привела в дикий восторг сцена на траве , тихо там где то в внутри в амбарах нашего сердца шептали не они не люди а сердца.спасибо за чистоту
Терпеть не могу проекцию и все что с этим связанно ,но не любить юббутусова просто не могу
Почему то всегда забывают о женщинах а я помню какая дивная и чудесная М.дровосекова идеал греции века так 1 вспоминая агесандара и Иже с ними
А какая голосовая работа такая музыка
Прекрасен спектакль от носочков до пяток
Спасибо

0
0
7
Надежда Банникова
1 отзыв, 8 оценок, рейтинг 0
9 декабря 2013

Очень впечатлило отчеканивание ритма по столу с разбрызгиванием воды!дало хороший настрой.некоторые роли были не понятны в начале а сцена с раздеванием(полу)думаю лишняя.раз уж ню так до конца!никаких "простыней":-)в остальном -все молодцы;-)

0
0
10
HAPPYWOMAN_PRO Счастье. Гармония. Любовь.
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 0
30 октября 2021
Впечатляет!

«Она меня за муки полюбила, а я её за состраданье к ним…»
Если не знать, что эти строки написаны Шекспиром, можно подумать, что мужчина рассказывает своему психотерапевту о созависимых отношениях с женой. И, принципе, история действительно об этом, но не только.
На прошлых выходных мы с мамой посмотрели в Театре САТИРИКОН «Отелло» — и это был сильный эмоциональный опыт. В «Сатириконе» всегда так, чтобы не ставили. Актёры этого театра играют как в последний раз, буквально «на разрыв аорты» — с криками, брызгами, стуками и громкой музыкой.
Главный злодей трагедии Яго — в исполнении Тимофея Трибунцева прекрасен, а сама история помогает понять, как иногда одним намёком, полусловом, полутоном, приподнятой в лицемерном удивлении бровью можно запустить «эффект бабочки», который уничтожит всё чистое и светлое, искреннее и живое.
И пусть в наши дни историй о ревности становится меньше, в рабочих отношениях Яго, увы, встречаются — на реальные дела неспособные, но одарённые в интригах. Как и в «Отелло», от их происков страдают в первую очередь и больше всех их собственные руководители, при которых эти самые Яго промышляют, а остальные становятся лишь незначительным сопутствующим ущербом.
Ну и, конечно, в конце спектакля хотелось добавить, что закон о домашнем насилии в России до сих пор не принят. Занавес.
Спасибо невероятным артистам театра за спектакль, Юрию Бутусову за постановку!

0
0