Драма самоидентификации
Каждый спектакль Марка Букина – это исследование. Обратившись к роману И. С. Тургенева «Отцы и дети», режиссёр сосредоточился на фигуре Евгения Базарова. К сожалению, для многих первое, школьное, знакомство с ним ограничивается тем, что нигилист Базаров – представитель революционного строя, чуждый для медленно погибающего дворянства. Но созданный больше полутора веков назад Базаров остаётся героем сегодняшнего дня – возможно, такой человек есть и в нашем зрительном зале. Оттого изучать его вдвойне интересно.
«Мастерской», где проходит это исследование, становится русская деревня. Этот мир одновременно очень условен и предельно конкретен, здесь бытовое и игровое начало неотделимы друг от друга. Здесь случаются все события романа Тургенева, но его героев окружает тот же контекст, что и современных зрителей. Здесь мыслят категориями XXI века и говорят его языком. Здесь звучат песни, которые известны каждому, кто рос в России.
Кто такой Базаров сегодня? Его образ гораздо сложнее и глубже типичного «лишнего человека», каким его называли на школьных уроках литературы.
Марк Букин, автор сценария и режиссёр спектакля: «Мне не хочется делать его однозначным. У Тургенева нет однозначных героев, и я из-за этого его и полюбил. С Базаровым я не могу поставить точку, однозначно решив, чего он хочет и к чему идёт. Он для меня гораздо сложнее. Очень много в нём есть всего: и нежности, и грубости, и ярости, и любви. Мне нравятся люди «не как все», которые выбиваются из какой-то стройной модели. Базаров не революционер, он настоящий философ. Он ничего на самом деле не разрушает и не создаёт, его работа – размышлять о реальности, пусть и категорично в силу возраста. Базаров придумал свой нигилизм, но не соответствует этой своей идее: ему слишком не всё равно. А разве может быть лишним человек, которому не всё равно?»
В названии спектакля нет соединительного союза. Косую черту не следует воспринимать как противопоставление: при всех различиях в мировоззрении и «отцы», и «дети» хотят одного и того же. На сцену играть представителей разных поколений выходят артисты одного возраста, и у зрителя будет возможность воспринять и «отцов», и «детей» на равных. Среди них нет однозначно правых или неправых, но разрыв между ними кажется непреодолимым. Возможно ли примирение?