Тургенев, мечтавший о появлении социального типа, в котором на благо общества соединились бы скептик Гамлет и энтузиаст Дон Кихот, создал в одном из лучших своих романов образ ниспровергателя основ — Евгения Базарова, кого одни сочли идеалом, другие — клеветой на молодежь, а третьи — помесью Ноздрева и Чайльд-Гарольда.
Вечная коллизия — мировоззренческий конфликт поколений — в пронзительном, ярком, динамичном спектакле Андрея Любимова представлена в стилистике, напоминающей композицию прогрессив-рока с его блистательной эклектичностью, сложной структурой и многократной сменой ритма и тональности, а также виртуозными соло-эпизодами. А неоднозначный герой, актуальный во все времена, обретает черты молодых бунтарей из субкультур последних десятилетий — от панков до киберготов и не только.
«Ученик» Базарова Ситников разрастается в целый вихрь развязных и стильных фанатов, сопутствующих кумиру, впрочем, только лишь по принципу «покуда им светит слава твоя» и с легкостью его предающих. Лучший друг выбирает классику — традицию «отцов», и это как будто бы мудро и неплохо, но как-то бесполетно... Базаров же, хмурый романтик в свитшоте с капюшоном, с рюкзаком на плече, глубинно одинок, как всякая неординарная личность, чья рассудочная теория (по мысли Достоевского) разбивается о жизнь, он пасует перед любовью, и его бунтарство, не способное перейти к созиданию, обречено на саморазрушение и гибель — под неожиданно «в тему» звучащую в финале песню Высоцкого.