Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
9.7

Спектакль в Москве
Островский. Авангард

Постановка - Театр Романа Виктюка
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом

Расписание сеансов

О спектакле
В честь 200-летия великого русского драматурга — Александра Николаевича Островского — Театр Романа Виктюка сыграет лучшие сцены о любви из его пьес. Спектакль -путешествие – по театру, по пьесам, путешествие в мир того, кто глубоко и метко открывает нам душу человеческую. Того, в чьих произведениях нет однозначно плохих и хороших людей, кто поднимает вечные вопросы – совести, любви, страсти, порядочности. Наряду с Достоевским и Пушкиным Островский создал великое, душеполезное литературное явление, которое остается актуальным по сию пору и является источником постоянной благодарности режиссеров, актеров и зрителей многих поколений. Проводником и связующим фрагменты пьес звеном станут цыгане – те, кто в произведениях Островского становятся символом судьбы, рока, неотвратимости. Они и поведут зрителей по зданию театра и по пьесам Александра Николаевича. Начнется действие на боковых балконах, где будут представлены «Волки и овцы» в постановке Игоря Неведрова и «Доходное место» в постановке Кирилла Шендерова. Просмотр отрывков сменится показом фрагмента фильма Владимира Петрова «Гроза» 1933 года, который продемонстрируют на большом экране. Затем зрители окажутся на авансцене театра, стоя на которой будут смотреть фрагмент из «Бесприданницы» режиссера Александра Тарасова, который сыграют на центральном балконе. Финалом театрального путешествия станут «Свои люди – сочтемся» в постановке Андрея Боровикова, который будет показан уже в привычном публике варианте — на основной сцене. Житейская мудрость, которой полны пьесы Островского и которая часто оказывается почвой для парадоксальных человеческих проявлений, по мнению Игоря Неведрова, представлена великим драматургом теплой, наполненной любовью и иронией. Такой она будет и в отрывке из пьесы «Волки и овцы». Казалось бы, что может быть хорошего в желании героини пробиться в общество, благодаря богатому, немолодому холостяку? Но автор любит обоих своих героев – и поневоле зрители начинают проникаться этой любовью тоже. Ведь любовь в творчестве Островского очень многогранна – от романтического максимализма до мудрой и спокойной заботы. Кирилл Шендеров выбрал для постановки четвертое, самое острое действие пьесы «Доходное место». Жадов, уже женатый на Полине, начинает постепенно сомневаться в своих убеждениях, которым так яро следовал всего год назад. Окружающие жаждут признания его беспомощности, а он борется с сомнениями, и, пытаясь оградить себя от них, незаметно отдаляется и от жены. Александр Тарасов видит ключевой темой «Бесприданницы» невозможность принять мир таким, каким он является в действительности, что приводит каждого из героев к внутренней безысходности и – в итоге – трагедии. Финал пьесы, финал нераздельных и неразделенных человеческих чувств и судеб. В этом «психологическом триггере» сливаются воедино ревность и безысходность, не позволяя героям остановиться, простить друг друга и просто любить. Андрей Боровиков считает, что, хотя Островский и относил пьесу «Свои люди – сочтемся» к жанру комедии, ее можно и нужно считать скорее трагикомедией, русским «Королем Лиром». Режиссер выстроил сценическое пространство в виде музыкальной шкатулки, напоминающей арену цирка, где фарфоровые куклы-клоуны кружатся в гротесковом танце жизни и могут разбиться в любой момент. Трагикомический жанр представления также подчеркивает выбранная для оформления стилистика русского авангарда.
Драматический
16+

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

10
Mariya Godlevskaya
164 отзыва, 167 оценок, рейтинг 5
7 июля 2023
От авангарда в кино к авангарду в театре через пьесы Островского!

От этого дня у меня останутся впечатления, фотографии и видео. И я сейчас не только про видеофрагменты спектакля, но и про видео, где я с артистами в цыганских костюмах отжигаю на сцене. Так вот, совершенно неожиданно для себя...

30 июня состоялась премьера нового спектакля в Театре Романа Виктюка "Островский. Авангард". Когда я впервые увидела название, возникло много вопросов. Посудите сами - Островский умер за несколько десятков лет до зарождения авангарда. Каким же образом фамилия русского классика 19 века и название новаторского течения в искусстве 20 века оказались рядом в названии спектакля? Оказывается, этому есть вполне логичное объяснение.

Спектакль начался с выступления Дмитрия Бозина, который продемонстрировал нам несколько фрагментов из фильма "Гроза" 1933 года режиссера Петрова по одноименной пьесе Александра Островского. Вот в чем была скрыта загадка связи классики с авангардом. В начале 20 века Эйзенштейн, сотрудничая с Мейерхольдом, стал основоположником советского киноавангарда. В фильме "Гроза" мы можем увидеть стиль, повторяющий работы Эйзенштейна. Те же крупные планы, расфокус, а потом диагональные кадры и движущаяся камера. Те же живописные мизансцены, те же постановки кадра, еще пока театральные, и актерская игра там пока театральная.

Если я верно поняла идею, спектакль "Островский. Авангард" - это эксперимент от обратного, то есть, от авангардного кино к театру. Постановка состоит из четырех частей, фрагментов из четырех произведений Островского, сценами для которых стали разные локации Театра. Первые два фрагмента из пьес "Волки и овцы", режиссер Игорь Неведров, и "Доходное место", режиссер Кирилл Шендеров, были сыграны на балконах, где установили небольшие импровизированные сцены с поручнями. Отрывок из "Бесприданницы", режиссер Александр Тарасов, играли по очереди то на центральном балконе, то на сцене Театра, то в рядах партера. А сцену из из пьесы "Свои люди - сочтемся", режиссер Андрей Боровиков, усадив зрителей в партер, перенес полностью на сцену, на круглый вращающийся подиум в самом ее центре. От локации к локации нас водили цыгане, не настоящие. конечно. Это были актеры в цыганских нарядах, но, должна отметить, сыграно крайне правдоподобно.

Контраст ярких голубых, оранжевых и желтых оттенков света, разные ракурсы, выход актеров за пределы импровизированных сцен, крупные планы и замкнутое пространство балконов, 360 градусов сцены в третьем действии и ограниченная часть сцены в четвертом, архитектура самого Театра в качестве сцены для спектакля - все это напоминает нам приемы постановки кадров в авангардном кино. И если первые три фрагмента были...так и хочется сказать - сняты...поставлены в классическом варианте, то для того, чтобы разглядеть авангард в четвертом, - можно ничего не знать ни о самом этом направлении, ни о кино, ни о театре. Гипертрофированный авангард в нем буквально кричит со сцены посредством цветных геометрических декораций, ярких костюмов с геометрическим принтом, резких угловатых движений, манеры речи. Тем не менее, все фрагменты связаны общей нитью и при всех вводных по-прежнему остаются произведениями Островского.

Разобранные на части и вновь собранные воедино, но уже с расставленными акцентами и подчеркнутыми деталями, здесь, на сцене Театра Романа Виктюка, пьесы Островского заиграли новыми красками, нашли отголосок в сердцах зрителей. Все так же о любви, о жизни, о действиях и противодействиях, о поступках и последствиях, они остаются актуальными и в наше время. Вобрав в себя житейскую мудрость, они несут в себе мораль и учат жизни. Несмотря на почти двести лет разницы с героями пьес, мы все так же на них похожи, у нас прежние ценности и грехи. Спектакль цепляет, он заставляет задуматься, ведя от балкона к балкону, от одной картины человеческих трагедий к другой. Непосредственная близость к актерам вовлекает в спектакль, затягивает в действие.

Конечно, путешествие, а особенно - подъем из фойе ниже первого этажа сразу на четвертый к балконам, очень выматывает, но однозначно того стоит. А благодаря оригинальному формату и удачно выбранным фрагментам, постановка будет интересна и искушенным театралам, и среднестатистическому зрителю, и не очень симпатизирующей классике современной молодежи. В очередной раз Театр Романа Виктюка пронзил мое сердечко стрелой Купидона. Браво!

0
0
9
ТАТЬЯНА СОРОЧАН
46 отзывов, 48 оценок, рейтинг 16
6 июля 2023
Ассорти из пьес Островского, для тех, кто любит гулять

Островский. Авангард.
30 июня состоялась премьера в «Театре Романа Виктюка». Впервые эскиз пьесы сыграли в рамках акции «ночь театров» и в честь 200-летия великого русского драматурга — Александра Николаевича Островского. И она так понравилась зрителям, что они попросили ввести её в постоянный репертуар театра.
Пьеса очень неожиданная по решению, это скорее имерсивное путешествие по театру. Идея в том, чтобы использовать места, где обычно сидят зрители для выступления актеров, а поклонникам театра дать возможность выйти на сцену. О таком необычном решении мечтал еще Роман Григорьевич Виктюк, по словам его учеников.
Наше впечатление началось с посещения кабинета-музея Р.Г. Виктюка, в который теперь можно заходить перед каждым спектаклем, чтобы посмотреть на интересный выбор книг, афиши и вид из окна.
Потом мы спустились в нижнее фойе, где увидели фрагменты фильма Владимира Петрова «Гроза» 1933 года и Дмитрий Бозин рассказал нам об авангарде, о его приемах и решениях, это подобно камертону в музыке, должно настраивать зрителя на правильный лад. После этого толпа цыган исполнила зажигательный танец и увлекла нас за собой. Этот момент используют, чтобы разбить зрителей на две группы, которые потом, посмотрев два спектакля, объединятся.
Мы поднялись на балкон и посмотрели первый спектакль, режиссированный Игорем Неведровым. Это был кусочек из «Волки и овцы». Прохор Третьяков в роли Лыняева, Мария Матто в роли Глафиры и Алдар Когаев, в прямом смысле на подпевках. Этот кусочек больше всего понравился моему сыну, как и многим, кто не знаком с творчеством Островского, здесь было все просто и понятно, красивое и ясное визуальное решение. Актеры хороши.
Затем мы переместились на второй балкон и там посмотрели отрывок из «Доходного места». Как сказал позже, на пресс-конференции режиссер этого фрагмента, Кирилл Шендеров, он заложил в этот спектакль метафору Ноевого ковчега, на котором Жадов пытается сохранить себя и Полину в любви и беспорочности. Анастасия Якушева и Никита Башков отлично и эмоционально отыграли отрывок.
Далее цыгане нас повели на сцену театра. Мы стояли на этом не побоюсь этого слова святом месте, а внутри нашего круга и на балконах разворачивалась драма «Бесприданница». Константин Авдеев – Карандышев, Никита Башков –Паратов, Мария Матто –Лариса и Александр Семенов – Кнуров. Вот тут я увидела первый минус спектакля, во-первых, не видела ни одного актера, который бы переиграл Никиту Михалкова в этой роли рокового мужчины (если видели пишите, мне кажется это невыполнимая задача), во-вторых, т.к. действие меня захватило до глубины души и мне нужен был антракт, чтобы выпить чашечку кофе или шампанского и поговорить с о коварстве любви и жестокой судьбе. Но нет на сцене зажглась надпись, что нужно садится в партер. Мы понеслись по четвертой пьесе поставленной Андреем Боровиковым.
«Свои люди –сочтемся» Зажигательный актерский состав: Павел Новиков, Наталья Мороз, Виктория Савельева, Сергей Соломин, Олеся Быкодерова, Игорь Тенсин, Владислав Сыровацкий. Отсылка к Всеволоду Мейерхольду, который считал, что спектакли Островского должны быть сказочными. Сцена похожая на музыкальную шкатулку, наполненную гротескными образами фарфоровых кукол-клоунов. Декорации в духе «Супрематической композиции» Казимира Малевича. Трагикомедия, выполненная в лучших традициях русского авангарда. Очень смешно, контрастно, ярко и выразительно. Визуально тоже интересно, видела много фото со спектакля – очень интересные. Открытие для меня в этом спектакле Сергей Соломин – потрясающий в одной из главных ролей, очень артистичен и великолепен. Браво! Виктория Савельева – отличная Липочка получилась, очень талантливо, тонко и смешно. Все актеры большие молодцы – отличная командная работа. Браво!
Особенно хочу отметить пластику актеров спектакля, как всегда – на высоте. Режиссер по пластике Владимир Аносов продолжает радовать зрителей.
Шероховатости были с размещением зрителей, но это и понятно, т.к. это эксперимент для театра и эта схема еще не отработана до конца. Мне в целом идея путешествовать по театру понравилась, т.к. я люблю ходить, было очень интересно и впечатляюще, надеюсь этот спектакль оставят в театре.

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все