Величественная опера Чайковского возносит нас к переломному 1429 году Столетней войны. Франция, обескровленная междоусобицами и английской интервенцией, стоит на краю гибели. Орлеан – последний бастион надежды. И в этот роковой час является юная Иоанна д’Арк, чья вера станет мечом, а жертва – знаменем.
Чайковский создал не музыкальную иллюстрацию исторических событий, но грандиозную фреску человеческого подвига. Переплавив французский сюжет в горниле русского мелоса, композитор создал произведение, в котором чувство долга преодолевает отчаяние, а поражение оборачивается нравственной победой. Его Иоанна – не условная героиня, а живое воплощение той таинственной силы, что поднимает народы из бездны обреченности.
Опера дышит драматизмом и страстью, ее музыка – героическая и в то же время в ней немало лирических оазисов. Она то взмывает ввысь исполинскими хоровыми волнами, то замирает в трепетных, едва слышимых интонациях, подобных кроткой молитве. Написанная в разгар русско-турецкой войны 1877-1878 годов, партитура проникнута особой эмоциональной силой, превращая исторический сюжет во вневременную притчу о цене спасения Отечества.
«"Орлеанская дева" — опера с разнообразной и мощной драматургией. В ней есть и такие интенции композитора, которые выходят за рамки времени — они о сути характера, о взаимоотношениях личности и толпы, об ответственности, выборе, призвании. Есть и мистериозная составляющая. Чайковский сложил либретто, в основном, по пьесе Шиллера в переводе Жуковского, полной мистических аллюзий, отсылок к Христову пути. Здесь драма соединяется с мистерией и ораторией — в опере множество великолепных и невероятно красивых хоровых номеров, когда действие почти замирает. Здесь сталкивается театр представления и театр переживания или, если не бояться пафоса, небо и земля», — Александр Титель.