Оперы по произведениям Гоголя не могут сравниться в популярности с операми по Пушкину, но создаются с регулярностью. Еще в 1868 году Мусоргский сочинил оперу «Женитьба», а позже писал, но не закончил оперу «Сорочинская ярмарка». В 1874-1887 годах Чайковский создал три версии оперы на основе повести «Ночь перед Рождеством», получившую в итоге название «Черевички», а в 1895 году оперу на тот же сюжет сочинил Римский-Корсаков — он же в 1880 году положил на музыку «Майскую ночь». Шостакович, будучи в эвакуации в Куйбышеве, работал над оперой «Игроки», но не закончил ее — зато его «Нос», впервые поставленный в 1930 году, ставится не только в России, но и на мировых сценах. На тексты Гоголя написано больше двух десятков других опер — музыкальное воплощение получали «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Ревизор». В 1971 году Кировский (сегодня — Мариинский) театр заказал молодому композитору Геннадию Банщикову новую оперу по Гоголю. Над либретто работал писатель Михаил Лободин (1901-1999), автор исторической беллетристики. Описанные у Гоголя перипетии тяжбы миргородских помещиков, поссорившихся на пустом месте, остаются за кадром; обстоятельное описание их дружбы и характеров сконденсировано в несколько минут, а основное внимание уделено собственно сцене ссоры. «Как поссорились...» даже называют оперой-сценой. В ней всего два персонажа — тенор и бас.